Ещё 30 лет назад автофокус был чем-то из разряда научной фантастики. Фотолюбители тогда и предположить не могли, что автоматика сможет сама выбирать точки фокусировки. Но научный прогресс не стоит на месте, и большинство современных фотокамер (во многих случаях – объективов) оснащены приводом автофокусировки. Всегда ли нужно им пользоваться? Или есть случаи, когда ручками навестить проще?
Скажу лично от себя. Автофокус на моих фотокамерах и в прошлом, и в настоящем практически не выключается. Более 90% всех снимков сделаны благодаря автоматической наводке на резкость. Но местами он либо не срабатывает вовсе, “ёрзая” объектив вперёд-назад, либо выбирает не ту зону резкости, какую хотелось бы получить – от этого не застрахован никто. В каких случаях это происходит и когда проще переключиться на ручную фокусировку, мы и попробуем разобраться.
Давайте выделим 7 основных случаев, когда фокусировка при помощи рук выигрывает у автоматики.
1. Портретная съемка
Съемка портретов, особенно крупным планом, требует особой точности при наводке на резкость. Особенно это касается глаз моделей. Современная автоматика зачастую работает корректно, но мазать всё-таки может. Да, ей можно помочь, предварительно выбрав зоны фокусировки. Но если вы хотите полностью контролировать снимок ещё на стадии его создания или просто подчеркнуть определённую часть лица – включайте ручную наводку на резкость.
2. Съемка ночных сцен или в условиях плохого освещения
Плохое освещение создаёт фотолюбителям кучу проблем. То не хватает светосилы объектива, то на фотографии вылазят шумы из-за задирания значений ISO, то не работает автофокус. Почему он ёрзает и не может поймать точку фокусировки? Да потому что автоматика не может в темноте корректно сработать! Если ваша камера оснащена контрастными датчиками автофокусировки, они просто не смогут определить нужный уровень контраста, а если фазовыми – они могут не распознать световые потоки между точками фокусировки, которые в темноте очень слабые. В некоторых случаях вам поможет подсветка автофокуса, но это не панацея – она работает лишь на коротких расстояниях. А если вам, к примеру, захочется снять ночной пейзаж, как быть? Наш ответ – смело включайте ручную фокусировку. Лишь в таком случае вы получите действительно то изображение, какое нарисовали себе в голове.
3. Съемка через стекло
Долгий полёт в самолёте или поездку на автобусе нужно как-то разнообразить. Заодно можно пополнить свою коллекцию фотоснимков. Вы достаёте фотокамеру и пытаетесь снять что-либо через закрытое окошко. Но автоматика упорно отказывается ловить фокус и ловит точку фокусировки где-нибудь на стекле или вовсе пытается сфокусироваться на вашем отражении. Особенно часто такое происходит, если стекло грязноватое. В этом случае ручная фокусировка – это панацея.
4. Макросъемка
В данной стезе фотографии ручная фокусировка является практически незаменимым инструментом. Профессиональные макроснимки редко бывают сделаны без помощи ручной наводки на резкость. Почему так? Потому что макро требует особой точности фокусировки. Малейшая ошибка – и снимок испорчен или утерян драгоценный момент. А при помощи ручной фокусировки вы сами полностью контролируете абсолютно весь процесс, делая акцент на нужную часть объекта съемки.
5. Съемка в HDR
Как известно, снимок HDR получается путём склейки нескольких одинаковых кадров, сделанных на одном и том же фокусном расстоянии и с одинаковыми значениями диафрагмы, но с различной экспозицией. Для того чтобы снимки действительно получились одинаковыми и все объекты в них находились в одинаковом фокусе, необходимо выставлять наводку на резкость вручную.
6. Съемка динамических сцен
Немножко спорный пункт, так как следящий автофокус специально создан для съемки объектов в движении. Но он может сработать некорректно или промазать, поэтому некоторые из сцен лучше снимать с использованием ручного фокуса. Особенно в том случае, когда вы примерно знаете, в какой именно части кадра ожидать появления объекта съемки.
7. Видеосъемка
Про использование ручной фокусировки в видеосъемке можно написать отдельный подробный материал, раскрывающий секреты и таинства искусства съемки видео. Сейчас мы этого делать не будем, но отметим, что умение владеть ручным фокусом – очень важный пункт в работе любого видеооператора. Сделать плавный переход между планами, эффектно размыть задний план в процессе съемки – автоматика с этим полностью не справится.
Если вы не согласны с приведёнными примерами или используете ручную фокусировку в других случаях, не стесняйтесь и отписывайтесь по этому поводу в комментах. И нам, и нашим читателям будет интересен ваш опыт.
>1. Портретная съемка
Ручная фокусировка в портретке - первейший способ прое.. кхм пропустить все эмоции и получить «протухшую модель», которая будет 90% времени томно ждать, пока вы накрутите свои ручки [это вообще касается всех ручек, проблема чуть шире, чем фокусировка]
Добавим к этому, что подтверждение фокуса в видоискателе для светосильных фиксов помогает мало - там большая погрешность, вплоть до зависимости от того, в какую сторону крутилось кольцо фокусировки, ГРИП у нас маленькая, а требования к точности знатные
Значит, LV. Значит, увеличение. Значит, мы видим глаз, но не все остальное. Или наоборот.
Будут проблемы с композицией и кадрированием. А сам экран постоянно затемняется в моменты подъема зеркала. Значит, снова теряем оперативность и возможность ловить.
К тому же, типичную зеркалку в таком положении на вытянутых руках очень неудобно держать - значит, повышенная шевеленка.
БЗК тут немного в выигрыше, да и пикинг могут предложить - но это не панацея, тот же размен скорость/точность.
Короче, оче не рекомендую ручной фокус для этого жанра. Но снимать можно, проверено с 55/1.2 безо всяких LiveView
В принципе, все остальное верно, кроме динамики.
Там тоже не стоит включать мануал, просто наведитесь в точку, где ожидается движение/прохождение объекта.
Съекономите время на переключении режимов
Вообще, лок фокуса очень хорошая вещь, вплоть до того, что некоторым нравится отдельно выносить включение АФ на кнопку AF-ON
Еще можно добавить, что иного можно специально делать легкий дефокус на объективе - такой-то объем =)
SV, точно подмечено, особенно про портреты. Ручной фокус подходит только для очень терпеливых моделей (и фотографов). Я считаю, что в большинстве случаев это одна из форм садомазо.
всего раз довелось снимать рассвет в горах
темно, глаз и то толком ничего не видит, штатива нет, из каких то скамеек соорудил и потом еще минут пять вручную фокусировался в режиме live view и пикингом резкости, кое как но один достойный кадр сделал :)