Вечером 10 декабря в замечательном месте в центре Киева под названием Fedoriv Hub прошла встреча с фотографом Аланом Чином, обладающим богатым опытом репортажной фотоcъемки в разных уголках мира. Интерес к его личности был достаточно велик — на встречу пришло около трех сотен человек, полностью заполнивших зал.

Алан родился и вырос в США, и с конца 1990-х годов работал по контрактам на различные новостные издания и телевизионные каналы, создавая фотоистории о значимых событиях своего времени, которые сейчас уже являются историческими. За свои снимки из серий работ о конфликтах в Югославии, Боснии и Косово Чин дважды номинировался на высшую награду в области журналистики — Пулитцеровскую премию — в 1999 и в 2000 годах. При этом Алан был и остается фриланс-фотографом, в горячие точки он отправляется исключительно по собственному желанию, осознавая, что теоретически в любой момент у него есть возможность покинуть зону военных действий. В промежутках между такими поездками фотограф зарабатывает на жизнь, снимая свадьбы, делая портреты на заказ и сюжеты для местных газет, и признается, что порой живет, как обычный студент.

Одно из первых значимых фото Алана было сделано 15 лет назад и опубликовано на обложке The New York Times. По этическим соображениям я не буду здесь его показывать, так как на снимке изображены похороны мальчика-подростка, в которого попала шальная пуля, причем его родственники сами упрашивали поснимать это событие, чтобы оно получило огласку. Более того, были более ранние снимки, сделанные сразу же после смерти, которые незамедлительно отправили в редакцию, но сотрудники газеты, видимо, из-за выходных, каким-то образом их потеряли.

В портфолио Чина есть еще несколько таких же сильных и впечатляющих работ, можете поискать их самостоятельно. А я, пожалуй, покажу вам менее кровавые снимки, и вы сможете сами оценить их художественные особенности, а также те приемы, с помощью которых передается настроение конкретных мест и переживания героев.

Ирак (2005)

Одна из самых крупных военных операций США за всю историю. Лишенная всякого здравого смысла кампания, унесшая жизни тысяч ни в чем не повинных людей. Большинство кадров сделаны на черно-белую пленку, и вообще Алан до сих пор отдает предпочтение монохромным снимкам и просто мастерски обращается с ними. Композиционно фото сделаны в лучших традициях пикториализма начала прошлого века. Простые штрихи, которые как раз и возможно сделать при репортажной съемке, задают форму и часто определяют сюжет. Так, например, нередко намеренно завален горизонт, и возникший  наклон задает направление взгляда, как, впрочем, и явно выраженные диагонали. Как правило, есть один явно выраженный крупный объект на переднем плане и несколько менее значимых на втором, третьем плане…

Ураган Катрина, Новый Орлеан (2006)

Еще одна трагедия, крупнейший ураган в Америке, и в этом случае среди последствий буйства стихии возникает множество личных историй. В социальном контексте — здесь можно видеть фото людей, которые годами вынуждены сидеть без дела и работы во временных трейлерных городках. Здесь действительно нечем заняться и даже нет школы, зато имеется местное самоуправление, призванное поддерживать порядок. Как бы вы это показали, что посчитали бы необходимым сообщить зрителю? Алан, следуя своему стилю, без лишних деталей и какой-то сложной техники изображает такую «прекрасную» жизнь. Да, кажется, все понятно, но смогли ли бы вы или я сделать столь же эффектные и яркие, при полном отсутствии красок, кадры? Навряд ли.

Тайшань, Китай (2009)

Последний проект Алана, с которым мы сегодня познакомимся, — это повествование о родине его предков — китайской провинции Тайшань. Посетив это место, Чину удалось поймать и запечатлеть множество достаточно интимных моментов, из которых впоследствии была составлена фотокнига «Toishan, China: Another Home 8000 Miles Away». Деньги на издание и печать были собраны благодаря более чем успешной кампании на Kickstarter.

Среди опубликованных снимков — трогательное изображение бабушки фотографа, а также ужина его родственников в самом дорогом «ресторане» поселка, который как «человек из штатов» организовал Алан. Снимок, казалось бы, посторонней женщины, которая, услышав полное китайское имя Чина, вспомнила, что еще несколько десятков лет назад была знакома с его отцом. Такие сюжеты, впрочем, как и репортажи с мест происшествий, фотограф «рисует» незатейливо, этакими «широкими мазками», и в результате получаются, на мой взгляд, в хорошем смысле слова простые и душевные изображения, часть из которых вы можете видеть ниже.

На этом все! Более детально с  работами Алана Чина вы можете ознакомиться на его персональном сайте, также есть возможность посетить странички в Instagram и Facebook.