Что стоило запомнить из первой части, прежде всего?

Фотонный шум, помнишь? Больше света — выше соотношение сигнал/шум, то есть, фиксируешь больше света — получаешь более чистое изображение, а притемнить можно и в редакторе.

Ну и можно глянуть видео, не отобразившиеся в первой части:

Что такое: ETTR – Exposing to the right for the Blackmagic Cinema Camera

ISO: A Simple Explanation of ISO for Digital Photography and Video

К баранам: съёмка

О практических аспектах применения ETTR, тот таки, gollywop написал вот в этой статье. Прежде всего, стоит упомянуть, что ETTR не самая практичная штука, а потому вряд ли будет использована, скажем, при репортажной съёмке; а вот когда у вас есть время всё точно настроить и сделать пару снимков, да ещё и штатив имеется, тогда-то и самое время попробовать. Итак, нам нужно больше света и мы не хотим засветить ничего важного (засвеченные: солнце, лампочки, блики, небольшие участки облаков и т.п., на мой вкус, допустимы). Для сего нам потребуются определённые индикаторы: гистограмма и та-мигающая-чёрным-штука-показывающая-засветы (назовём её мигалкой). Некоторые камеры способны показывать их и в режиме LiveView, тогда мы просто плюсуем экспокоррекцию (или увеличиваем выдержку, открываем диафрагму в мануале) до того момента, когда гистограмма начинает целовать правый край и/или мигалка включилась в областях не столь важных, при этом, конечно, учитываем художественную часть — требуемые: глубину резкости, размытие/шевелёнку; ISO при этом минимальное или минимально-возможное, при данном освещении (детальнее об этом ниже, в закавыках). Если гистограммы/мигалок в LiveView ваша камера не показывает, то можно делать то же самое, нужно только делать поправки, периодически сверяясь, с уже отснятым материалом.

Второй метод: экспонируем ярчайшую область кадра (экспозамер по точке, экспокоррекция в ноле), фиксируем экспозицию, плюсуем экспокоррекцию на 2 — 3 стопа (точное количество измеряется опытным путём (подробнее в настройках)), фокусируемся, компонуем кадр, снимаем, проверяем результат, при необходимости — вводим правки.

Технические закавыки

Шум считывания. У некоторых камер он, практически, не меняется с ростом значения ISO, у других — падает до определённого уровня чувствительности, после которого остаётся относительно стабильным, а у третьих падает по всему диапазону. Примеры: стабильности, относительной стабильности и отсутствия стабильности (заметьте, что у Е-М5 шум считывания падает лишь до ISO 800, а у 5D — по всему диапазону (разница между ISO 1600 и 3200 так мала вследствие того, что значение в 3200 — программно усиленное), ну и проверьте другие камеры). Потому-то, для камер с уменьшающимся шумом считывания предпочтительней высветляться именно повышением чувствительности.

Гистограмма и мигалки в режиме LiveView строятся с сильно сжатого jpeg (важна скорость), а в режиме просмотра снимка — тоже с jpeg, но высшего качества. Это плохо, так как делает наши единственные измерители количества зафиксированного света не очень-то точными, ведь при сжатии файл не только теряет часть данных, но и приобретает новые — записываемые камерой, тональные кривые, значения: контраста, насыщенности, резкости и баланса белого; тогда как, в идеале, гистограмма должна быть основана на сырых, необработанных данных с матрицы, то есть — RAW (о том можно ли этого добиться прямо в камере, и как — в авто-ETTR).

Rawdigger

Для начала, было бы отлично иметь возможность просмотреть гистограмму с RAW, хотя бы, на компьютере. Единственная* известная мне программа, которая делает это — RawDigger. Для работы в ней потребуется узнать точку насыщения вашего сенсора. Для этого сделайте полностью засвеченый кадр, откройте его в программе и запишите значение пика (Max: такое-то-число, справа от гистограммы).

Гистограмма в RawDigger


*можно, конечно в Darktable (как, полагаю, и в других редакторах RAW) открыть снимок в режиме редактирования и вернуться в истории до версии, к которой ещё не применена основная кривая (что-то вроде тональной кривой, которая преобразовывает неконтрастные сырые данные в “нормальный” снимок), но это совсем не удобно


UniWB

Матрица Байера

Термин, по всей видимости, предложен неким Илаем Боргом* (Iliah Borg) — где-то эдак в 2008 году — расшифровывается как Unitary White Balance (единичный баланс белого). Почему единичный? Видите ли, подавляющее большинство современных матриц используют расположение субпикселей по шаблону Байера (Bayer array)**, при этом зелёных субпикселей вдвое больше чем синих и красных (RGBG, больше именно зелёных потому, что наш глаз наиболее чувствителен к этому цвету). Нейтральный серый состоит из одинакового количества красного, зелёного и синего, но, ввиду большей чувствительности к зелёнке, для камеры серый будет зеленоватым. Чтобы этого избежать нужно усилить красный и синий по отношению к зелёному, при чём, это усиление не постоянно, из-за переменчивости температуры света. Вот примеры*** множителей для разных настроек ББ (Canon 350D):

  • Вольфрам: R x 1.392498; G x 1.000000; B x 2.375114
  • Дневной свет: R x 2.132483; G x 1.000000; B x 1.480864
  • Флюоресцент: R x 1.783446; G x 1.000000; B x 1.997113
  • Тень: R x 2.531894; G x 1.000000; B x 1.223749
  • Вспышка: R x 2.429833; G x 1.000000; B x 1.284593
  • Облачно: R x 2.336605; G x 1.000000; B x 1.334642

В итоге, при съёмке в помещении, освещённом лампами накаливания, камера сообщать о засветах в синем канале, а в тенистом парке — красном, задолго до их появления. Это плохо для ETTR. Чтобы этого избежать нужно заставить камеру использовать единичный или близкий к немукоэффициент усиления, это и есть UniWB.

Как достичь. Метод первый: быстрый, не универсальный. Можно скачать, сделанный кем-то, профиль****для определённой модели камеры и использовать его как серую карту (Баланс белого — Ручная настройка в Nikon). Скачать их можно здесь (для D7000) и здесь (для разных камер, почти в самом низу).

Метод второй: быстрый, не универсальный. Сфотографируйте что-то так, чтобы весь снимок был засвечен и используйте его точно так же, как и профиль ББ. Должно сработать, ведь все каналы достигнут точки насыщения, одинаковой для всех. Не сработает в том случае, если камера, будучи чрезмерно умным автоматом, не будет использовать засвеченые области для профилирования баланса белого (справедливо для D7000 (сам проверял) и вообще Nikon’ов (где-то читал)).

Метод третий слишком сложен, чтобы я им баловался, уже достигнув цели. Для тех же кто настроен серьёзно и не удовлетворён первыми двумя способами — вот: инструкция.


*судя по тому, что на dpReview сайт libraw (библиотека чтения файлов RAW, используется во всех известных мне редакторах RAW для linux) указан как его, тесно вовлечён в разработку этого проекта.

**исключения: Foveon X3 и 3CCD (используется в видеокамерах)

***источник: Guillermo Luijk

****по сути, это либо не-совсем-серая-карта (пурпурная, к примеру), имитирующая то, как бы камера видела серый без усиления красного и синего каналов, либо снимок, снятый с настроенным вручную ББ таким образом, чтобы он был максимально близок к UniWB


Камера

Вот как я настроил свою (все последующие настройки записаны в U1): приоритет диафрагмы (U2 настрою для ручного режима), экспозамер — по точке, авто-ISO — выключен, кнопка AE-L/AF-L — фиксация блокировки AE, простая коррекция экспозиции — включено (автосброс) (позволяет вводить экспокоррекцию поворотом вспомогательного колеса и сбрасывает её при выключении камеры или экспонометра), кнопка Fn — блокировка только AF (на случай сомнений автофокуса в правильности наводки), цветовое пространство — Adobe RGB (шире гамма — jpeg ближе к сырым данным — точнее гистограмма), Picture Control — нейтральный с нулевыми настройками резкости, контраста, яркости, насыщенности и оттенка (опять таки, для точности гистограммы).

В результате, нужно лишь зафиксировать экспозицию на самом ярком значимом элементе сцены, ввести экспокоррекцию (зачастую в одном и том же количестве, которое можно запомнить), сфокусироваться, скомпоновать кадр, снять, посмотреть результат, при надобности — ввести правки в эксспокоррекцию и снова снять. Полученный снимок — не слишком аппетитное, неконтрастное, слишком светлое/тёмное и, в довершение ко всему — ещё и зелёное нечто.

Впрочем, это нечто вполне можно привести в божеский вид внутрикамерным редактором RAW, что может быть полезным для оценки/демонстрации отснятого или в ситуации когда нужно быстро сбросить результат съёмки.

А нет, часом, таких камер, которые делают всё это автоматически?!

Есть две красотки от Olympus — OM-3 и OM-4, плёночные, естественно.

Olympus OM-4

У них занимательная система экспонирования, позволяющая поместить точки белого, чёрного и серого на шкалу экспозиции в видоискателе. Что позволяет легко понять что поместится в фотографическую широту плёнки, а также впихнуть в неё всё нужное, по сути, используя ETTR (вот обзор OM-3Ti со снимками видоискателя).

Кнопка HI.Light

Более камер с автоматизированным ETTR я не знаю.

Ну, может, тогда можно как-то заставить камеру использовать авто-ETTR?

Можно, но только Canon. Есть такая, любимая видеографами, прошивка Magic Lantern. Вот она-то и поддерживает и RAW гистограмму и авто-ETTR. Ну, а пользователям Nikon остаётся лишь надеяться, что Nikon Hacker подоспеет. Правда, крайне маловероятно, что это произойдёт в ближайшее время, ведь проект молодой (на данной стадии они сосредоточенны на расширении видео-возможностей) да и, судя по кричущей разницы в сложности сайтов, у них куда меньше человеко-ресурса, чем у Magic Lantern.


В третьей части:

  • Личный опыт;
  • …и только.