Недавно мы писали об одном успешном проекте фотокниги: девушка запечатлела на пленке постепенно исчезающие места отдыха вдоль автомагистралей США. Концепция отнюдь не новая, и сегодня вы узнаете, откуда у нее растут ноги. Очевидно, из работ Бернда и Хилы Бехер, крупных, на данный момент признанных и достаточно известных промышленных фотографов, которые, в свою очередь, развивали идеи американского художника Чарльза Шилера.

Бернд и Хила Бехер – супружеская пара родом из Германии, которая еще с 1959 года стала фотографировать старые крупные промышленные объекты Германии, а затем и других стран Западной Европы, позже – Великобритании и США. Впоследствии они исключительно этому всю жизнь и посвятили, сделав всего около 15000 снимков. Более 95% из этих построек, заводов, цехов, грейдеров и водонапорных башен не сохранилось до наших дней.

Действовали Бехеры в крайне объективистком стиле, они планомерно протоколировали и сухо катологизировали здания, намеренно уходя от любых намеков на художественную фотографию. Что в этом интересного, почему это красиво? Первые несколько десятков лет деятельности Бехеров публика задавалась теми же вопросами и практически не воспринимала их работы. При всей кажущейся серости  занятия жизнь супруг, по-видимому, была полна романтики – вначале они ездили по заброшенным районам Германии, ночевали в машине, чтобы застать раннее утро, когда еще нет солнца и вредоносных теней, чтобы сфотографировать кукую-нибудь старую шахту. В то время в ГДР их даже принимали за шпионов – действительно, кому еще могло прийти в голову снимать всякие руины…

Технически Бехеры использовали камеру большого формата, так называемого карданного типа, вместе с черно-белой пленкой, чтобы ничто не отвлекало зрителя от структуры и геометрии объекта на снимке. Выбор точки съемки, размещение фотоаппарата, судя по всему, не было легким делом – на снимках хорошо видно, что они сделаны с уровня высоты здания, по аналогии со съемкой классических портретов на уровне глаз модели. На выставках работы демонстрировались, как правило, в рамках сразу по 9, 12 и более штук, обычно без всяких подписей, названий объектов и дат.

Слава и признание пришли к Бехерам уже на рубеже веков. В 1990 году они получили награду в номинации “Скульптура” на Венецианском биеннале, просто потому, что организаторы не придумали, как еще их поощрить, а в 2004 году – величайшую награду за достижения в области фотографии, премию “Хассельблад”, аналог Нобелевской. Сейчас же их ценят еще и как основателей Дюссельдорфской фотографической школы, выходцами из которой являются, например, ныне высокооплачиваемый Андреас Гурски, а также Томас Руфф, Аксель Хютте и другие.