Футбол – игра миллионов. Каждый из нас играл, играет, видел или хотя бы знает, что такое футбол. Но далеко не каждый человек имеет представление, как его снимают.
В свежем выпуске Live мы приоткроем для вас закулисные секреты киевских профессиональных репортажных фотографов на стадионе “Олимпийский”, связанные с аккредитацией, правилами нахождения на поле, съемки и многим-многим другим.
Усаживайтесь поудобней и давайте смотреть.
Техника и аксессуары
Не каждый фотоаппарат и объектив подойдут для съемки футбола. Для этой цели нам понадобятся: скорострельная камера, а лучше – две, а еще лучше – три, но трех камер у нас, к сожалению, нет. К полнокадровой камере лучшим полноценным станет 400 мм объектив с диафрагмой 2.8, а для «кропнутой» – 300 мм с такой же диафрагмой. Но это довольно дорогие игрушки и в реальной жизни каждый фотограф снимает тем, что него есть…
В обязательном порядке нужны длиннофокусный зум и шорикоугольный объективы, быстрые карты памяти, монопод и хороший рюкзак, который вместил бы в себя все вышеперечисленное барахло.
Также не забудьте дождевик для камеры и для себя любимого.
Еще одним элементом экипировки футбольного фотографа является маленький легкий стульчик. Да, можно снимать стоя, но для командных видов спорта, к которым относится футбол, действует простое, но железное правило: чем ниже точка съемки, тем лучше будут выглядеть снимки.
Аккредитация и правила работы на мероприятии
На любое официальное спортивное событие нельзя просто прийти и начать фотографировать. Съемка футбола начинается с аккредитации, которая дает право присутствовать и работать на мероприятии. О ней нужно позаботиться заблаговременно. В нашем случае, мы получили вот такой фот пропуск за несколько дней до начала матча. Но чем выше уровень соревнований, тем раньше нужно думать об аккредитации. Например, чтобы фотографировать на Евро 2012, я отправлял заявку за полгода. Аккредитация же фотографов на Олимпиаду начинается за 500 дней до её начала.
В связи с жесткими правилами безопасности на стадионе, стюарды должны досмотреть каждого человека и, при необходимости, изъять запрещенные вещи, к которым, кроме оружия и пиротехники, также относятся любые бутылка или банки с напитками и зонтики-тросточки.
Перед выходом на поле каждый фотограф должен надеть специальную манишку, чтобы выделятся среди стюардов, операторов прямой трансляции, техников и других людей, которые находятся на поле. Кстати. Пишущих журналистов и комментаторов на поле не допускают. Они сидят на специально отведенных местах в центре трибуны.
Что и как снимать
Итак, мы на поле. Оборудование готово. Осталось сделать самую малость – снять игру. Начинается работа с выбора места съемки. И здесь возвращаемся к правилу: чем выше уровень соревнований, тем меньше у фотографа свободы передвижения. На «Олимпийском» передвигаться разрешено только вдоль линии ворот, а также вдоль боковых линий перед началом, во время перерыва и после матча. Поэтому, подавляющее большинство фотографов предпочитает снимать с одной точки. А лучшей точкой считается место возле углового флажка за воротами более слабой команды. С этой позиции можно снимать борьбу при фланговых атаках, в центре поля и штрафной площади.
Главное за чем мы охотимся – борьба. Борьба футболистов, борьба характеров. Два соперника и мяч, за который они готовы порвать друг друга. Но если вы снимаете борьбу без мяча – проку от этих карточек мало. Можете смело отсылать их в корзину. Также не забывайте сфотографировать игровой номер футболиста, иначе конкретный футболист навеки затеряется в недрах вашего архива…
Эмоции, радость забитого гола, разочарование проигравших, переживания болельщиков также не должны ускользнуть от нашего внимания. Не забываете о тренерах: некоторые из них склонны чересчур эмоционально реагировать на ошибки своей команды.
Режим съемки – мануальный. На большинстве стадионов равномерный свет и рассеянный. Выдержка – 1/1000 и короче. Диафрагма – максимально открытая, чтобы максимально размыть задний план. Помните: пестрый фон – ваш главный враг. Также вашим врагом является высокая чувствительность. Нужно разумно подбирать все параметры.
Режим автофокуса, конечно же, следящий. Но никогда не пытайтесь следить за мячом – все равно не успеете. Следить нужно за игроками. Кстати, из всех точек автофокуса, которыми оснащаются современные камеры, нам пригодится только одна − центральная.
Не снимайте, если игра происходит слишком далеко от вас. Вы только “забьете” карточку, а “выкадровать” ничего токового все равно не получится.
И последнее: спортивный фотограф должен быть холодным и беспристрастным на протяжении всей игры, иначе вы рискуете пропустить самые важные кадры…
kaddr.com благодарит за содействие пресс-службу ФК “Динамо” (Киев) и лично Богдана Булыгу.
Спасибо за советы! Фотки супер! Вопрос все они сняты в ручном режиме? Если снимать в режиме приоритета выдержки "TV" можно добиться чего то подобного? У меня объекты Кэнон-полтинник ,F1/8
Понимаю, что тема не новая, но вдруг...
Вопрос по моноподу. Каковая должна быть высота монопода, и нужна-ли штативная голова, или хватит просто "палки"?
Тут зависит от вашего роста. Стоя камера должна находится на уровне груди. Про голову, тут зависит от того, будите ли вы наколнять камеру вверх/вниз. Если в горизонтальной плоскости, то хватить просто палки)
Хочу с трибуны пофографировать футбол на НСК "Олимпийский" объективом 70-300. Как на это посмотрят стюарды и "другие компетентные органы"?
Акридитацию может получить любой желающий или только сотрудники сми?
Да, нужно быть сотрудником СМИ или состоять в ассоциации спортивных фотожурналистов (журналистов). Все остальные случаи рассматриваются пресс-службами команд/клубов/т.д. в индивидуальном порядке. Но и не каждому СМИ могут предоставить аккредитацию: одно дело, когда запрос на аккредитацию подает специализированное издание (напр. football.ua), информационное агентство или национальная газета, а другое дело, аккредитацию пытается получить издание "Вестник госзакупок", которое не имеет никакого отношения к футболу или спорту.
Спасибо!
Крутяцкий контент!
С дебютом))
Спасибо.