Когда-то давно, в этом материале, мы говорили о том, что такое монокль, а затем – и как его сделать.
Но прошло время, объектив затерялся и материал о том, чем же монокль так интересен, так и не был написан. Хотя зря.
Ели вспомнить немного старых материалов, сам монокль относится к группе пикториальной фотографии, которой свойственна, в первую очередь, не точная передача всех деталей сюжета в мельчайших подробностях, сколько творческая составляющая. Цель фотографа-пикториалиста – показать мир другим, волшебным, изящным. И именно этим целям и служит монокль.
Сначала – немного технической составляющей.
После того, как вы сделали монокль (да, такой объектив в магазине не продается, его можно только сделать самостоятельно или же заказать у опытного мастера), нужно помнить несколько вещей, прежде чем идти снимать.
Во первых, фокусное расстояние модернизированного объектива меняется в большую сторону примерно на 20мм. Это значит, для охвата сцены вам придется, как правило, делать несколько шагов назад.
Второе – это фокусировка. Как вы уже, наверное, догадались, автоматической наводки на резкость тут нет. Поэтому придется тренироваться. Для тех, кто снимает на пленку, есть один незаменимый вспомогательный девайс – фокусировочный экран. Но вот детям цифровой эпохи придется довольствоваться LiveView. Хотя, без определенной сноровки и опыта все равно очень сложно попасть в резкость.
Третий минус всей этой конструкции – что даже при использовании однолинзового объектива на современных цифрозеркалках вы теряете возможность пользоваться экспонометром. Это значит, что фотограф должен перейти в полностью мануальный режим и научится на глаз определять выдержку и светочувствительность. Что касается диафрагмы, то ее ручное управление в принципе не требуется, так как с прикрытием относительного отверстия сама «магия» мягкого изображения «с дымкой» будет теряться.
Естественно, можно предугадать, что значение будет стоять чем меньше, тем лучше.
Сам монокль обладает еще некоторыми недостатками, связанными именно с его оптической схемой.
Это – и громадные хроматические аберрации, и дисторсии, и падение контраста, как в центре, так и по краям. Стоит также упомянуть, что в монокле изменение диафрагмы может привести еще и к изменению точки резкости, так что наводится нужно именно при актуальном значении.
Но вот в умелых руках все это превращается в несомненные плюсы, которые позволяют получить картинку «сказки».
Все – благодаря сферическим аберрациям, которые проявляются в виде нерезкости между контрастными элементами фотографии. Эффект воздушной дымки успешно используется многими фотографами-портретистами, пейзажистами, стрит-фотографами и при съемке натюрмортов. Даже при съемке в условиях контрового света можно получить эффекты, которые не сможет повторить фотошоп – настоящие, живые снимки.
Галерея изображений
(ткните в правый угол, чтобы рассмотреть фото в большом размере)
Галерея изображений мастеров монокля (Георгий Колосов)
(ткните в правый угол, чтобы рассмотреть изображения в большом размере)
Конечно, в современном мире графических редакторов вряд-ли кто-то будет снимать на подобное устройство. Скорее, это нишевый вариант стекла, который делается «для побаловаться». Но благодаря этим переделкам мировая фотография вписала в свою историю нескольких очень значимых лиц с превосходными работами.
А что вы думаете о монокле и подобной «альтернативной» фотографии?
любой старый телефон с камерой 0,3М снимает так!!)
Подобные снимки у меня получались на Siemens C65)))
Вангуется мне, что автор видел монокль только издалека... Иначе откуда сказка про лайв-вью? На зеркалке работает оптический видоискатель. И как минимум в пентаксе работает экспозамер... Про мир графических редакторов это отдельное гониво... Далеко не все можно сфотошопить, монокль не имитируется точно - как, скажем, сделать фирменный почерк монокля - ореолы вокруг светлых объектов на темном фоне?
Вангуется мне, что вы читали статью очень невнимательно. Потому что о том, что эффект монокля нельзя повторить в фотошопе-я писал.
Сказка про Лайв вью-это вы о чем? Да, фокусироваться можно и по видоискателю, но без практики-сложно))по крайней мере не привыкшим людям.
А про пентакс-впервые слышу. Честно!
>> Для тех, кто снимает на пленку, есть один незаменимый вспомогательный девайс — фокусировочный экран.
Фокусировочный экран в зеркальных пленочных фотокамерах и в карданных пленочно/пластиночных - это неотъемлемая часть конструкции. Переделки даньномерных и двухобъективных под манокль лишены практического смысла.
>> Конечно, в современном мире графических редакторов вряд-ли кто-то будет снимать на подобное устройство.
По смыслу: зачем снимать с ____________ (впишите название), если есть графический редактор? Если автор хотел сказать нечто иное, лучше переформулировать.
>> Но вот детям цифровой эпохи придется довольствоваться LiveView.
Каким детям? Какой эпохи? Владельцам бюджетных беззеркальных камер?
Фокусировочные экраны - это сменная часть конструкции, которая может изменять свои характеристики. К примеру, можно установить под ваши нужды микрорастр или клинья Додена, выбирать матированную/наматированную поверхность и тд.
Смысл в том, что снимать на монокль имеет смысл, потому что сымитировать рисунок в Photoshop не получится (по крайней мере, полностью). Но в то же время сегодня вряд-ли много людей захотят заморачиваться, конструировать однолинзовый объектив. О том, зачем снимать на монокль - читайте в статье.
Детям цифровой эпохи? При чем ту т сразу бюджетный сегмент? В том же 1Dx/1Dc/D4/D4s есть LiveView, хотя устройства - далеко не бюджетные. А о детях - покажите мне много людей, которые помнят, что такое пленка, как на нее снимать, как проявлять и тд)))))
http://www.photodome.net/?p=87
Есть рассыпающаяся 135-ка (эх, печаль) с Нексом и когда-нибудь может и попробую. Когда окончательно забью на это, и так, сказочное стекло)
Хм, а если я сделаю монокль из Гелиос 44м, который подсоединен через переходник м42>eos у меня пропадёт экспозамер и подтверждение фокуса, при том, что сейчас ( с целым Гелиосом) у меня всё это работает?
У меня не пропала, правда делал я монокль из Гелиос 44-2 (Canon 600D)
Странно. Все, что делал я - пропадало) Ну, тогда это отлично!
Да, потому что с падением контраста и резкости вместе с повышенным количеством аберраций заставляет электроники сходить с ума!
эт плохо(