От очков – к военному производству, от военного производства – к фотопромышленности. Именно так вкратце можно охарактеризовать деятельность компании Pentax. Кому интересно, может почитать наш RetroSearch.
Компания пошла странным путем – анонсы ее продуктов негромки, но среднеформатную технику знают все. Никаких FullFrame-зеркалок, но кроп есть. Почти все продукты созданы для эксплуатации в агрессивных условиях внешней среды. А об оптике ходят легенды: Limited-серия для тех, кто понимает слова «пластика рисунка». И речь сегодня пойдет именно о таком объективе – Pentax SMC DA 40mm F2.8 Limited HD.
Всего это стекло пережило рождение и одну реинкарнацию. Отличить их весьма несложно – зеленая полоса на корпусе относит стекло к обычному разрешению, красная – к современному, высокому. Именно сквозь призму сравнения мы и посмотрим на испытуемые образцы. Отдельно хотелось бы предупредить, что все сказанное имеет отношение к обоим образцам, а там, где присутствуют различия, это специально подчеркнуто.
Корпус, в лучших традициях прошлого века, выполнен целиком и полностью из метала. Он прочный и надежный – ни о каких скрипах или люфтах речи не идет. На маленьком и компактном (около полутора сантиметров в длину) объективе нет никаких органов управления – только колесо фокусировки.
На переднем торце установлена защитная крышка и бленда – эта вся конструкция крепится посредством резьбы и разбирается на три части. Не скажу, что это очень удобно – тратится много лишнего времени на откручивание крышек. Кстати, бленда тут конусная. Pentax говорит о том, что такая форма круче и эффективнее ловит засветы, но громадных преимуществ я не заметил. А вот минус очевиден – об оперативном кадре при закрытой крышке придется забыть.
Задняя часть – естественно, металлический байонет с рычагом прыгающей диафрагмы и пять синхроконтактов для работы автофокусировки. Наводка на резкость – посредством обычной «отвертки». Результат ожидался немного хуже, но приятно удивил в процессе использования: все быстро, шустро и правильно, ложных проездов или захватов я не видел. Но вот шумит стекло заметно – хотя обращаешь на это внимание только первый час.
Хочу немного упомянуть о досадном минусе, который был замечен и мной, и некоторыми независимыми людьми, бравшими камеру в руки – к слову, это был Pentax K5 II. Устройство наглухо отказывалось ловить точку фокусировки, а объектив тупо ездил взад-вперед от бесконечности до минимального расстояния, не понимая, что происходит. Как выяснилось, лечится это очень просто – все привыкли, что при смене объектива крутить нужно до щелчка. Но тут получилось так, что синхроконтакты с первого раза не хотят становиться на место, и нужно рукой прокрутить объектив на тушке в одну и в другую сторону – тактильно поймете, когда все станет ОК – после этого можно работать. Склоняюсь к тому, что это был баг тестовой камеры.
Диафрагма 9-лепестковая, боке приятное и красивое. Пятна света в зоне нерезкости круглые и правильные, не режут глаз своими острыми краями или зазубринами.
Дисторсии совершенно не заметны невооруженным глазом. Что и не удивительно для объектива с таким фокусным расстоянием – в эквиваленте оно составит 60 мм. Даже тесты показывают искажения меньше единицы, что уж говорить. Хотя с другой стороны, зачем выключать накамерную коррекцию? Это правдиво как для объектива с зеленой каймой, так и для реинкарнации с приставкой HD.
Уровень краевого затемнения также может дать фору многим – оно тут меньше одного электрон-вольта, и увидеть его на снимках будет крайне сложно даже при использовании максимально открытой диафрагмы. При этом объективы с зеленым и красным ободком сохраняют паритет, выделить лидера крайне сложно.
Разрешение крутое, но оценки колеблются в пределах «Очень хорошо» по центру и по краям кадра. На F4 «Отлично» больше верно для центра кадра, края же находятся на границе с «Очень хорошо». Высшая оценка для всего поля кадра только на диафрагме 5.6, после этого разрешение вновь постепенно опускается до «Очень хорошо».
Что странно, такие данные относятся как к одному, так и ко второму объективу, отклоняясь в большую сторону лишь на несколько единиц и обеспечивая победу HD-стеклу. Но только на цифрах, в реальной жизни сохраняется паритет.
Хроматические аберрации настолько низки, что не заметны даже при детальном рассмотрении снимков. Конечно, перфекционисты и люди, которые умудряются видеть отдельные пиксели на экранах топовых телефонов, наверняка заметят цветные пиксели, но, уверен, таких будет меньшинство.
Альтернатива
Если вам не принципиально фокусное расстояние в 40 мм, можно обратить внимание на Pentax SMC DA 35mm F2.4 AL или на Pentax SMC DA 50mm F1.8 Limited. Первый – это почти правильный полтинник на кропе с немного высшей светосилой, который станет универсальным при съемке любых сюжетов. Правда, он полностью пластиковый, включая байонет. Что, естественно, не очень хорошо.
Второй, напротив, больше склоняется к портретному фокусному расстоянию, но вот светосила на порядок выше – снимать при плохом освещении будет намного удобнее, да и размывать задний фон можно будет эффектнее, что очень важно в портретном жанре. Оба объектива оценены примерно в 300 долларов, что за серию Limited не так и дорого.
Если вы хотите получить в придачу к почти правильному 50 мм объективу еще и дополнительную возможность съемки макро, при этом хотите Limited-серию и готовы немного пожертвовать светосилой, смотрите в сторону Pentax SMC DA 35mm F2.8 Macro Limited. Он подарит вам пластику, рисунок, боке и возможность познать микро-мир в масштабе 1:1. Правда, раскошелиться придется на 600 долларов. Можно также посмотреть и на версию этого объектива в High Definition качестве, правда, цена тут на ощутимо выше – плюс 250 долларов.
Еще один полтинник, превращающийся на кропе в портретник – Pentax SMC DFA 50mm F2.8 Macro – с ценой около 500 условных единиц. Вы получите крутое качество изображение, «отверточный» автофокус, красивый рисунок и возможность снимать братьев наших крохотных.
Из предложений сторонних производителей можно посмотреть на Sigma AF 30mm F1.4 EX DC HSM. Стоимостью всего около 300 долларов, это стекло приближается к полтиннику, обеспечивая на кропе 45 мм фокусного расстояния. Высокая светосила позволит снимать при плохом освещении с рук не задирая ISO, а ультразвуковой мотор сделает автоматическую наводку на резкость быстрой и бесшумной.
Если же душа желает чего-то более приближенного по картинке к лимитированной серии, посмотрите на Sigma AF 35mm F1.4 DG HSM из серии ART. Пластика и рисунок не чужды этому объективу, благодаря высокой светосиле им можно снимать при плохом освещении или круто размывать задние планы, а фокусное расстояние позволит не расставаться со стеклом практически ни при каких ситуациях. Обойдется такое чудо в 750 американских денег.
Конечно же, для системы рынок предлагает и объективы Carl Zeiss – к примеру, Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4, полностью мануальный объектив для творчества практически за тысячу долларов. Можно посмотреть и другие варианты за эти деньги, только вот стоит ли?
Резюме
В итоге Pentax SMC DA 40mm F2.8 Limited HD получает наше одобрение. Конечно же, без недостатков не обошлось. Это оценки, хочется видеть только «Отлично» и не ниже. Но в остальном объектив подтвердил, что он не зря носит звание Limited. Цена на обычную версию обойдется в 300 долларов, а вот за HD придется выложить уже около 600. Стоит ли этот блинчик того, чтобы за него переплачивать, решайте сами. Но я уверен в одном – у Pentax’иста эта кроха просто must have. А с какой каймой – решать вам.
Галерея изображений:
(кликните в верхнем правом углу мышкой, чтобы просмотреть изображения в большом размере)
На официальном сайте (http://www.ricoh-imaging.ru/ru/HD_coat.html) трескучая фраза:
«Отражение в видимом спектре снижено на 50% — по сравнению с обычным многослойным покрытием, этот вид просветления уменьшает отражение более чем на 50% во всём видимом диапазоне.»
А рядом график. Примерная прикидка позволяет предположить, что отражение снижены примерно с 0,3% до 0.2%. Ну реально на 50%, но... не 200 же баксов...
На самом деле, как пишет Дмитрий, каждый решает для себя сам:)
Именно это я и написал в выводах - разницы между старым лимом и новым, тем, что HD, разницы нет практически никакой)
Дмитрий, вы ошиблись в ценах на 40 лим. Новый HD лим стоит не 600, а примерно 490 долларов. Прошлый 40 лим стоит не 300, а 400 долларов. Также существует бюджетная версия - 40 мм XS c пластиковым байонетом. Этот стоит 300 долларов
http://m.ua/desc/pentax-hd-da-40mm-f-2-8-limited/
http://m.ua/desc/pentax-smc-da-40mm-f-2-8-limited/
Если смотреть не по самым низким ценам, а по средним значениям, то можно увидеть, что моя ошибка составляет около 30 долларов. Учитывая колебания цен из-за курса доллара, можно считать это не ошибкой, а погрешностью.
Вообще, лучше всего ориентироваться по хотлайну - http://hotline.ua/foto-obektivy/pentax-smc-da-40mm--28-limited/?tab=2
Дима, поправь, соответственно средним ценам тут на текущий момент.
Этот объектив — без приставки HD, соответственно он и дешевле баксов на 100. Я, когда писал цены, по хотлайну и ориентировался))
Отличное стекло. Купил пол года назад и ни разу не пожалел. Довольно универсальное фокусное расстояние, хотя 35 все таки удобнее. Еще у пентакса есть 31 лим, но стоит он запредельно много.
Alex, Ваши фотографии на этом сайте лучшая похвала этому лиму!
Всё хорошо, только 35мм 2.4 не лимитед ни разу:)
Спасибо. Реально не лимитед - хотя некоторые источники путают из-за зеленого ободка) Да и я не подумал бы, если честно)
Ему (35 2.4) цена 2000грн макс и он из пластика. Лимитед таки покруче тактильно)