Nikon D700 стал очень популярным фотоаппаратом среди профессионалов и любителей. Он отличался условно доступной ценой, таким же высоким качеством изображения, как и легендарный “старший брат D3”, прекрасным автофокусом, высокой скоростью работы и отличной эргономикой. Но не умел снимать видео… Поэтому многие ждали преемника  “семисотого” в надежде увидеть идеальный фотоаппарат. Ждали целых три с половиной года и… разочаровались.

Почему-то при анонсе D800 большое количество фотографов впали в ступор разочарования: никто не ожидал такого нестандартного хода от Nikon, ведь основной целевой аудиторией их “топовых” камер являются профессиональные репортеры и продвинутые фотолюбители. И вот когда буря возмущения захлестнули Интернет, пресс-служба компании сделала заявление, в котором разъяснила целевое предназначение камеры и её рыночную нишу, расставив этим самым все точки над “i”. Суть его заключалась в следующем: “Мы не задавались целью сделать преемника D700; мы создали совершенно новый фотоаппарат, который стал бы идеальной рабочей лошадкой для студийных, рекламных, фэшн-фотографов, а также любителей пейзажной съемки”.  То есть, в Nikon захотели урвать свой кусок пирога там, где очень долго властвовал средний формат. Если же учесть, что извечный противник в лице Canon начал это делать несколькими годами раньше, D800 можно расценивать как запоздалый, но очень мощный ответ всем конкурентам.

Да, “восьмисотый” − не первая попытка вторгнуться в новый сегмент. Еще в конце 2008 года на рынок вышел Nikon D3х, который обладал всеми преимуществами профессиональной модели D3 и разрешением сенсора в 24 МП. Но его продажи оказались незначительными. Виной этому стала не чрезмерно высокая цена (как для “зеркалки”), а наличие на рынке анонсированной кварталом ранее Canon EOS 5D Mark II.

Второй “пятак” не только погубил продажи D3х, но также оставил за бортом индустрии Canon EOS-1Ds Mark III − последнюю камеру профессиональной линейки Canon, ориентированной на все тех же студийных, рекламных и фэшн-фотографов. И все потому, что за умеренные деньги 5D Mark II предлагал такое качество картинки, которое раньше можно было получить только с помощью среднеформатных камер, чем снискал большую популярность у фотографов всего мира (например, герой нашей рубрики “Великие фотографы” Мишель Райкович большинство своих пейзажей снял именно “пятаком”).

Не обессудьте за столь длительное вступление − оно было просто необходимо, чтобы внести ясность по поводу позиционирования Nikon D800 (и расшифровки заголовка). Теперь давайте выясним, действительно ли “восьмисотый” сможет составить конкуренцию “дешевым” мамиям и хассельбладам?

Видео-обзор Nikon D800:

Чем порадует снаружи?

D800 имеет схожие габариты с предшественником, но его дизайн стал более округлым и обтекаемым, напоминая этим самым старшую модель D4. Корпус D800 выполнен из магниевого сплава, и, как утверждает производитель, он на десять процентов легче семисотой модели. Фотоаппарат с батареей и карточками памяти весит около килограмма. В реальной жизни он ощущается таким себе кирпичиком. Как и вся профессиональная линейка камер Nikon, “восьмисотка” имеет пыле- и влагозащиту, что позволяет снимать при не самых благоприятных условиях. Но усердствовать не стоит, ведь проливной дождь вряд ли пойдет ей на пользу.

Основные органы управления, за исключением дополнительного информационного дисплея, перекочевали из D4, но расположились на корпусе несколько иначе. Как и раньше, все направлено на быстрый и легкий доступ к основным функциям съемки, но логика управления, по сравнению с D700/300s, немного изменилась.

Справа от байонета, между кнопкой управления вспышкой и прикрытых заглушками традиционных разъемов подключения синхрокабеля и дистанционного управления, разместилась прорезь встроенного микрофона. Расположение, как по мне, неудачное: при записи видео будет отчетливо слышен шум автофокуса отверточных объективов (что и подтвердилось на практике).

Сильно изменился блок управления автофокусом. Рычаг отвечает за переключение между автоматической и ручной фокусировкой, но применимо это только к объективам с отверточным приводом. Удерживая совмещенную с рычагом кнопку и одновременно прокручивая один из вспомогательных дисков управления, можно изменить основные параметры автоматической фокусировки. Такая же логика используется и в более поздних камерах D600/D7100. В семисотой модели для этих целей служили два разных рычага, расположенные на передней и задней панелях. Объективно, старая схема давала фотографу бОльшую оперативность, поскольку для переключения между AF-S и AF-C или выбора зоны АФ требовалось меньше действий. Это, в свою очередь, уменьшало вероятность допустить ошибку при быстром выборе нужных настроек.

На левой боковине под резиновой крышкой спрятаны гнезда для внешнего микрофона и наушников, разъемы Micro USB (версии 3.0) и HDMI, а на правой находится сдвоенный слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC (совместимые с UHS-I) и CompactFlash типа I (совместимы с UDMA). Радует возможность широкой настройки вариантов записи: можно разделить RAW и JPEG, задать резервное копирование на одну из карт или записывать на одну из флешек только видео.

С правой стороны, под заглушкой, разместились вход для внешнего микрофона и выход на наушников, Mini HDMI и разъем Micro USB третьей(!) версии.

Видоизменился диск выбора режима протяжки. Во-первых, вверху на  нем появилась дополнительная кнопка − BKT (брекетинг). Во-вторых, из выбираемых режимов убрали Live View, оставив стандартные: S − покадровая съемка, CL − непрерывная низкоскоростная съемка, CH − непрерывная высокоскоростная съемка, Q − тихий затвор, автоспуск, MUP − подъем зеркала. Такое решение исключает возможность случайного выбора Live View вместо серийной съемки, что частенько случалось у фотографов при работе с D700/300s на первых порах.

Лично мне (как пользователю Canon) очень не нравится, что кнопка ISO находится именно на диске, а не рядом с кнопкой спуска. Довольно неудобно менять чувствительность, не отрываясь от видоискателя или поддерживая левой рукой тяжелый объектив (могли бы взять взаймы эту идейку у конкурента).

Зато возле спуска появилась отдельная кнопка для видеосъемки, что лишь самым лучшим образом сказалось на удобстве работы с камерой.

Режимом Live View теперь управляет отдельный блок на задней панели: для его активации нужно лишь нажать кнопку, а с помощью рычага выбрать, что вы хотите снимать − фото или видео. Над блоком Live View также находятся прорези встроенного динамика, который практически бесполезен, если вам вдруг захочется посмотреть отснятые видеоролики.

Разрешение дисплея осталось неизменным, но он стал немного больше, нежели у предыдущей модели: 921 тыс. точек (VGA) при диагонали в 8 сантиметров (3,2 дюйма). Углы обзора практически максимальные. Есть датчик для автоматического управления яркостью в зависимости от уровня окружающего освещения, который работает вполне корректно. В целом, дисплей хорош, но при ярком солнышке разглядеть на нем хоть что-то довольно проблематично (в особенности, если использовать еще и комплектную защитную крышку). А то, что вам удастся разглядеть, будет довольно сильно отличаться от оригинала. Хотя производитель и утверждает, что в дисплее есть особая антибликовая структура, но на деле это не помогает.

Остальные элементы управления на задней панели остались идентичными D700, но появились некоторые функциональные отличия. Кнопка защиты изображения от случайного удаления (обозначена ключиком) теперь служит еще и для прямого доступа к функции Picture Control, с помощью которой можно быстро выбрать один из стилей изображения либо настроить его по нескольким параметрам.

Видоискатель отличный, но после Canon’овских “единичек” кажется немного темноватым. Он имеет 100% охват кадра в формате FX и 97% для формата DX. Очень понравился фокусировочный экран BriteView Clear Matte Mark VIII типа В с сеткой кадрирования и границами зоны автофокуса, которые подсвечиваются красным цветом при наведении резкости.

В камере используется новый тип аккумулятора EN-EL15 емкостью 1900 мАч. Такой же используется в моделях семитысячной серии, но он не совместим с D700/300s/300. Возле отсека аккумулятора размещены контакты для подключения бустера.

Встроенная вспышка никуда не делась. Её функциональность, по сравнению с предшественником, существенно расширена. Минимальные выдержки синхронизации составляют 1/250 с для обычного режима и 1/320 с для высокоскоростного режима синхронизации. Её ведущее число составляет 12 (м, ISO 100, 20 °C) и обеспечивает покрытие для объектива с углом зрения 24 мм или объектива с углом зрения 16 мм в формате DX.

А теперь немного о печальном. Наверное, ни для кого не секрет (особенно для профессионалов), что все камеры и объективы Nikon страдают хронической “болезнью отваливающихся резинок”. На презентации D800 этому вопросу было уделено много времени. Представители компании клятвенно уверяли, что изменили состав резины, сделали её мягче, и она теперь не должна отваливаться. Но в реальности обещание так и осталось обещанием. Мой коллега Максим любезно предоставил свой D800 для фотосессии, чтобы мы смогли увидеть, каким он может стать после одного года тяжелой ежедневной работы (смотри галерею ниже). По отзывам других владельцев “восьмисотки”, символы на наиболее часто используемых кнопках стираются, как и краска на корпусе в наиболее контактных местах. Как сказал фотограф AFP Сергей, показывая отвалившийся джойстик на D4, “Nikon уже не тот”. Будем надеяться, что компания исправится.

Что под капотом?

Как я уже написал в начале обзора, Nikon D800 создан, чтобы конкурировать с цифровыми среднеформатными камерами “начального” уровня. Поэтому его оснастили CMOS-матрицей формата FX (физический размер 35,9 × 24,0 мм) с разрешением 36 мегапикселей и процессором EXPEED 3 для быстрой обработки огромнейших файлов. Но справился ли фотоаппарат с такой сложной задачей? Ведь однообъективные зеркальные камеры изначально создавались как компромиссные решения: фотографы получали легкие, компактные и быстрые решения, но приносили в жертву качество, которое давал средний формат…

Качество изображения

Оно действительно впечатляет. D800 устанавливает новую планку для зеркальных камер. Ближайшая камера, которая дает аналогичную по уровню качества картинку, − это, без преувеличения, Pentax 645D. Но чтобы добиться этого качества, нужно использовать топовую оптику, отличающуюся высокой разрешающей способностью. Иначе раскрыть весь потенциал рекордного (для своего класса) разрешения сенсора попросту не получится. 36 мегапикселей − это вам не шутки. Такого разрешения достаточно, чтобы без дополнительной подготовки печатать фотографии самых больших форматов А1 и А0. Детализация фотографий просто сногсшибательная. Объективно, ни один зеркальный фотоаппарат из присутствующих ныне на рынке просто не способен тягаться с D800 по этому показателю.

1/1000 sec f/5.6 ISO 100. RAW. Конвертация в Lightroom с настройками по умолчанию. Объектив – Nikkor 50mm f/1.8D.

Центральная часть кадра при 100% увеличении.

1/320 sec f/2.2 ISO 64. Внутрикамерный JPEG, стиль изображения – стандартный. Объектив – Nikkor 50mm f/1.8D.

Центральная часть кадра при 100% увеличении.

Экспозамер, будь то матричный, центровзвешенный или точечный, работает очень корректно. Особенно похвалы заслуживает 3D цветовой матричный замер (уже третьей версии), который измеряет широкую зону кадра и устанавливает экспозицию согласно распределению оттенков, цвета, компоновки кадра, и расстоянию до объекта съемки. Раньше я действительно думал, что все это маркетинговая чепуха, но… Мне очень часто в своей работе нужно использовать точечный замер экспозиции с привязкой к точке фокусировки, а с “восьмисоткой” такая потребность практически отпала. Правда, есть один недостаток: при съемке на улице в условиях яркого солнечного света иногда (довольно редко) наблюдалась тенденция к переэкспонированию на треть или половину ступени экспозиции. Но я склонен полагать, что это всего лишь баг прошивки 1.00, с которой камера попала к нам на тестирование. Мои коллеги, использующие этот Nikon с более свежими прошивками, такого явления не наблюдали.

Автоматическая система замера баланса белого часто ошибается. Во всех трех автоматических режимах (авто, нормальный, сохранение теплых цветов освещения). Даже в простых условиях (солнечный день или пасмурная погода) на фотографиях превалируют зеленые или желтые оттенки. В условиях искусственного или смешанного освещения приходилось прибегать к предустановкам (для одних только ламп дневного цвета есть целых семь вариантов!) или настраивать баланс белого вручную.

По широте динамического диапазона D800 намного выигрывает у моих личных фаворитов RX1 и A99 от Sony. Сразу же нужно сказать, что речь идет, в первую очередь, о RAW, а не JPEG. Хотя последний находится на очень высоком уровне, и, при необходимости, в нем можно “вытянуть” до трех с половиной стопов в тенях. Да, уровень шумов на темных участках при этом полезет вверх, но и детали выйдут из сумрака. Но, еще раз повторю − при необходимости.

1/200 sec f/16 ISO 100. Внутрикамерный JPEG, стиль изображения – стандартный. Объектив – Nikkor 24-120mm f/ 4G ED VR AF-S.

Обработка в Lightroom.

С файлами RAW можно делать практически все, что вам заблагорассудится. Количество деталей, особенно в тенях, поражает воображение. Тональные переходы очень плавные и мягкие.  Это, кстати, сильно сказывается на размере одного изображение. Например, один JPEG-файл занимает в среднем больше 20 МБ, один RAW − 75 МБ, а TIFF − 105 МБ (для сравнения, полноценный RAW Pentax 645D “весит” от 58 до 75 МБ в зависимости от значения ISO). Для RAW можно задать только два варианта сжатия (обычное и сжатие без потерь), а также выбрать глубину цвета 12/14 бит. Да, можно добиться вдвое меньшего размера изображения в RAW, выбрав нужные параметры. Но качество изображения в таком случае ощутимо падает, а для профессионального использования нужен максимальный исходный файл. Поэтому в D800 логичной была бы возможность выбора размера изображения для RAW в таких же вариантах, как и для JPEG/TIFF: большой − 36 МП, средний − 20 МП и маленький − 9 МП. Это позволило бы выбирать размер в зависимости от конкретных целей и не жертвовать качеством. В любом случае, для меня было чертовски приятно обрабатывать полноценные RAW в Lightroom, а вот мой компьютер часто ругался при рендере/конвертации столь объемных изображений (прошу заметить, он у меня далеко не из слабеньких).

1/640 sec f/4 ISO 200. Внутрикамерный JPEG, стиль изображения – стандартный. Объектив – Nikkor 24-120mm f/ 4G ED VR AF-S.

1/640 sec f/4 ISO 200. RAW. Конвертация в Lightroom с настройками по умолчанию. Объектив – Nikkor 24-120mm f/ 4G ED VR AF-S.

Обработанный в Lightroom RAW-файл.

Очень понравилась картинка в JPEG на низких значениях чувствительности (ISO 100-400). В отличие от старшего D4, она не пластилиновая, а мягкая и пластичная, с плавными тональными переходами. На высоких чувствительностях изображение ничем не отличается от D700.

Несмотря на возросшее в три раза разрешение матрицы, по уровню шумов на высоких ISO “восьмисотка” демонстрирует такой уровень, как и предшественник D700 (то есть, один из лучших показателей на рынке). В JPEG до ISO 1000 шумы практически отсутствуют. До ISO 3200 их уровень заметно увеличивается, но картинка не теряет в детализации. А если включить “шумодав”, он аккуратно уберет цветные шумы, не съедая мелкие детали. От ISO 6400 до 8000 можно смело снимать, но из-за резко возрастающего уровня цветного шума сильно страдает детализация. Экстремальные значения ISO 10 000 — 25 600 также вполне рабочие, если использовать фотографии только для web.

JPEG,  подавление шумов отключено:

RAW — конвертация в Lightroom с настройками по умолчанию:

Как всегда, RAW сильно отличается по структуре шумов от JPEG. Как всегда — в лучшую сторону. Главные преимущества состоят в полном отсутствии цветного шума вплоть до ISO 6400 и лучшей детализации изображения в сравнении с JPEG. Яркостной шум может проявиться на темных участках или недоэкспонированных фотографиях, начиная уже с ISO 800. Он имеет эстетичную мелкозернистую структуру и скорее украшает фотографию, нежели  портит её. До ISO 3200 он не влияет на детализацию, но при больших значениях начинают пропадать мелкие детали. При правильной обработке фотографии, снятые на ISO 10 000 — 25 600, можно смело печатать до формата А4.

Подводя короткий итог, скажу следующее: чтобы добиться от D800 максимальной отдачи по качеству, снимать нужно в несжатых RAW или TIFF на малых ISO (100-400) и с короткими выдержками (высокая плотность пикселей и их малый размер не простят вам даже малейшего “смаза”). В обычных съемочных ситуациях “восьмисотка” также не подведет, ведь она сохранила все преимущества предшественника в плане низкого уровня шума на высокой чувствительности и возможности настроить параметры для любых съемочных условий.

Автофокус

В камере используется один из лучших модулей автофокуса — Multi-CAM 3500FX, обладающий 51 точкой фокусировки (в том числе 15 крестообразных датчиков). Кроме отличной работы, он предлагает широкие возможности настроек в зависимости от потребностей пользователя. Например, можно выбрать 51 или 11 точек фокусировки и быстро перемещаться между ними с помощью джойстика во время съемки. При следящем автофокусе, одну точку можно расширить на 9, 21 и 51, которые будут задействованы в отслеживании объекта, но не будут видны в видоискателе. Также существуют автоматический выбор зоны АФ, когда камера сама решает, куда нужно наводить фокус, и фирменная Nikon’овская фишка — 3D слежение за объектом. Чувствительность датчиков находится на одном уровне с D4: проблем с наводкой на резкость в сумерках или темных помещениях нет. Да и вообще, за все время тестирования не возникло ни одной ситуации, с которой не справился бы автофокус D800.

Кинематографические способности

Видеосъемка возможна в следующих вариантах разрешения и частоты кадров: 1920 x 1080 — 30 p, 25 p, 24 p; 1280 x 720 — 60 p, 50 p, 30 p, 25 p. Формат файла — MOV, сжатие — H.264/MPEG-4. Поддерживаются варианты высокого и обычного качества изображения. Время непрерывной записи — полчаса (без одной секунды). Как видим, по этим параметрам “восьмисотка” является одной из лучших, по моему мнению, DSLR-камер для съемки видео.

Но это только сухие цифры. А на деле складывается впечатление, будто Nikon прислушался к мнению профессиональных операторов и провел работу над ошибками в предыдущих камерам. Судите сами… Во-первых, благодаря наличию отдельных кнопки активации Live View с рычагом переключения режимов съемки и кнопки начала записи, работа в видеорежиме стала на несколько порядков удобнее. Во-вторых, управлять диафрагмой (и, соответственно, ГРИП) теперь можно не только с помощью диска, но и с помощью кнопок репетира диафрагмы и Fn, расположенных возле байонета. В-третьих, доступно полностью ручное управление параметрами записи, в том числе и уровнем записываемого звука. В-четвертых, доступна функция авто-ISO с настройкой минимального и максимального значений. И это далеко не все…

Встроенный монофонический микрофон, как я уже заметил, расположен неудачно. Спасает наличие входа для внешнего микрофона и выхода на наушники. Так как дисплей не поворотный, существует возможность при записи выводить сигнал на внешний монитор через HDMI, чтобы добиться полного контроля над картинкой (профи однозначно это оценят), которая, кстати, доступна только в формате 16:9.

На монитор можно вывести не только гистограмму для контроля над экспозицией, но и виртуальный уровень. Видео записывать с настройками стиля Picture Control так же легко, как и фото. Достаточно вызвать настройки нажатием кнопки и выбрать одну из возможных предустановок стилей: стандартный, нейтральный, насыщенный, монохромный, портрет или пейзаж.

Интересной выглядит возможность снимать сразу в двух кадровых форматах (FX и DX). Последний сужает угол изображений и увеличивает ГРИП. На практике это может выручить в ситуациях, когда зум-объектива под рукой нет, а более крупный план снять нужно.

Любители снимать time lapse также будут удовлетворены. Камера не только снимает серию фото с предварительно заданными параметрами, но и тут же их сшивает в отдельный видеоролик. Вам же останется только смонтировать кусочки видео в полноценный клип.

Качество видеоряда отличное. Благодаря сенсору с широким ДД, картинка получается мягкой, с плавными тональными. В этом вы можете убедиться сами, посмотрев обзор Sony A58, снятый на D800 Олегом Кучеренко. Я же снял для вас пример цейтраферного видео с настройкой Picture Control монохромный:

Единственным недостатком видеосъемки можно назвать медленный контрастный автофокус. Он медленнее “контрастных автофокусных систем” практически всех беззеркальных камер. При наведении на резкость он сначала уходит на бесконечность и лишь потом наводится на объект съемки. Поэтому для лучшего контроля резкости предусмотрена возможность увеличения области кадра, в которой расположена точка фокусировки.

Функциональность

Здесь одновременно все просто и сложно. О таких возможностях, как цейтраферная (+интервальная) съемка и настраиваемые стили изображения Picture Control, я уже упоминал. Как и в случае с записью видео, для фоторежима доступны форматы кадра FX и DX, а также еще пара вариантов области изображения: режим кроп-фактора 1,2 (30 × 20) и соотношение сторон кадра 5:4 (30 × 24). Толково реализованная функция виртуального горизонта, который теперь работает в двух плоскостях, будет особо полезна фотографам-пейзажистам и видеографам.

Никуда не делась фирменная функция Nikon для расширения динамического диапазона D-Lighting. Наоборот, она стала более гибкой и настраиваемой. Я провел небольшой опрос среди знакомых, снимающих Nikon’ами, и, к моему большому удивлению, практически все они используют D-Lighting.

Пример работы функций Active D-Lighting, Picture Control и мультиэкспозиции:

Так как камера позиционируется в профи-сегменте, она имеет возможность тонкой подстройки автофокуса каждого используемого объектива. Это значит, что проблемы с фронт- или бэк-фокусом решаются непосредственно в фотоаппарате, а не в сервис-центре. Также профессиональной фишкой является возможность широкой кастомизации всех функций, хранения до 4-х банков с пользовательскими настройками и сохранение / загрузки всех настроек с / на карты памяти.

А вот от камер нижнего и среднего ценовых сегментов в D800 перекочевали широко настраиваемая функция съемки HDR-изображений, неплохо реализованная функция мультиэкспозиции и функция устранения виньетирования. Обязан заметить, что HDR, Picture Control и контроль виньетирования доступны только в JPEG и TIFF.

Для меня остается загадкой, почему у “восьмисотки” существует целый пункт меню, в котором собраны инструменты обработки отснятых фото и видео. Выглядит это следующим образом: D-Lighting, подавление “красных глаз”, кадрирование, монохромный, эффекты фильтра, цветовой баланс, наложение изображений, обработка NEF (RAW), изменение размера, быстрая обработка, выравнивание, управление искажений, “рыбий глаз”, цветовой контур, цветной эскиз, управление перспективой, эффект миниатюры, выборочный цвет, изменение видеоролика, наглядное сравнение… Такое впечатление, что производитель в один пункт меню решил запихнуть чуть ли не все возможности Lightroom. Или все фотографы тут же забросят свои ПК и будут обрабатывать фото, глядя в маленький монитор фотоаппарата? Или удобнее конвертировать 75-мегабайтные RAW-файлы в камере, нежели в специализированной программе? Да, в жизни разные ситуации бывают, но ведь камера рассчитана в первую очередь на профессионалов, и им этот пункт меню попросту не нужен. Или я, возможно, ошибаюсь и это не является излишеством?

Скорость работы

Все в Nikon D800 работает типично быстро: включается он молниеносно, затвор срабатывает без задержки, автофокус чуть ли не реактивный. Все просто отлично до того момента, пока вам не нужно будет зайти в меню или посмотреть отснятые фотографии. Если последние “весят” от 30 до 100 МБ, то логично, что просмотр может немного подтормаживать (и это частенько случается). Но не понятно, почему при нажатии на кнопку “Меню” иногда нужно ждать до четырех секунд, чтобы оно появилось. Или наоборот: при выключении камеры служебный дисплей может оставаться активным еще около десяти секунд. Возможно, это всего лишь баги первой версии прошивки, но они есть и довольно сильно раздражают. Так же как и при использовании Live view, раздражает отключение основного дисплея в момент записи снимков на карту памяти (до полной очистки буфера). Прочих недостатков выявлено не было.

Галерея снимков

Галерея изображений, снятых как в RAW (конвертация в Lightroom с настройками по умолчанию), так и в JPEG. Изображения не подвергались обработке (только кадрирование) и поданы “как есть”, чтобы продемонстрировать работу системы экспозамера и системы замера баланса белого.

(наведите курсор на верхний правый угол картинки, чтобы развернуть изображение на полный экран)

Что понравилось:

  • рекордное в своем классе разрешение и, как следствие, впечатляющая детализация снимков;
  • очень широкий динамический диапазон исходных файлов (RAW и TIFF);
  • высокое качество JPEG в целом при чувствительности ISO 100-400;
  • отличная работа камеры на высоких чувствительностях как в RAW, так и в JPEG (несмотря на разрешение);
  • корректная работа системы экспозамера;
  • реализация работы Live view;
  • хорошее качество сборки;
  • пыле-, влагозащита;
  • одна из лучших систем автофокуса Multi-CAM 3500FX;
  • отличный видоискатель BriteView Clear Matte Mark VIII с сеткой кадрирования и границами зоны автофокуса;
  • наличие всех необходимых органов управления и их модернизация (по сравнению с предшественником);
  • неплохая эргономика;
  • скорость работы в целом;
  • широкие возможности по настройке камеры и изменению практически всех параметров;
  • auto-ISO в режиме видеосъемки;
  • высокое качество видеоряда;
  • возможность полного ручного контроля видеосъемки;
  • наличие входа / выхода для микрофона / наушников;
  • удобное управление диафрагмой в видеорежиме;
  • возможность выводить несжатый видеосигнал на внешний монитор;
  • сдвоенный слот карт памяти SD / CF с настройкой вариантов записи;
  • наличие выбора из нескольких форматов кадра как для фото, так и для видео;
  • стили изображения Picture Control применимы не только для JPEG (как у большинства камер), но и для формата TIFF, а также к видео;
  • наличие отдельного меню обработки фотографий и возможность внутрикамерной конвертации RAW-файлов.

О недостатках:

  • камера чрезмерно требовательна к качеству оптики;
  • часто ошибается система автоматического определения баланса белого;
  • медленная контрастная фокусировка в Live view (даже в сравнении с беззеркальными камерами);
  • основной дисплей сильно бликует на солнце;
  • подтормаживание при просмотре отснятых фотографий, вызове меню или выключении камеры;
  • неудачное, по моему мнению, расположение кнопки ISO;
  • новый блок управления автофокусом не ускоряет, а замедляет выбор нужных параметров;
  • нет возможности выбрать размер снимка в формате RAW;
  • резиновые накладки на корпусе камеры выходят из строя при длительной активной эксплуатации;
  • наличие отдельного меню обработки фотографий и возможность внутрикамерной конвертации RAW-файлов.

Альтернатива

Canon EOS 5D Mark III. Она не обладает столь впечатляющим разрешением сенсора, как D800, но является универсальным инструментом для всех видов съемки. Кроме этого, EOS 5D Mark III может похвастаться прекрасным качеством фотографий и видео (в том числе и на экстремально высоких значениях ISO), а также лучшей системой автофокуса на сегодняшний день. Одна из самых удачных камер Canon последних лет.

Sony SLT-A99. Самый продвинутый фотоаппарат для съемки видео. Благодаря технологии полупрозрачного зеркала, имеет несколько особенностей. Во-первых, оптический видоискатель заменен отличным электронным аналогом с имитацией экспозиции. Во-вторых, в видеорежиме работают фазовые датчики автофокуса, что позволяет использовать полноценный следящий автофокус при видеосъемке. Качество фотографий SLT-A99 заслуживает очень лестных отзывов.

Pentax 645D. Как ни странно, Nikon с некоторыми оговорками может конкурировать и с цифровыми среднеформатными камерами, к которым относится 645D, один из самых бюджетных вариантов цифровой среднеформатной камеры, который, тем не менее, стоит в три раза дороже модели от Nikon.

Резюме

Nikon D800 получился во многих отношениях очень интересным фотоаппаратом. Он соединил в себе компактность 35-мм “зеркалки” с разрешением и качеством картинки, максимально приближающимся к показателям среднеформатных камер. Как и в случае с предыдущими моделями D700/D3, камера обладает эргономикой, автофокусом и функциональностью старшей репортажной модели D4. Кроме этого, “восьмисотка” может стать прекрасным инструментом для записи видео, благодаря полному ручному контролю над съемочным процессом и прекрасному качеству видеоряда. Как видим, камера практически не имеет слабых сторон…

Правда, есть один, но существенный недостаток. Если предшественник D700 был универсальным фотоаппаратом на все случаи жизни, то его наследник подойдет не всем. Спортивных фотографов он не заинтересует в связи с малой скоростью серийной съемки и большими размерами исходных файлов. Репортеры? Возможно, но для них существуют более подходящие варианты. Остаются только области фотографии, где важны высокое качество и большое разрешение фотографий, а таких вариантов применения существует множество: от съемки обложки для глянцевого журнала до съемки умопомрачительных пейзажей в любых погодных  условиях. И, конечно же, D800 может стать мощным инструментом продвинутых фотолюбителей для реализации их творческого потенциала на протяжении долгих лет.

Видео-обзор Nikon D800: