Наверное, каждый из нас влюблен в фотографию. Невозможно создавать нечто, не будучи влюбленным во что-то. Парадокс, однозначно, но иногда то, во что ты влюбляешься, не кажется тебе примитивным и простым, даже если таковым и является. Ищешь поэзию, поэтику во всем. И часто оказывается так, что люди, которые просто влюблены в свое дело, делают его намного лучше, нежели холодные равнодушные профессионалы.

Так и с фотографами. Иногда смотришь на работы и понимаешь: рука мастера. Четкие, холодные тона фотошопа, безукоризненное кадрирование, точка съемки, свет. Визаж и макияж также на высоте. Правильный баланс белого и отсутствие любого шума или зерна. Посмотрел, оценил, перевернул страницу и забыл. Просто фотография. Есть ситуации, когда смотришь на почерк мастера и фотография цепляет. Для меня такой мастер — Анри Картье-Брессон. Но есть исключения. Смотришь на фотографию: зерно шкалит, фокус неправилен, ракурс не совсем удачен, вуаль, свет, положение, выражение… да что там. Все выдает работу любителя, при том любителя с не особо хорошей камерой. Если не сказать «со шлаком» в руках. Но иногда в таких фотографиях ты виидишь нечто большее, чем картинку. Ты видишь душу, видишь талант, видишь любовь и пламя фотографии в душе. А изображение и проникает в душу, оставляя там глубокий след.

К таким людям невозможно относится безразлично. Кто-то их любит, кто-то нет. Но равнодушными они не оставляют никого. Именно о таком человеке сегодня и пойдет речь. О Мирославе Тихом, прожившим свою жизнь действительно тихо.

Мирослав Тихий

Мирослав Тихий

Чешский фотограф Мирослав Тихий — персона достаточно загадочная и интересная. Мирослав — фигура непонятная. Кто-то считал его сумасшедшим, некоторые считали его философом, кто-то видел в нем художника. Знаю только одно — только самому Тихому известно, кем он был на самом деле.

Главное – это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым – то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное – это уже никого не интересует.

Камера фотографа, сделанная вручную

Камера фотографа, сделанная вручную

Он был воплощением всего того, что оскорбляло и возмущало коммунистическую партию в общем и в частности. В те годы Мирослав бросил тихий вызов родному городу. Бросил вызов комунистическим убеждениям. Стал жить собственной жизнью, которая так отличалась от общепринятой. Но давайте по порядку.

Для меня женщины — это просто лейтмотив. Я никогда не гонялся безудержно за юбками. Даже когда я вижу женщину, которая мне нравится — и возможно я мог бы попробовать заговорить с ней — я понимаю, что мне это на самом деле неинтересно. Вместо этого я беру карандаш и рисую ее. Эротизм это все равно просто сон. Мир — иллюзия, наша иллюзия.

Мирослав Тихий, художник и фотограф, родился в тихом моравском поселке Нетчице (сейчас это Кийов) 20 ноября 1926 года единственным ребенком в семье. Отец был закройщиком, мать — дочерью сельского старосты. Именно это и позволило Мирославу и его семье быть довольно уважаемыми людьми. В свое отрочество Тихий поступает в гимназию, на подготовительный факультет Пражской Академии изобразительных искусств, учителем его становится известный художник-импрессионист Ян Желибский. Спустя три года обучения, несмотря на успехи в мастерской, Мирослава отчисляют в связи с его взглядами. В ходе коммунистического переворота начинаются сильные и массовые гонения, с работы выгоняют многих признаных мастеров, студентам запрещают работать с обнаженной натурой, предлагая вместо этого только рабочих в спецовках на пьедесталах. Тихий, протестуя против такого положения вещей, перестает ходить на занятия, общаться с друзьями. Вскоре его забирают в армию.

Мирослав Тихий с камерой

Мирослав Тихий с камерой

При коммунизме нам было запрещено рисовать обнаженных женщин. Мол, это уводит в сторону от построения социализма и от трудовых масс. Как только это запретили, я перестал ходить в Академию. Гулял в соседнем парке Стромовка все дни, но потом все-таки зашел посмотреть, что там происходит. И увидел, что в мастерской сидит парочка моих старых друзей и ничего не делают. Пришел ассистент профессора и обращается ко мне: 'Господин Тихий, а почему вы не работаете?'. А на постаменте для моделей стоял такой молодой парень и как-то странно держал одну руку. Я ответил: 'Почему он так странно держит руку?' — 'Он держит молоток'. – 'Но я никакого молотка не вижу'. – 'Мы в спешке не нашли никакого молотка, пишите по памяти. Молоток ищут и скоро принесут.

Когда Мирослав вернулся со службы, с его поведением и психикой что-то случилось: он загремел в тюрьму (причин я найти не смог), после оттуда он был переведен по просьбе матери в психиатрическую лечебницу, которая находилась в городе Опава. Через пару лет, проведенных там, начался период хрущевской оттепели, и Тихий возвращается к себе на родину. Проживая у родителей, он начинает писать картины, упорно работая в модернизме, импрессионизме и кубизме. Совсем короткое время Мирослав выставляется в Брно, но вскоре забрасывет это дело. К началу 60-х годов ХХ века Тихий перестает следить за своим внешним видом, отпускает длинную бороду и начинает носить лохмотья. Своим внешним видом и поведением Мирослав Тихий стал антиподом идеала советского человека, за что его снова прячут в психбольницу на 8 лет, почти до начала 70хх.

Выйдя из лечебницы в очередной раз, Мирослав открывает для себя фотографию, но продолжает придерживаться импрессионизма и в этом искусстве. Тихий, с оглядкой на свои странности, сознательно отказывается от новой современной фототехники, отказываясь подчиняться чему бы то ни было в новой эпохе. Сперва Мирослав поселяется в каморке у своей соседки. Тихий, занимаясь фотографией вручную, заново изобретает фотоаппарат из металлических пластин, картона, линз от очков — все это было найдено ним на помойке — и начинает фотографировать. Особенностью его стало то, что фотографирует он исключительно женщин и девушек. Исключительно на улицах своего города.

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Мирослав днями бродил по городу, одетый в лохмотья, высматривал женщин в парках и бассейнах. Неудивительно, что на него сразу же обратила внимание милиция и не раз задерживала его. Однако, Тихий действовал тихо — к женщинам он ни разу не приставал. Милиция могла предъявить ему только нарушение гигиены, но не более того. Поэтому всегда отпускала.

Свои снимки фотограф проявлял и печатал сам, вручную. Каждый его отпечаток уникален прежде всего потому, что бумагу он часто отрывал руками, не переживая и не беспокоясь о кривых углах. Пленку, бумагу и реактивы Мирослав покупал в аптеке. К слову, он отказывался не только от камер, но и постсъемочного оборудования.

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Спустя десятилетия, уже в ХХІ веке, в 2004, Тихий стал знаменит. Знаменит на весь мир благодаря Гарольду Зееману, известному в кругах куратору искусства и критику, который устроил выставки и биенале с работами чешского бродяги. Но Тихий был непреклонен — он так и не посетил ни одной из своих всемирно известных выставок, так как считал, что Европа «вырождается и обречена на гибель».

Умер Мирослав Тихий 12 апреля 2011 года в возрасте 84 лет, так и оставшись всемирно известным, но одиноким.

Кто-то может сказать, что эти работы — брак производства (учитывая то, что с одного негатива он печатал только одну фотографию), кто-то скажет, что они великолепны. Но эти работы, окутанные дымкой и тайной, всегда задевают глубоко, оставляют свет и показывают ту грусть, тоску и безысходность, которую чувствовал Мирослав Тихий. А выбор всегда за вами.

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

Одна из фотографий Тихого

На этом все. Следите за нами.