Продолжаем знакомиться с феноменом конструированной реальности в фотографии. Грегори Крюдсон – один из самых выдающихся мастеров данного направления и, без преувеличения, гениальный фотограф. Его снимки завораживают, моментально привлекая внимание и поражая с первого взгляда абсолютно всем: кинематографическим светом, безупречно выверенной композицией и цветами, четкостью и выразительностью каждого объекта в кадре, видимой техничностью, в конце концов… Но давайте поговорим немного о том, что не заметно сразу.

Если Сэнди Скоглунд особое внимание уделяет физическому конструированию мира в кадре, придумывая и создавая собственноручно практически все, что можно видеть на снимке, вплоть до того, что сама разжевывает жвачки, то подход Крюдсона во многом противоположный. Рецепт таков – он берет реальные объекты: подбирает места, людей, мебель, машины и вообще все, что ему необходимо для получения воображаемой картинки. Все это Грегори выставляет в пространстве, как ему видится, и дабы запечатлеть на пленке желанным образом, использует чуть ли ни все возможные технологии кинематографа. А именно – высококачественный свет в нужном количестве, прожекторы, которые устанавливаются на подъемных кранах, из спецэффектов – взрывы, дымовые и дождевые машины, а также любые декорации и так далее… То есть процесс создания одного изображения такой же, как и при съемке фильма – для получения одних фотографий иногда перекрываются дороги, поджигаются или ломаются старые дома, для получения других – создаются павильонные интерьеры.

Цифры при таком подходе впечатляют. В работе над каждой из фотографий, которые вы можете видеть ниже, принимало участие около 60 человек, из которых только осветителей примерно 15, да еще дюжина актеров в некоторых случаях. Плюс костюмеры, декораторы, колористы, редакторы, водители, грузчики и бог знает кто еще… Но пожалуй, самая важная фигура из этой команды – оператор Ричард Сэндс, правая рука Крюдсона, которого он заслуженно называет “хореографом по свету”. Обычно сам Грегори даже не нажимает на кнопку спуска, хотя при этом руководит всем процессом. В частности, он дает указания актерам, как и где стоять, с какой эмоцией. Интимным процессом, который Грегори не доверяет никому, является выбор места съемок – фотограф ездит по городам штата Массачусетс в поисках подходящего для осуществления его задумки пейзажа. После чего 2-4 недели уходит на подготовку и пару дней – на саму съемку. В случае же работы в помещении на все про все требуется 5 недель, и на выходе получается 5-6 различных снимков.

Примечательно, что даже полученные после такого кропотливого трудоемкого процесса изображения Грегори не устраивают. Естественно, они чем-то отличаются от его видения, и финальная картинка составляется из нескольких фотографий в результате постобработки. Эдакий коллаж – оттуда взята фигура (она там получилась более выразительной), оттуда – важный для кадра предмет (здесь он лучше всего освещен) – всё для достижения максимальной точности.

После всего написанного может сложиться впечатление, что Крюдсон просто помешан на деталях, масштабности и использовании множества дополнительных приспособлений. Это в корне не верно, всё это – лишь средства, самое важное для него – психологизм, и цель – наличие определенного чувства в кадре. Зачастую это напряжение, тревога, ощущение опасности или какое-либо желание. Получающиеся в итоге изображения напоминают кадры из фильмов Дэвида Линча или Альфреда Хичкока, застывшие сцены. На самом же деле это как бы “мгновения между мгновений”, потому что в каждом из них можно увидеть целую историю, сюжет. И талант Грегори – вовсе не в умении организовать процесс и построить кадр, а в его воображении и способности показать нечто едва уловимое одной картинкой.

Практически в каждом интервью Крюдсон рассказывает о своем отце, который оказал на него большое внимание. Тот работал психоаналитиком и принимал клиентов в своем кабинете, находившемся в подвале дома. Понятное дело, в процесс личной терапии нельзя было вмешиваться, а интерес к тому, что происходило в подвале, у маленького Грегори был большой. Иногда он подглядывал в замочную скважину, таким образом приоткрывая для себя пелену загадочности происходящего. И именно это слово – загадочность – является ключевым для всех изображений мастера.

Тем, кто хочет более детально познакомиться с работами Крюдсона и увидеть, что же происходило по ту сторону объектива, рекомендую посмотреть документальный фильм о нем “Gregory Crewdson: Brief Encounters“, который снимался 10 лет и вышел на экраны в 2012 году.