Мир так устроен, что все новое есть хорошо забытое старое. Это касается всего, что нас окружает, и, несмотря на то, что прогресс идет семимильными шагами, все равно остаются люди, которые верны старому. Сейчас их зовут хипстерами и ретрофилами.
Чего только стоят постоянно проводимые фестивали ретро-автомобилей, немое кино с сопровождением тапера, помешательство на ретро-стиле в одежде, дни Лондона в Киеве и твидовые велопробеги. Неудивительно, что и использование популярного сегодня сервиса Instagram тоже находит немалую толику поклонников среди любителей старины. Но на самом деле настоящие любители ретро увлекаются совсем другим. Один мой друг слушает музыку с виниловых пластинок, аргументируя это тем, что нигде больше нет настолько же прекрасного хрипа и тональности, кто-то увлекается забытыми видами искусства, а кто-то снимает фотографии на пленочный фотоаппарат.
Большинство людей думают, что пленка осталась в каменном веке, и с недоумением смотрят на всех, кто идет с фотоаппаратом без экрана на заднике (а таких с каждым днем все больше). Тем не менее, пленке до сих пор удается не только не стать забытой и отправленной на свалку истории, но и приобретать новых приверженцев. И это в наше-то время, когда доступность профессиональной съемочной техники повсеместна, а компьютер позволяет любому желающему приобщиться к прекрасному.
Не интересно ли разобраться, почему до сих пор жива пленка и пленочная техника? Почему существуют и выпускаются пленочные камеры, почему фотографы-профессионалы используют пленку, а фотолаборатории отнюдь не бедствуют? Есть спрос – есть предложение. В этом вся истина.
Начинаем цикл статей, посвященных пленочной фотографии. В отличие от RetroSearch, где мы будем вспоминать развитие пленки и пленочных камер, тут я попробую рассказать не о том, что было или будет с фотографией в рулоне, а о том, что же предлагает нам пленка, какие типы пленок существуют и что нужно для съемки этим методом, не таким уж и архаичным. К слову, до сих пор многие фотографы National Geographics снимают на пленку.
Первая статья посвящена пленкам: тому, что они нам предлагают, почему их выбирают и какие их типы существуют.
Фотографическая пленка – это фотоматериал на гибкой прозрачной основе, представляющий собой лист пластика, на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра, определяющие светочувствительность, контраст и оптическое разрешение.
Фотоэмульсия – конгломерат зерен галогенидов серебра и защитного коллоида, в основном специальной фотографической желатины. Фотоэмульсия представляет собой при температуре выше 40°С вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Наносится на подложку, будь то стекло, желатина или бумага, и формирует светочувствительный слой пленки.
Также фотопленка имеет в своем составе и несколько других слоев.
Это подложка, служащая основой для фотоэмульсии, которая изготавливается из различных соединений целлюлозы или лавсана. Подслой для лучшего сцепления эмульсии и подложки, контрслой (противоскручивающий), делается из желатины и препятствует скручиванию пленки при сушке. И напоследок, противоореольный слой для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке ореолов вокруг ярко освещенных объектов.
А теперь отойдем немного от Википедии и поговорим по душам. На самом деле вариантов разделения пленок не так и много. Пленки делятся на несколько типов.
Три больших группы
Негативная пленка – на пленке этого типа происходит инвертирование изображения. На практике мы видим темное в местах светлых участков, и светлое – в местах темных. На цветной пленке цвета также инвертированы, и лишь при печати на позитивной бумаге цвет приходит в норму и дает нам конечный вариант фотографии.
Позитивная пленка – позволяет создавать диафильмы посредством прямой контактной печати или печати с помощью фотоувеличителя. Особенностью такой пленки является то, что она обладает достаточно низкой чувствительностью, но в то же время дает высокое разрешение и низкую зернистость. Чаще всего такой тип пленок используется в кино, а непосредственно в фотографии – сравнительно редко, чаще энтузиастами.
Обращаемая пленка – такой тип пленки имеет один существенный недостаток. Она не предназначена для последующей печати никакими способами и применялась в СССР для создания слайдовых фотографий. У всех же были проекторы, на которых можно было посмотреть фотографии на большом экране? Такой тип характеризуется очень насыщенными цветами.
Также существуют (или существовали) обращаемые пленки в черно-белом варианте, но широкого распространения они не получили.
К таким пленкам относилась советская “Тасма”, которая выглядела молочно-белой при разматывании, но после экспонирования и проявки давала весьма приличные и замечательные результаты. Однажды автору довелось поснимать на такую пленку, правда, просроченную, но эффект стоил того, чтоб бегать по блошиным рынкам и искать ее дальше.
В отличии от негативных пленок, где проявка дает только промежуточный этап при получении фотоснимка, остальные типы пленок дают готовую картинку сразу после проявки.
Применение разных типов пленок обусловлено только творческим порывом фотографа и целями, которые он преследует. Естественно, на выбор типа пленки влияет и тот тип камеры, который имеется в арсенале фотографа.
По своим цветовым характеристикам пленка делится на три типа. Естественно, черно-белая, цветная и… монохромная. Да-да, монохромная и черно-белая – это два разных типа пленок, их не нужно путать.
В черно-белой пленке используются галогениды серебра. Обычно это один слой, который при попадании света превращается в металлическое серебро. На пленке появляются темные области, которые при печати дают светлые участки.
Монохромные же пленки – это новоявленные и удобные в своем обращении материалы, которые формируют черно-белое изображение, а проявляются по цветному процессу. Особенностью нанесения фотоэмульсии на такой тип является нанесение нескольких слоев серебра.
Цветная пленка использует как минимум три слоя (бывает и больше). Окрашивающие вещества, взаимодействуя с кристаллами серебра, делают последние чувствительными только к определенной части спектра.
Размещаются такие слои в порядке длины определенного луча спектра – синий сверху, потом находится желтый светофильтрующий слой, далее зеленый и красный. Современные пленки могут иметь до 20–30 слоев, что впоследствии сказывается на качестве картинки.
Размеры фотопленки
Существует пленка различных размеров и видов. Она бывает перфорированной и не перфорированной. Перфорированная пленка может быть “мини” – 16 мм шириной, и стандартной, кинематографической – 35 мм шириной. Не перфорированная – рулонная, шириной 61,.5 мм для среднего формата, и листовая, любого размера, для форматных камер.
Очень часто перфорированную 35 мм пленку называют кинопленкой. Действительно, этот тип пришел в фотографию из кино, но при этом фотопленка не требует такой же точности транспортировки в камере, как в кино, поэтому особой роли перфорация не играет. Ширина межкадрового промежутка также не принципиальна – ведь при ручной печати пленка все равно будет разрезана на части.
Из всех типов пленок наибольшее распространение получила именно 35 мм пленка. Формат кадра – 24х35 мм. Из-за удобства хранения, транспортировки и зарядки ее чаще всего использовали фотографы по всему миру.
Размер кадра малого формата также может варьироваться (18х24, 24х24, 24х30 мм).
Не перфорированная среднеформатная пленка используется в профессиональной фотосъемке и любителями-энтузиастами. Любимый всеми средний формат имеет как плюсы, так и минусы. Несомненным плюсом является то, что с такого негатива можно получить более высокую детализацию и большой размер конечного изображения почти без потери качества и резкости. Но недостаток состоит в том, что хорошая среднеформатная камера стоит на несколько порядков дороже, а по размеру не совсем удобна.
Получаемый среднеформатный кадр также варьируется по размеру. Это может быть как классический квадрат 6х6 мм , так и прямоугольники 6х4, 6х9 . Выбор есть.
Форматные пленки предназначены (также, как и предыдущий тип) для профессиональной фотосъемки и требуют наличия недешевого, немаленького и нелегкого фотооборудования и определенных навыков. Пленка разложена в специальные пакеты по листам. Непосредственно перед съемкой лист вставляется в камеру, экспонируется и после этого проявляется (не обязательно сразу). Такие снимки отличаются фантастической передачей деталей, четкостью, разрешением и возможностью печати практически на неограниченные размеры. Проявляется же данная пленка только вручную или в специализированных фотолабораториях.
Все пленки, за исключением листовых, наматываются и продаются в специальных кассетах, чтоб защитить пленку от воздействия света.
Еще одна характеристика пленок – чувствительность, которая зависит от размеров кристаллов серебра, нанесенного на подложку, и зерна.
Зерно – это, по моему мнению, самое прекрасное, что есть в пленке. Дело в том, что при получении изображения в цифровых камерах светочувствительной единицей выступает пиксель. При высокой чувствительности появляется шум. Пленка же лишена такого недостатка напрочь, так как светочувствительная единица, как я уже говорил, – кристалл серебра. После печати фотографии мы видим проявление этих кристаллов, которые и формируют картинку.
Размер кристаллов играет огромную роль в формировании зерна, и если вы используете ISO 3200, то приготовьтесь к тому, что на больших отпечатках будет зернить.
До сих пор то разрешение, которое позволяет получить пленка 35 мм, доступно лишь дорогим профессиональным камерам. Что уж говорить о среднем или полном формате?
На этом все. В следующий раз пройдемся по рынку и выясним, что из предложенного стоит нашего внимания.
Следите за нами.
"Кому-то ананасы,кому-то холодец".
Убеждать, что пленка-хардкор странно. Сделайте по кадру одинаковой сцены на про-пленку и на цифру,
После вопрос для вас будет закрыт.
Aw, this was an extremely good post. Finding the time and actual effort to create a good article… but what can I say… I procrastinate a lot and don’t manage to get nearly anything done.
Ребята, снимайте на мобильники и крутите три ручки в Фотошопе, или сразу заливайте на Инстаграмм - разницы всё равно вряд ли кто-то увидит.
У плёночной фотографии была только одна проблема - относительное неудобство использования. Цифра сделала фотографию простой и общедоступной, автоматика почти всегда спасает от кривых рук владельца и выдаёт-таки картинку высокого качества. Вот только резкость - это не свойство художественной ценности.
А к вопросу о "мэгапукселях" и любителей сравнивать всё в цифрах: Есть плёнки Gigabitfilm, ADOX CMS 20 и прочие этого типа. Просто в качестве примера:
http://www.gigabitfilm.com/images /1000fach_linear.jpg
Полнокадровая цифра пока такого не умеет. А плёнки такие есть и для среднего формата, и для форматных камер.
Только вот фотографы обычно такую редко используют - потому что любой разумный человек понимает, что с лупой фотографии рассматривают только мудаки и вуайеристы. Резкость должна быть ДОСТАТОЧНОЙ, и не более.
А вот цвет должен быть отличным - и в этом цифра еще лет десять будет пытаться дотянуться до плёнки, при текущих темпах маркетиновых вбросов "новых технологий". Для недопонимающих: Цифра - это определенная разрядность чисел, описывающих пиксели разного цвета. То, что выдаёт фотоаппарат в итоге, и что вы видите на мониторах - RGB, а там 256 градаций яркости каждого из трёх цветов. Глаз чувствует гораздо больше, любой здоровый глаз. Профессионалы различных профессий, работающие с цветом, различают мельчайшие нюансы оттенков даже осмысленно, но чувствует их каждый.
Информация к размышлению - до сих пор большинство фильмов снимается на плёнку. А километры плёнки - это очень, очень, ОЧЕНЬ дорого. И работать с ней гораздо сложнее, и при съёмке и при обработке в последующем - дольше, гораздо более трудоёмко.
Фотография - искусство для профи и людей увлеченных. А то, что выкладывается в соц. сетях и называется "фотографиями" - это, в большинстве своём, испорченные кадры "под старину 1900-х", хроники в домашний фотоальбомчик - интерес они представляют только для вас и ваших друзей и близких. Не тратьте лишних денег, купите цифромыльницы, они дают вполне приличную картинку и занимают мало места.
Любое искусство требует таланта и множества усилий. Оставьте живопись художникам, фотографию - фотографам, а музыку - музыкантам.
Обожатель Модников,
Все класс! Только почему же не надо тратить деньги на пленку-пусть тратят! Ведь пленка становится все менее доступной. Крупных производителей можно по пальцам посчитать. Надо поддерживать этот рынок. В том числе благодаря людям ,которые как-либо подцепились на этот крючок. Пленочных фотоаппаратов практически не выпускают (процент с цифрой наверно 1/100). Фото-графия теперь больше фото"пост",или фото-SHOP (короче говоря,ничего общего с материализацией фотографии).
Тратьте денежки на пленку. А надоест-продадите. Пусть другой тратит=)
снимал на пленку в 35мм весь год на камеру Vivitar v3800. на этом я как раз таки все и учил как контролировать камеру) и различные техники типо rule of thirds, golden spiral и так далее. очень понравиось!!
Открыл для себя недавно Зенит-ЕМ, поразило то, что там есть автоматический определитель экспозиции. Все собираюсь по фотографировать.
Расскажите, как правильно проявлять плёнку, а то в интернетах много жалуются на фотоателье, говорят, что там часто это делают очень не качественно.
Лучше найдите хороший фотолаб и познакомьтесь там с персоналом.
Мой ФЭД-3 зажевал пленку (я видно плохо закрепил), назад не перематывалась, пришлось открыть крышку и вырезать пленку лезвием и вытаскивать пассатижами, плюнул на это дело и на следующий день купил D5100. Кадры стали практически бесплатные, результат виден сразу, короче одни плюсы.
Прямые руки все решают. Один раз получился лаг с пленкой - с ФЭДом 1, с несовевмещенным дальномером\видоискателем. вот там реально прикол-отснял пленку, а она не отснялась. на месте стояла. в остальном - никаких нареканий!
quote:
"Например, если говорить о 35-мм плёнке (подробнее о ней можно прочитать тут), то детализация ограничена на уровне 8-12 мегапикселей, в зависимотси от модели и типа плёнки. "
пруфлинк: http://bezkaski.livejournal.com/103336.html
А я вот нашел другое)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8
К тому же, споры эти вечны. я понимаю, что если сравнивать какой-нибудь Зенит и Leica S\M, то понятно, что будет качество лучше у нашего капиталистического брата. а так...
Кстати, в литературе очень много где встречал информацию, противоположную Вашей. Да, я понимаю, что цифра удобнее, но все же шум и зерно...я выберу зерно.
А по поводу Вашей статьи - спасибо, интересно было почитать. Кстати, на счет Фуджи - замечательная у них камера S3Pro с интерполяцией и имитацией пленки. Всего 6Мп, медленная(свадьбу не поснимаешь), но какая там картинка.. Сейчас бы не прочь себе найти такую. Или снова вернуться к пленке)
педивикия - не аргумент :) там много кто чего написать может. опираться на нее можно с большой оглядкой и проверять утверждения.
"В сравнение с плёночными, цифровые камеры того же класса имеют одинаковые объективы или объективы меньшего размера (и, следовательно, потенциально, меньшего разрешения)."
- ага, щаз. никоновские старые стекла (чем не пример) не разрешают их же д800.
при всем уважении к пленке, она уже проиграла по разрешению. но это не значит что она умерла.
Я больше Вики доверяю, чем блогам разных людей. Недавняя проверка показала, чтоВики всего на 0.1% менее точная, чем Британская энциклопедия.
По поводу вашего "В сравнение с плёночными, цифровые камеры того же класса имеют одинаковые объективы или объективы меньшего размера (и, следовательно, потенциально, меньшего разрешения)" - естественно. Полный кадр будет давать больше разрешение (пленка), чем кропнутая дорогая камера. И это понятно.
"никоновские старые стекла (чем не пример) не разрешают их же д800" - вообще ничего не понял.
в вики-статье говориться что пленочная оптика это круто. а я вот имею возразить: старая пленочная оптика по разрешению уже недостаточна для современных многопиксельных камер и это можно проверить: привел пример с никон д800, потому что это тоже полный кадр. и на него ставятся старые пленочные объективы. так вот фик там их хватит для такой матрицы. нужны современные. да и вообще не понятно с чего бы это пленочная оптика была лучше. сравнивались цайсовские фиксы с китовыми зумами? в общем, фильтровать вики и фильтровать.
к чему все это.:
чисто технически пленка выигрывает только в одном: большой формат дешевле в виде пленки, потому что матрицы такого размера стоят как пол звездолета. все остальные преимущества пленки как носителя, при прочих равных, имеют чисто эстетический характер. а после этого http://www.dpreview.com/galleries/reviewsamples/albums/leica-m-monochrom-preview-samples вообще задумываешься.
а на самом деле технологии это инструмент. до тех пор пока результат нравится - все равно какая технология применялась.
Знаете, касательно Никоновских стекол могу сказать, что у меня есть серьезное подозрение в маркетинговом ходу) ибо те же Лейковские М-системы иимеют одинаковые стекла что к 7\8 модели, что к 9 серии. И сказать, что одинаковые стекляшки при равных условиях будут отличатся - грешно))
С другой же стороны, я когда снимал на Сони - возможности сравнивать с их топ-серией объективов не было. Но при сравнении того же Sony 50\1.8 и Minolta 50\1.7 - разницы я особо не заметил. прекрасные кадры везде.
Так о чем я и говорю. 6Мп всего.
http://www.dpreview.com/galleries/reviewsamples/albums/fuji-finepix-s3-pro-review-samples
не по теме, но так, выскажусь
когда за одну прогулку у меня получается нащелкать 20-40 фотографий, как правило в них удачных и интересных гораздо больше, чем когда щелкаю сериями.
Снимать на пленку с нынешним развитием цифры - изврат. Кроме эффекта ламповости, для всякого рода хипстеров, преимуществ нет. У кого другое мнение с аргументами?
Я вижу смысл только в среднеформатной пленочной технике, так как цифровые аналоги стоят просто нереальных для простого юзера денег.
Да, СФ цифры стоит дорого для обычного смертного. но нужен ли он ему в принципе?
Причем тут пленка и учит думать? Если ты в принципе привык думать пленка тебе как-то поможет еще? А если ты по природе не готов думать то как ты додумался вообще снимать на пленку? :)
Я думаю, Дима имел ввиду тот факт, что при съемке на цифру мало кто парится по поводу брака и ошибок. На пленке, если денег и собственного времени не жалко, будешь думать: "а что будет показывать экспонометр, если позади моего объекта яркое небо?", "а что в случае съемки темного объекта на темном фоне?", "А может стоит поставить диафрагму другую, если выдержка <1/50?" и т.д. На цифре все по другому: получилось плохо - покрутил кольцо в одну сторону, еще раз плохо - еще покрутил, перегнул палку - крутишь обратно. Почему так происходит и как сделать правильную поправку с 1-го кадра - мало кто задумывается. Так что в учебе на пленке есть смысл. Сам прошел такую школу - Зенит Е, ЕМ, 122.
Лично мое мнение если тебе по зарез нужен СФ то цифра может выручить, в других же случаях это все извращения и часто огромный шанс упустить какой-то интересный момент :) А ходить и думать можно и с цифрой, там ведь есть режим М, зачем для этого покупать пленку, особенно такую с чем ходят процентов 90 (старые совковые зениты) хотя если ты не хочешь быть ламповым хипстером.. :)
да, это вы понимаете) но большинство-нет. к тому же если снимать-то не на зенит, а на олимпус ом, практику иже с ним)
Олег, ты читаешь мои мысли)
к тому, что в принципе, никогда не снимая, ты покупаешь цифру и начинаешь щелкать все подряд, а автоматика сделает все остальное. а вот снял на пленку, через неделю увидел результат-черт, не то. полезу ка я литературу почитаю. и прочее)
Пленка учит думать. я бы никого в фотошколу не брал без прохождения обязательного курса съемки на пленку. Когда ты ограничен в возможностях, ты не делаешь 100500 фото с мыслью:"дома выберу". После пленки ты вряд ли сможешь видеть экспозицию на глаз правильно.
А в профессиональной фотографии - можно сравнить увеличение, тональность, детализацию и разрешение...ммм...5ДМарк2 против Хасселя какого нибудь. Думаю, что результат явно не в пользу первого будет.
Детальность, тональность.. вы вообще в курсе что профессионалы бывают разные, и снимают они на разную технику, все зависит от потребностей и возможностей, как можно сравнивать теплое с мягким.
з.ы. ну и у того же hasselblad или phase one тушки цифровые сейчас :) А пленочные для "нищебродов" как Олег правильно заметил.
фотографы Playboy & NG-нищеброды. естественно, если есть нужна цифра-то глупо менять всю систему. купил цифрозадник и не паришься. но все равно, несмотря на все минусы, пленка еще поживет.одно дело-цвета в шопе тянуть, другое-цвета Velvia. небо и земля.
смысл в том, что сейчас многие фотографии делаются на цифру, печатаются оптически. и наоборот. та же лейка м8 производится. бизнес не дурак и в ущерб работать не будет. в любом случае.
я понимаю, что при ровных руках на смарт снять можно супер кадры. но мы ведь не о том.
На предыдущий комент.
Проверил папку спам. Все нашлось.
Идея Вам для затравки. Побегайте по блошиным рынкам выбирая пленку или камеру с оператором. Должен получится интересный сюжет.
p.s. Почему после регистрации 2 день не приходит письмо с паролем?
Это баг или фича?
Такие идеи были. Попробуем при возможности.
Пленка это круто, но и геморойно. О чем свидетельствует то, что много минилабов оцифровывает ее и печатает по цифровой технологии.
В чем именно заключается геморой, вот я например хотел бы поработать с пленкой, но надо куча всего для этой реализации, хоть дома даже фотоувеличитель есть, но потом меня посещает мысль, а зачем? ведь у меня есть цифрозеркалка и принтер, куча времени экономится. Это разве что хобби. Либо киношники пленку используют, но это так дорого обходится, что только как сразу, так и перейдут на цифру.
О да, самый огромный минус пленки, это то, что с легкостью можно потерять кадры, третью свою пленку я так и потерял, делал все как и прежде, но вдруг пересвеченная. Обидно потерять даже не коммерческие, а просто свои хипстерские кадры.
И все-же, будет время, я обязательно куплю себе Hasselblad с кадром 6x6cm и набор оптики. Буду делать теплые ламповые снимки :)
а я хочу какой-то двухглазый Rolleiflex. истинное счастье)
Это интересно, занятно и замечательно. Вы не находите, что во времена пленки было намного больше хороших кадров и сюжетов? люди как то больше думали.
А на счет гемороя - это кому что нравится. Я вот дома долго оккупировал ванную, несмотря на крики соседей. К тому же всегда можно сходить и за небольшие деньги снять на час фотолабу.
Нет, я считаю что сейчас, наверно, даже больше хороших кадров, ведь фотография стада доступнее, профи как и тогда, так и сейчас, делают классные снимки. Просто очень многих "зеркало владельцев" почему-то относят к фотографам! Пускай себе балуются.
Хороших кадров и сейчас предостаточно, просто во времена пленки было меньше плохих )
К тому же можно долго спорить и я соглашусь, что минилабы печатают с цифрового скана. но есть еще и фотолабы. Типа Эксара или Фотофонда.
Пленка - это чистый хардкор!