История объектива Nikon AF-S DX Nikkor 12-24mm f/4G IF ED уходит корнями в самую зарю эпохи бурного развития цифровых зеркалок – его анонсировали в уже далёком для нас 2003 г. Как ни странно, объектив до сих пор находится в производстве, даже несмотря на то, что разрешение современных фотокамер существенно подросло, а в 2009 г. был выпущен преемник ультраширокого зума для кропнутых фотокамер Nikon – Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED.
Первое, что сразу же бросается в глаза, – это золотое колечко в районе передней линзы объектива. Герой нашего обзора является одним из четырёх кропнутых объективов компании Nikon, который фигурирует в списках профессиональной техники. Наряду со стёклами Nikon AF DX Fisheye-Nikkor 10.5mm f/2.8G ED, Nikon AF-S DX Nikkor 17-55mm f/2.8G ED IF и Nikon AF-S DX Nikkor 16-80mm f/2.8-4E ED VR он входит в программу поддержки Nikon Proffesional Services.
В сравнении со своим же наследником в лице Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED герой нашего обзора может похвастаться более прочным и надёжным корпусом, собранным действительно по высшему разряду – кольца зуммирования и фокусировки крутятся плавно и предсказуемо, все детали подогнаны “на ура” и обнаружить какие-либо скрипы или люфты вряд ли получится, разве что вам в руки попадёт один из первых представителей, существенно потрёпанный из-за небрежного к себе отношения.
Один из главных козырей объектива – система внутренней фокусировки. 11 элементов, объединённых в 7 групп, перемещаются внутри конструкции, из-за чего объектив лишён выезжающего “хобота” и на него можно с лёгкостью поцепить любой из светофильтров диаметром 77 мм.
Байонет металлический и очень добротный. За место крепления объектива к фотокамере переживать уж точно не стоит.
Аналоговый переключатель на корпусе лишь один. Это кнопка выбора режима фокусировки “М/А-М”.
В автоматическом режиме объектив фокусируется легко и непринуждённо. Ложных проездов и нежелания работать за время теста ни разу не было. А для любителей фокусироваться ручками в корпус объектива встроили специальное окошко, по которому можно ориентироваться в расстояниях до объекта съёмки. Шкала расстояний традиционно указана в метрах и футах.
Шкала фокусных расстояний малоинформативна и нанесена неравномерно. Это не сюрприз – в данном плане объектив не отличается от своих сородичей.
На просторах Всемирной паутины объектив также нахваливают за SWM-мотор, который должен обеспечивать быструю и бесшумную фокусировку. По поводу скорости работы автофокуса нареканий действительно нету, а вот бесшумностью он похвастаться уж точно не может. На видео ниже отчётливо слышны постукивания при работе мотора Silent Wave Motor:
Так что использовать стекло при съёмке видео нужно с умом, или же можно просто отключать автофокус и наводиться на резкость ручками
По физическим параметрам объектив находится в золотой серединке. Он весит около полукиллограмма и смотрится на любой из кропнутых фотокамер Nikon весьма гармонично, ничего при этом не перевешивая.
По уровню искажений герой нашего обзора стоит на голову выше основных конкурентов. На минимальном фокусном расстоянии (12-13 мм) видны явные бочкообразные дисторсии. Но камера может сама их частично исправить, остальное с лёгкостью допиливается в фоторедакторе. При съёмке на фокусных расстояниях 14-20 мм искажения практически не доставляют неудобств. А на 21 мм и выше проявляются несущественные подушкообразные искажения, которые тоже с лёгкостью убираются при постобработке снимков.
Несмотря на отсутствие в комплекте бленды объектив практически не подвержен ловле паразитных бликов. В принципе, её и покупать не нужно – нанесённое на переднюю линзу мультипокрытие отлично справляется со своими задачами.
По уровню хроматических аберраций и виньетированию тоже всё хорошо. Оба этих эффекта проявляются лишь в единичных случаях и правятся в фоторедакторе за пару кликов мышки. Явное виньетирование можно заполучить лишь при использовании объектива на полном кадре – в таком случае края снимка будут конкретно затемнёнными.
А вот с резкостью дела обстоят немножко хуже, чем у Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED. Смотрите сами:
12 мм:
12 mm | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 |
Центр | 94 | 94 | 90 | 84 |
Края | 73 | 77 | 79 | 73 |
16 мм:
16 mm | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 |
Центр | 89 | 94 | 90 | 83 |
Края | 74 | 84 | 82 | 77 |
20 мм:
20 mm | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 |
Центр | 87 | 94 | 91 | 86 |
Края | 71 | 79 | 78 | 75 |
24 мм:
24 mm | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 |
Центр | 90 | 92 | 91 | 86 |
Края | 76 | 77 | 78 | 75 |
Исходные данные взяты с сайта photozone.de и были интерпретированы с учетом того, что за теоретически максимальное было принято условное значение 100 для лучшего восприятия данных
Невооружённым глазом видно, что наследник героя нашего обзора на полголовы выше. Объектив с набором фокусных расстояний 10-24 мм выдаёт немного более резкую картинку как по тестам, так и на самом деле. Но разница не такая уж и существенная. Nikon AF-S DX Nikkor 12-24mm f/4G IF ED отстаёт совсем чуть-чуть и ни на одном фокусном расстоянии не получил оценку ниже, чем “Хорошо”.
Краткие характеристики объектива:
- фокусное расстояние — 12-24 мм (18-36 мм в эквиваленте);
- оптическая схема — 11 элементов в 7 группах, включая 2 ED-элемента и 3 асферических элемента;
- лепестки диафрагмы — 7;
- максимальное и минимальное значения диафрагмы — f/4 и f/22;
- углы обзора — 99,5° — 61,1°;
- минимальное расстояние фокусировки — 30 см;
- размер фильтра — 77 мм;
- вес — 465 г.
Понравилось:
- качество сборки;
- хорошая резкость по всему полю кадра;
- минимум искажений и хроматических аберраций;
- правильная геометрия изображений;
- цепкий и шустрый автофокус;
- приемлемый уровень виньетирования.
Не понравилось:
- цена;
- отсутствие встроенной системы оптической стабилизации и системы подавления вибраций;
- шумный автофокус.
Альтернативы
За самым ближайшим конкурентом далеко ходить не нужно. Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED был выпущен в 2009 г. как немного более дешёвая версия героя нашего обзора. Честно говоря, 10-24 мм мне понравился гораздо больше. И дело даже не в 2 мм разницы на коротком конце, а в картинке. Она получалась более живой что-ли. Второе важное преимущество 10-24 мм – его цена, которая примерно на $300 ниже, чем у 12-24 мм.
Без проблем альтернативы находятся и среди сторонних производителей оптики. Например, Tokina AT-X PRO DX 12-28mm f/4, которая имеет бонус – дополнительные 4 мм фокусного расстояния на длинном конце. Также она берёт ценой, которая составляет в среднем около $550. Это в два раза дешевле, чем оригинал от Nikon. Причём по оптическим характеристикам различия минимальны.
Чуть хуже картинку выдаёт Tamron SP AF 10-24 mm f/3.5-4.5 Di II LD Aspherical (IF). Зато он светлее на коротком конце и стоит ещё дешевле – в районе $400. Правда, у объектива есть парочка незначительных минусов: выпуклая передняя линза, из-за чего на объектив не получится поцепить светофильтр, и выезжающий “хобот”.
Наконец, детище компании Sigma – Sigma 10-20 mm f/4.0-5.6 EX DC HSM. Объектив имеет немножко другой набор фокусных расстояний и плавающее значение максимальной светосилы. Но по оптическим характеристикам он находится практически на том же уровне, что и герой обзора. Цена вопроса – в районе $400.
Галерея изображений:
Ниже представлены тестовые фотографии (ресайз снимков JPEG максимального качества), сделанные при помощи фотокамер Nikon D5300 и Nikon D5500, а также объектива Nikon AF-S DX Nikkor 12-24mm f/4G IF ED (для просмотра изображения в большом размере нажмите на указатель справа вверху).
Резюме
На заре своего появления Nikon AF-S DX Nikkor 12-24mm f/4G IF ED являлся безальтернативным широкоугольным зумом, предназначенным для кропнутых фотокамер Nikon. Не потерял свою актуальность он и сейчас. Наследник объектива в лице Nikon AF-S DX Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G ED, выпущенный в 2009 г., хоть и имеет дополнительные 2 мм на коротком конце, не может похвастаться постоянным значением светосилы и собран из более дешёвых материалов. Да, он рисует немного более резкую картинку, но разница столь несущественна, что её практически невозможно заметить невооружённым глазом. Единственный недостаток героя нашего обзора – цена. Более $1000 на нашем рынке – неподъёмная сумма для многих владельцев фотокамер формата APS-C. Но за качество нужно платить – добротная конструкция в надёжном корпусе, практически не подверженная влиянию паразитных эффектов и входящая в программу поддержки профессиональной техники Nikon Proffesional Services, примерно столько и должна стоить.
ИМХО на сегодняшний день разница между фф и средними кропами в цене настолько невелика, что вместо того, чтобы покупать ширик под кроп имеет смысл переехать на фф, а первое время в качестве ширика использовать что-то типа 20-35 /2.8D.