Сложно поспорить с тем, что современные технологии достигли того предела, когда сделать прорыв или революцию уже затруднительно, а в некоторых вещах – архисложно. Нынешнего пользователя трудно удивить, ему нужно показать что-то действительно впечатляющее. Это касается множества сфер нашей жизни.

Если посмотреть на характеристики современных мобильных процессоров, невольно задумываешься, что любой современный телефон умнее твоего первого компьютера. Но в то же время это уже перестало удивлять, и спустя неделю-две после знакомства с самой актуальной и мощной новинкой теряешь тот трепет, который охватывал в момент первого знакомства с устройством. В процессе дальнейшего пользования остается только гадать, почему так происходит.

Современная техника и маркетинговые ходы, используемые компаниями для успешных продаж своих продуктов, часто заставляют поверить, что находящийся у тебя в руках гаджет может все, стоит только его приобрести. Если же вы попали в число счастливчиков, у которых не возникало подобных мыслей, можно вас поздравить. Несмотря на то, что прямая связь между понятиями «хорошая техника» и «хорошие снимки» давно опровержена многими мастерами (взять, к примеру, работы китайского фотографа Дэна Чунга с Олимпиады-2012, снятые целиком и полностью на IPhone 4s), количество людей, которые покупают зеркалки и считают себя профессиональными фотографами, исчисляется миллионами.

Поражает количество, откровенно говоря, посредственного фотоматериала, лишенного даже намека на художественность, который выкладывается в социальные сети. Яркий пример – всем известный тип фото с дакфейсом в зеркале и зеркальной камерой в руке. Естественно, что при отсутствии малейших понятий о фотоискусстве возгласы «почему на моих снимках смазы с фотоаппарата за 1000$?» звучат глупо.

Но есть и другая сторона вопроса. Довольно часто даже настоящие профессиональные фотографы приходят домой после съемки и обнаруживают, что где-то не довели кольцо фокусировки, а в другом случае подвела автоматика и «зацепила» куст, а не бегуна на спортивном соревновании. Это происходит именно в тот момент, когда доли секунды решают все, а возможности переснять кадр нет и не будет. Обидно. Именно таким образом даже у профессионала множество снимков отправляются в корзину.

Наверное, этим и руководствовались разработчики из американской компании Lytro Inc., когда создавали свою первую доступную пленоптическую камеру. Не всем знаком термин «пленоптическая», поэтому остановимся на нем подробнее.

Википедия говорит, что пленоптическая камера (или камера светового поля) – это устройство, использующее массив микролинз для сьемки световой информации в 4-х измерениях. Проще говоря, световое поле – область пространства, заполненная светом. В основе данной технологии лежит изучение процесса переноса энергии со светом. Впервые термин «световое поле» был введен Гершуном в научном труде по радиометрическим свойствам света в трехмерном пространстве. Хотя еще в 1846 году великий физик Майкл Фарадей в работе «Размышления о колебании лучей» предположил, что свет в любом случае должен быть интерпретирован как поле, также как и магнитные поля. В этом и кроется вся загвоздка.

Рассмотрим традиционный процесс фотосъемки. Независимо от камер – пленочных или же цифровых, оптическая конструкция позволяет выбрать только одну точку фокусировки. Именно этот промежуток и называется глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП). Фокусируемся на ветке – все позади будет размыто, и наоборот. Очень многие фотографы, от любителей до профессионалов, именно по этой причине иногда используют в своих съемках самодельные камеры-пинхолы (пленка, спичечный коробок, дырочка – и самодельная камера-обскура готова), которые позволяют получить ГРИП на всем снимке и все объекты которого будут одинаково резки. Но для частой съемки с большой ГРИП это не выход.

Именно об этом задумались стэнфордские исследователи. Так, в 1992 году ученые Эделсон и Ван опубликовали работу «Single lens stereo with a plenoptic camera», в которой была описана конструкция так называемой пленоптической цифровой фотокамеры. В этой работе были также описаны методы математической обработки получаемых пленоптической камерой снимков, позволяющие изменять параметры фокусировки уже отснятых изображений.

Для реализации такой возможности Эделсон и Ван предложили дополнить конструкцию традиционной цифровой фотокамеры массивом микролинз, расположенным между основным объективом и светочувствительным сенсором. Массив микролинз находится в фокальной плоскости основного объектива (там, где расположена точка фокуса данной линзы или их системы). Каждая из микролинз формирует на небольшом участке сенсора субкадр, соответствующий небольшому участку фотографируемого полного кадра, проецируемого объективом камеры.


Посредством обработки пикселов субкадра можно получить данные о расстоянии до соответствующего участка сфотографированной сцены. А это, в свою очередь, позволяет путем обработки исходного снимка не только изменять положение точки фокусировки, но и настраивать ГРИП по собственному желанию.

Иными словами, пленоптическая камера запечатлевает распространение света. Технология довольно интересна и полезна на первый взгляд, но запустить такую камеру в производство никто не решался.

В недалеком 2006 году в дело вступает компания Lytro Inc. Действуя с целью сделать основной фишкой камеры постфокусировку на любом участке фотографии, Lytro выпускает на рынок первую и единственную пленоптическую систему для рядового пользователя. Так как камера фиксирует направление потока света, то, соответственно, ее разрешение указывается не в мегапикселах, как привыкли многие, а в мегарэях. Разрешение камеры в 11 мегарэй означает, что камера может словить, зафиксировать и проанализировать 11 миллионов лучей. Такое построение дает возможность пользователю перефокусировать изображение при его обработке дома или прямо на экране камеры. Именно это и является главной особенностью фотоаппарата.

Подержав камеру в руках всего один раз, могу сказать, что вещь весьма приятная. Хотя камерой назвать устройство язык поворачивается с трудом. Это растянутый кубик Рубика, только сделанный из алюминия. Всего компания выпускает несколько типов устройств, отличающихся цветом корпуса – синий/красный/серый/зеленый/розовый и объемом внутренней памяти – 8 или 16 ГБ. При этом, на 16 ГБ есть только красная версия. С одной стороны «брусочка» – объектив, с другой – сенсорный экран для постобработки с матрицей в 128х128 пикселей. Зона обхвата выполнена из прорезиненного материала, там же находится кнопка включения, спуск затвора, сенсорная полоска для зуммирования (он оптический с восьмикратным увеличением) и usb-коннектор.

Чтобы сделать снимок, вы должны построить композицию и нажать кнопку, как в обычных мыльницах. Камера сама подбирает экспозицию и делает снимок, хотя некоторые параметры все-таки контролировать можно. В камере всего два режима – повседневный и творческий. С помощью последнего можно снимать макро.

Обработка отснятого материала происходит уже на компьютере в специальном софте Lytro Desktop (ибо на мизерном экране камеры толком сделать ничего нельзя). Импорт фото происходит медленно, за время сбрасывания пары десятков снимков можно успеть выпить чашку чая. Но тут-то и начинается самое интересное – постфокусировка дает вау-эффект, от которого невозможно оторваться в первые минуты после того, как попробуешь изменить точку фокусировки на фото впервые.

Если объекты на кадре расположены слишком близко друг к другу (несколько метров), то эффект перестает быть заметным. Качество фото далеко от идеала. К примеру, современные смартфоны при правильной настройке могут выдать гораздо более сочный и красивый результат, несмотря на то, что фотографии весят всего 5 Мб против 25 в Lytro.

После обработки качество ухудшается еще заметнее, а если преобразовывать в Jpeg – итог подойдет для соцсетей, не более того. Говоря о преобразовании, упомяну, что изначально фото сохраняются в собственном формате, который позволяет манипулировать фокусом даже после сохранения.

Еще одним интересным фактом является то, что с помощью этих же “живых” снимков можно получить псевдо-3D при помощи поворота фотографии. Например, если вы сняли любимую собаку в профиль, на конечном снимке вы сможете повернуть ее частично в анфас. Но, скорее, эта возможность создана лишь для впечатления друзей.

На официальном сайте камера стоит 399$ за 8-гигабайтную и 499$ за 16-гигабайтную версии. На меньшую по обьему памяти камеру поместится около 350 фото. Несмотря на инновационную технологию, использованную в этом продукте, фотокамера оставляет впечатление скорее игрушки, чем законченного и пригодного для серьезных задач инструмента. Но инновации редко сразу же оказываются качественными. Подобный класс устройств должен пережить еще не одно поколение, прежде, чем потеснить традиционные способы фотосъемки и занять свою нишу.