В преддверии выхода второй версии Panasonic 14mm F2.5 II, которая недавно была анонсирована на выставке Photokina 2014, мы решили сделать обзор оригинального объектива. Благо, почти наверняка обновленная версия будет отличаться лишь немного измененной отделкой корпуса,  сочетающейся по стилю с новыми объективами 12-35мм и 35-100мм, которые были разработаны специально для семейства GM миниатюрных камер системы микро 4/3.

Блинчик Panasonic Lumix G 14mm F2.5 ASPH был выпущен еще в конце 2010 года и стал одним из первых компактных широкоугольников компании. При розничной стоимости $330 и наличии прямого конкурента в виде чуть более громоздкого Panasonic 20mm F1.7 почти на 1 стоп светлее за ту же цену этот блинчик не получил особой популярности. Другое дело, что на ebay раскитованную версию спокойно можно приобрести в 2 раза дешевле, и за $160-170 – интерес уже совсем другой :)

При диаметре 56 мм и толщине всего 21 мм он до сих пор остается самым компактным среди стекол как Panasonic, так и Olympus. Да и другие производители не могут похвастаться столь маленькими линзами, за исключением разве что Pentax и их серии Q.

Изготовлен блинчик из качественного матового пластика, спроектирован и собран в Японии. Может быть, поэтому корпус ощущается весьма солидным – ничего не прогибается и не люфтит, крепление к байонету металлическое. Вес при этом составляет 55 грамм! Также кольцо фокусировки движется четко и плавно, хотя его ход мог бы быть и меньше, на мой вгляд. К сожалению, корпус не защищен от попадания пыли и влаги, и накопившаяся пыль как раз может немного мешать ручной фокусировке во время видеосъемки.

Эквивалентным фокусным расстоянием героя нашего обзора является 28 мм, чего вполне достаточно для съемки архитектуры, общих планов в помещении и пейзажей. За счет угла обзора, немногим большего классического нормального 35 мм объектива, с ним удобно заниматься и стрит-фотографией. В толпе будет попроще, а вот при съемке уличных портретов подходить придется ближе, на свой страх и риск, хотя в результате от этого фото только выиграет – оно получится более интимным, а за счет размеров и внешнего вида даже в сочетании с  крупной беззеркалкой вас, скорее всего, примут за непрофессионала, и в связи с этим отношение будет более благосклонным.

О работе автофокуса особо говорить нечего – он практически бесшумен и быстр, чего не скажешь про Panasonic 20mm F1.7, в котором, в отличие от данного блинчика, вся система линз полностью двигается внутри корпуса

Что касается оптических характеристик стекла, то в схеме используются 6 элементов в 5 группах, 3 из которых – асферические. Дисторсии, к сожалению, типичны для такой конструкции объектива и кропа 2 – они достаточно большие. Однако и камеры Panasonic, и Olympus исправляют их автоматически. Хроматические аберрации в пределах нормы. Виньетирование заметно лишь по углам, особенно на открытой диафрагме, но с этим недостатком в редакторе, пожалуй, справиться легче всего.

Резкость объектива можно оценить по табличке ниже. Ее данные взяты с сайта photozone.de и переведены для лучшего восприятия в систему оценивания со шкалой от 1 до 100.

Panasonic 14mm F2.5 F4 F5.6 F8
Центр 86 89 87 85
Края 76 77 76 75
Углы 69 76 75 73

Интерпретируя эти данные, отмечу, что, хотя на открытой диафрагме объектив недостаточно резок по краям кадра, вряд ли вы будете снимать общие планы на полностью открытой диафрагме, а при сьемке вблизи изображение все равно будет размыто вне зоны фокусировки. Исключение здесь – ночная съемка, для которой, к тому же, f2.5 часто не хватает.

Также скажу, что по субъективным ощущениям стекло не намного резче второй версии китового объектива Panasonic 14-42 F3.5-5.6 II, по крайней мере на диафрагме F3.5.

Стоит отметить, что бленда в комплекте с объективом не идет. Но при таком фокусном расстоянии можно обходиться и без нее, оптические характеристики стекла этому способствуют, а при желании – использовать кольцо от какого-нибудь дешевого китайского светофильтра или приобрести на ebay за несколько долларов весьма стильную бленду, накручивающуюся на любой объектив с диаметром фильтра 46 мм. Выглядит она так:

Галерея

Ниже приведены тестовые фото с использованием Panasonic 14mm F2.5 и камеры Panasonic G6, снимки производились на стандартных настройках в формате JPEG максимального качества. По информации EXIF можно оценить резкость на разных диафрагмах, хроматические аберрации, качество боке, картинку при контровом освещении.

Фотографии с разными значениями диафрагмы в большом размере:

Альтернативные варианты

Panasonic Leica DG Summilux 15mm F1.7. Свежеиспеченный объектив, выпускаемый под патронатом немецкой компании Leica, принимаемой за эталон качества в фотопроизводстве. При цене в $600 массивнее и тяжелее героя обзора, преимущества – 1 стоп диафрагмы и более совершенная оптическая схема.

Olympus 12mm F2.0. Премиальный объектив в металлическом корпусе по цене $800, долгое время был самым светлым широкоугольным праймом в системе. Не без недостатков, но стекло высокого уровня по всем параметрам.

Olympus 15mm F8.0. Игрушечный объектив-крышка за $50 и с постоянной светосилой (размер диафрагмы не меняется). Фокусировка – только вручную, с помощью рычажка на лицевой стороне. Качество изображения соответствует габаритам и цене.

Понравилось:

  • Цена за версию, снятую с кита.
  • Качество сборки – “Made in Japan”.
  • Размеры и вес минимальны.
  • Быстрый и практически бесшумный автофокус.
  • Хорошее качество картинки в целом.

Не понравилось:

  • Хотелось бы рекзость повыше.
  • Диафрагмы F2.5 в ряде случаев не достаточно.
  • Дисторсии могли бы быть и поменьше.
  • Корпус не защищен от попадания воды и пыли.

Резюме

В итоге имеем хорошо собранный миниатюрный блинчик.С одной стороны Panasonic Lumix G 14mm F2.5 ASPH – это бюджетный вариант широкоугольного объектива, оптически хороший, но отнюдь не выдающийся объектив, с другой – светосильного бритвенно резкого объектива с таким же или большим углом обзора попросту не существует, ни для одной из систем. Так что выбор за вами: нужна ли вам предельная компактность не в ущерб удобству или вы готовы потратиться на более дорогое профессиональное стекло.