У каждого производителя в арсенале всегда есть как минимум две, а то и три линейки продуктов. Бюджетные, среднего уровня и премиальные. При этом премиальность выражается не только в цене, но и в качестве. Не обошла такая участь и Pentax, который еще со времен пленочной техники выпускал Limited-объективы, славящиеся своей пластикой рисунка. Но, вразрез с защищенность фотоаппаратов, все лимы оставались уязвимым местом, ставя фотографа перед выбором – хороший объектив, но только в хорошую погоду, или что-то попроще в дождь/снег/грязь.

Но теперь выбор не стоит. Pentax недавно анонсировал первый защищенный зум лимитированной линейки, о чем мы писали тут. А теперь он у нас в руках – Pentax SMC DA 20-40mm F2.8-4 HD Limited DC WR.

Обзор Pentax SMC DA 20-40mm F2.8-4 HD Limited DC WR - пылевлагозащищенный зум

С первого взгляда на объектив становится понятно, что это – явно не дешевый гаджет. Никакого пластика, только металл, только хардкор – из него выполнено все – от байонета до бленды. Выглядит объектив обновленным пленочным экземпляром – ретрофилия добралась и сюда. Сразу же хочется отметить, что, в отличие от того же Pentax SMC DA 40mm F2.8 HD Limited (почитайте наш обзор), крышка объектива снимается просто, без всякой резьбы, что повышает оперативность. Но бленда снова на резьбе.

Из колец – фокусировочное и трансфокатора. Они не покрыты никакой резиной – металл с насечками и выемками под пальцы. При этом ложных проворотов или скольжений не возникает.

Привод автофокуса – отверточный, из-за чего наводка на резкость осуществляется немного медленнее, чем хотелось бы. Особенный зуд это вызывало в условиях плохого освещения – проще навестись руками. А вот шум может быть заметен только в условиях студии или тихого помещения – на улице вы не обратите на него никакого внимания.

Диафрагма – девятилепестковая, так что снимки не вызовут приступов у людей с повышенной чувствительностью к гладкости пятен в зоне нерезкости.

Уровень падения освещения по краям вполне предсказуем. На минимальном фокусном расстоянии и максимально открытой диафрагме вполне реально рассмотреть виньетирование, но на большом увеличении. Для того чтобы этого не происходило, нужно прикрыться на стоп-два. Можно увеличить фокусное расстояние, если не принципиально. Можно включить накамерную обработку виньетирования, а можно поправить на этапе поста. Выбор за снимающим, что кому удобнее.

Наблюдать небольшие искажения на широком угле – это вполне ожидаемо для такого стекла. Если накамерная обработка выключена, то в некоторых ситуациях они могут серьезно раздражать. Но, благо, исправляются такие дефекты в одно касание в том же Lightroom, так что за это переживать не стоит.

На 20 мм фокусного расстояния разрешение объектива не вызывает покачивания головой и укоризненных вздохов. Оценки «Отлично» на всех диафрагмах до F16, после этого значения – «Хорошо» по центру. То же самое можно сказать и о краях кадра, чем я был приятно удивлен.

30 мм показывает результат еще круче – на F3.5 и F4 показатели центра вообще превышают 100% резкости и демонстрируют потрясающие результаты, но края – просто «Отлично». После этого – значения в пределах оценки «Отлично», но на F16 и F22 показатели идентичны предыдущему фокусному расстоянию.

На 40 мм значения противоположные. На F4 оценка центру и краям – всего лишь «Хорошо». На F5.6 значения резкости по центру и краям кадра заваливают за 100%, F8 находится в центре значения «Отлично», F11 балансирует на грани между высшей оценкой и четверкой по пятибальной шкале, а F16 демонстрирует средние показатели оценки «Хорошо». И это для центра и краев кадра. А вот на F22 значение стремится к четверке, но все-таки немного не дотягивает. Всего-навсего тройка.

Данные взяты из сайта ephotozine.com и поданы в виде столбиковой диаграммы с зависимостью диафрагма/оценка. Данные поданы визуально, цифр нет, поэтому решено не вводить наших пользователей в заблуждение.

Паразитные цветные пиксели могут наблюдаться по краям кадра только на больших увеличениях, если вы снимали на открытых диафрагмах. Но для того чтобы это все увидеть, нужно знать, что и где искать.

Альтернатива

Рассматривать в качестве альтернативы китовые или дешевые объективы, уверен, не стоит. Ведь человек, который присматривается к оптике за 1000 долларов (и это при курсе в 10.0), точно знает, чего он хочет. Или просто мажор и хочет купить что-то дорогое и крутое. Поэтому посмотрим на конкурентные предложения в этой ценовой категории. Учитывая тот факт, что фокусные расстояния 20-40 имеют достаточно небольшой диапазон, а на кропе они и вовсе превращаются в 30-60, мы будем смотреть не только на зумы, но и на фиксы.

Pentax SMC DA 10-17mm F3.5-4.5 ED (IF) Fisheye zoom – для тех, кто хочет взглянуть на мир шире, подойдет вариант этого стекла. Зум не может похвастать высокой светосилой, так что будьте готовы ставить его на штатив или подставку в темное время суток. Или задирать ISO. А еще – выложить примерно 750 баксов.

Pentax SMC DA 17-70mm F4 AL (IF) SDM – универсальный объектив обладает немного меньшей светосилой, но при этом позволит снимать своему владельцу все, начиная от архитектуры и заканчивая крупным портретом. И это – не сходя с места. Стоимость – 800 долларов.

Sigma AF 24-70mm F2.8 EX DG Macro – этот светосильный зум – действительно стоящая покупка. Во-первых, это универсальный объектив с фокусными расстояниями, покрывающими практически все потребности на каждый день. Во-вторых, он обладает восхитительной картинкой и пластикой. За 850 однозначно брать. Только бы курс доллара упал.

Sigma 18-35mm F1.8 DC HSM – суперсветосильный зум. Практически те же фокусные расстояния, что и у героя обзора, такое же крутое качество картинки, почти та же стоимость в 1000 долларов. Только вот светосила в разы выше. Что брать? На вкус и цвет все фломастеры разные. Попробуйте.

Pentax SMC DA 16-50mm F2.8 ED AL (IF) SDM – универсальный объектив, который подойдет для ежедневного использования. Точнее, просто не убираясь в кофр без тушки. Этому способствуют и фокусные расстояния, которых хватит большинству пользователей, и высокая светосила, и неплохое качество картинки. Да и цена около 1000 долларов.

Tamron AF SP 24-70mm F2.8 – светлое стекло универсального предназначения. Его фокусные расстояния позволят снимать все – от ландшафтов и предметки до жанра. Обойдется, правда, оно в 1500 зеленых.

Резюме

В итоге мы получаем не самый светлый объектив, который, может, и не подойдет для съемки с рук без штатива в темное время суток, но при этом порадует крутым разрешением и небольшим уровнем дефектов. А если добавить сюда еще и пылевлагозащиту, которая позволит не бежать в панике под навес в ливень, то получается, что на сегодня Pentax SMC DA 20-40mm F2.8-4 HD Limited DC WR – одно из самых интересных стекол для системы Pentax.

Галерея снимков:

(нажмите в верхнем правом углу, чтобы посмотреть изображения в большом размере)