В чём заключается основное преимущество сменной оптики? В том, что мы сами в праве выбирать объектив под определённые условия съемки. Ширик – для пейзажей и архитектуры, фикс – для макро и портретов, зум – для всего понемногу, телевик – для живности и репортажей.
Сегодня мы подержим в руках представителя категории “широкоугольные объективы” – Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED. Данное стекло совместимо с зеркальными фотокамерами Nikon формата APS-C и имеет встроенный мотор фокусировки, т.е. оно будет работать со всеми представителями линейки Dxxxx.
Объектив приятно ложится в руку. Его корпус выполнен из пластика, но довольно качественного. Вряд ли получится почувствовать какие-либо люфты или поскрипывания – всё собрано и подогнано на “отлично”.
На передней части объектива расположено широкое кольцо зуммирования. Для более удобного управления оно дополнительно прорезиненно. Шкала фокусных расстояний нанесена неравномерно, как на всех зумах от Nikon’а.
Немного ниже середины расположено второе кольцо, которое отвечает за ручную наводку на фокус. Крутится оно плавно и предсказуемо, а для удобства восприятия под ним можно найти дополнительную шкалу фокусировки. Традиционно она находится за стеклом? и шкала расстояний фокусировки указана в двух величинах – футах и метрах.
Визуально объектив выглядит эдакой громадиной. Хотя на самом деле он таковым не является. Этому во многому способствует огромная передняя линза с диаметром под фильтр 77 мм. Объектив был бы действительно большим, если бы существенно увеличивал свой хобот во время зуммирования, но он этого практически не делает – максимальная длинна достигается на 24 мм фокусного расстояния? и она не намного больше минимальной, которая характерна фокусному расстоянию 14 мм.
А вот что является действительно огромным, это бленда НВ-23. Она явно увеличивает габариты объектива. Но, как ни странно, в ширину. Длиннее он практически не становится.
Взглянем на героя обзора с другой стороны – он имеет металлический байонет с дополнительным резиновым уплотнителем. Так что можно смело менять оптику пару раз в день, не беспокоясь при этом о состоянии крепления, а также о негативном воздействии на объектив пыли и влаги. Только в разумных количествах: бросать его в воду или в пылесборник для пылесоса всё же не стоит.
Ах да, забыли упомянуть про ещё один аналоговый орган управления. Им является переключатель режима фокусировки “М/А”-“М”. В автоматическом режиме фокус работает быстро и цепко. Но местами он всё же упорно отказывался фокусироваться. Вот “нет” – и всё тут.
Второго переключателя, характерного для многих моделей зуммовых стёкол Nikon, на корпусе нет, потому как в объективе отсутствует встроенная система подавления вибраций. Так что снимать придётся поаккуратнее, и в условиях плохого освещения лучше пользоваться штативом, дабы не смазать изображение.
Оптическая схема нашего героя состоит из 14 элементов в 9 группах. Из них 3 элемента являются асферическими, а ещё два выполнены из стекла ED. 7-лепестковая диафрагма не нарисует идеальное боке, но данное стекло для таких целей и не предназначено.
Предназначено оно, в первую очередь, для съемки пейзажей и архитектуры. И не даром архитектуры, ведь даже на самом широком угле уровень бочкообразных дисторсий составляет всего 3,1 %, а уже на 14 мм фокусного расстояния рассмотреть геометрические искажения станет посложнее, их уровень опускается до 0,5 %. Это круто, так как зачастую мы можем наблюдать бóльшие показатели искажений, например, на китовых объективах. А ведь их фокусное расстояние только стартует с отметки 18 мм.
Такие явление, как виньетирование по углам кадра и хроматические абберации, вряд ли доставят вам хлопоты. Кроме что, вы захотите одеть его на полнокадровую фотокамеру – тогда виньетирование уж точно себя покажет во всей красе. На кропнутых фотокамерах оно может незначительно проявиться лишь на самых открытых отверстиях диафрагмы на минимальном фокусном расстоянии. Это же относится и к хроматическим абберациям – если они проявляются, то минимально и легко убираются в фоторедакторе. А если снимать в JPEG – то их уберёт сама камера.
Отлично обстоят дела и с детализацией кадра. Даже на 10 мм не придётся прикрывать диафрагму, чтобы получить хорошие значения резкости по краям кадра. На этом фокусном расстоянии плохая резкость присуща только экстремальным углам. На всех остальных фокусных расстояниях объектив получает твёрдую пятёрку.
Дабы не быть голословными, ниже рассмотрим показатели резкости в виде таблиц:
10 мм:
10 mm |
f/3.5 |
f/5.6 | f/8 | f/11 |
Центр |
96 | 96 | 93 |
89 |
Края | 80 | 89 | 88 |
84 |
14 мм:
14 mm |
f/3.5 | f/5.6 | f/8 |
f/11 |
Центр |
89 | 95 | 93 |
89 |
Края |
86 | 90 | 91 |
85 |
18 мм:
18 mm |
f/3.5 | f/5.6 | f/8 |
f/11 |
Центр |
90 | 95 | 93 |
89 |
Края |
84 | 91 | 89 |
86 |
24 мм:
24 mm |
f/3.5 | f/5.6 | f/8 | f/11 |
Центр |
95 | 95 | 94 |
87 |
Края | 84 | 89 | 89 |
87 |
Исходные данные взяты с сайта photozone.de и были интерпретированы с учетом того, что за теоретически максимальное было принято условное значение 100 для лучшего восприятия данных
Как видно, практически везде показатели резкости имеют оценку от “Очень хорошо” до “Превосходно”. И на практике это подтверждается.
Краткие характеристики объектива:
- фокусное расстояние — 10-24 мм (15-36 мм в эквиваленте);
- оптическая схема — 14 элементов в 9 группах, включая 2 ED-элемента и 3 асферических элемента;
- лепестки диафрагмы — 7;
- максимальное и минимальное значения диафрагмы — f/3.5-4.5 и f/22-29;
- углы обзора – 99,4° – 52,4°;
- минимальное расстояние фокусировки — 24 см;
- размер фильтра — 77 мм;
- вес — 460 г.
Понравилось:
- качество сборки;
- отличная резкость по всему полю кадра;
- невысокий уровень дисторсий на самых широких углах;
- правильная геометрия изображений;
- замечательная цветопередача;
- наличие резинового уплотнителя вокруг металлического байонета.
Не понравилось:
- отсутствие встроенной системы оптической стабилизации и системы подавления вибраций;
- пару раз автофокус упорно не желал работать.
Альтернативы
Ближайший родственник нашего объектива – Nikon AF-S DX Nikkor 12-24mm f/4G ED-IF. Герой нашего обзора был выпущен в 2009 г. как немного более дешёвая версия своего старшего брата, у которого на 2 мм меньше диапазон фокусных расстояний. В остальном оба объектива аналогичны. Старший собрат отличается лишь внутренней фокусировкой и ценой – она составляет около $1000.
Кучу альтернатив предлагают сторонние производители оптики. Первый из них – Tamron SP AF 10-24 mm f/3.5-4.5 Di II LD Aspherical (IF). Ни его диапазон фокусных расстояний, ни светосила объектива не отличаются от Nikon’а. Зато отличается цена, в этом случае она составляет $500. По резкости и уровню искажений он, конечно, проигрывает оригиналу, но не столь значительно.
Ещё один представитель сторонней оптики – Tokina AT-X PRO DX 12-28mm f/4. Стекло обладает несколько другими значениями фокусных расстояний, которые всё равно отлично подойдет как для съемки природы, так и для архитектурной фотосъемки. Оно стоит $450, заплатив которые, вы будете уверены, что получите качество как конструкции, так и изображения на выходе – редко где можно встретить негативные отзывы о данном объективе.
За $400 можно прикупить Sigma 10-20 mm f/4.0-5.6 EX DC HSM. Да, вы проиграете 4 мм на длинном конце. Но получите стекло практически такого же качества, как герой нашего обзора, да ещё и практически вдвое дешевле. Единственно – на нём рекомендуется снимать с 12 мм, так как на самом широком угле уровень дисторсий всё же высоковат.
Галерея изображений
Ниже представлены тестовые фотографии, сделанные при помощи фотокамеры Nikon D5300 и объектива Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED (для просмотра изображения в большом размере нажмите на указатель справа вверху).
Резюме
Вы счастливый обладатель кропнутой зеркальной фотокамеры Nikon и вдруг поняли, что жить не можете без съемки пейзажей и архитектуры? Смело отправляйтесь в магазин – в арсенале вашей оптики просто обязан быть Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED. Не забудьте только положить в карман $700 для его покупки. И в следующие дни, месяцы и годы объектив станет вашим верным другом, рисующим резкую картинку с правильной геометрией и отличной цветопередачей.
Привет. Вот здесь http://radojuva.com.ua/2015/07/nikon-dx-af-s-12-24-ed-swm-if/ прочитал, что 12-24 будет работать и на полнокадровых фотоаппаратах, это правда, или я что-то путаю. И еще скажите, как Nikon 10-24mm будет работать на полном кадре?
Да в принципе никак не будет работать. Повезет, если пойматее несколько фокусных, где не будет жестокой виньетки. и смысл - покупать зум ради использования 1-2 фокусных на фф...
Отличный родной ширик, если вы можете себе это позволить и не хотите брать вместо него Sigma AF 10-20mm f/3.5
понравилось как описание и не зря выбрали как лучший ширик https://buynbest.ru/luchshij-shirokougolnyj-obektiv-nikon/#alter
Показатели резкости впечатляют, да только они для старой, 10-мегапиксельной матрицы. На 16 мп всё уже хуже, а что покажут современные Никоны сказать сложно. Да и хроматические абберации сложно назвать "не приносящими хлопот" — 2 пикселя почти на всём диапазоне фокусных (у большинства конкурентов — в районе одного).
Но самый большой минус это цена. За 700 долларов этот объектив явно нужно обновлять.
Суперширики всегда стоили дорого
Oleg Kucherenko, Canon 10-18 стоит 300 баксов. При этом у него меньше дисторсия, хроматика, намного выше резкость и есть стабилизатор. Про беззеркальные варианты я и начинать вспоминать не буду.
Spiny, Ну и диапазон фокусных отличается. Чем меньше диапазон, тем проще (читай-дешевле) оптическая схема
Oleg Kucherenko, ну, у 12-24 меньше разброс, а цена выше.
Но я не горю желанием входить в положение инженеров ) мой интерес чисто потребительский: можно на ширик снимать пейзажи, архитектуру, стрит и т.д. или нет. Кэнон, в этом плане, проваливается только по виньетке, так что, ИМХО, можно простить ему и меньшую светосилу, и скромный диапазон зума, и кроп-фактор системы. Никону же пора обновить парк: мыльные углы и хроматика — явные признаки устаревшей конструкции. Близкая ситуация, в своё время, была у кэноновского 17-40, но он хотя бы ценой выигрывал у Nikkor 16-35. А вот в данной ситуации — увы.