Начиная цикл статей об альтернативной фотографии, я задавался вопросом: будет ли интересно читателям рассказ о том, что в принципе потихоньку умирает? Подняв несколько блогов людей, которые размышляют над этими вопросами, почитав форумы, посвященные ручным методам создания фотографии и посетив фотолабу, я понял, что приверженцев данного вида искусства не становится меньше, а энтузиастов с хипстерами все больше. Когда я порылся в своих воспоминаниях, то понял, что придя в магазин, чувствуешь себя немного неловко, когда начинаешь выбирать что-либо из фотоматериалов. Не знаешь, что есть, почему так, зачем это и прочее. Разворачиваешься и идешь в интернет.
Рынок бумаг отличается от рынка пленок хотя бы выбором. Фирм, представленных на територии Украины, не так много, и те продаются исключительно в специализированных магазинах. Если вы помните, то бумаги отличаются между собой разве что подложкой (основой) и контрастом. Попробуем разобраться, какие бумаги есть, зачем они нужны и что вы получите, используя тот или иной тип.
Наверное стоит упомянуть, что на рынке вы не найдете бумаги для цветной печати. Выбор, увы, ограничен только лишь черно-белыми бумагами.
WORK BY TETENAL
Компания предлагает не только фотобумаги, но и совершенно уникальные для територии Украины вещи.
К примеру фотоэмульсия WORK by TETENAL – это светочувствительная хлоробромосеребряная эмульсия, которая наносится на различные поверхности кроме металла и дает возможность самому решать, что же сегодня будет основой для фотографии. Такой тип эмульсии обеспечивает нормальный контраст. Относится к эмульсиям с видимым печатанием. Остальной ассортимент продукции Work достаточно стандартен – бумаги матовые, глянцевые и полуматовые. Контраст от нормального к повышенному. Выбор подложек варьируется от картона до полиэтилена и пластика. Вся бумага холодного тона. В принципе она проста в обработке, не требовательна к условиям хранения и дает очень хороший мелкозернистый, резкий и контрастный отпечаток при обработке различного вида проявителями. Одна из моих любимых бумаг, не в последнюю очередь из-за цены.
FORTE
Высокочувствительная бумага представлена в трех тонах (от холодного до теплого) лишь на пластике. Бумага с переменным контрастом производится на покрытой с двух сторон полукартонной основе с глянцевой и полуматовой поверхностями. Особенностью есть то, что прямыми руками и светофильтрами можно добиться контраста от ультрамягкого до ультраконтрастного. Отлично реагирует как на всевозможные реактивы, так и на растворы постобработки. Дает хорошие, четкие детализированные снимки с отличной проработкой деталей. Стоимость вполне адекватна.
TETENAL
Это чернобелая фотобумага на картонной или полиэтиленовой подложке с переменным контрастом. Тон написан нейтральный, но на практике есть завал в холодные оттенки. Бумага обладает глянцевым покрытием и дает замечательные результаты с различными химикатами. А прекрасная детализация, оттенки, зерно и цена делают ее превосходным выбором.
FOMA
Бумага на картоне и двойном картоне является чёрно-белой бумагой переменного контраста для проекционной печати с теплой тональностью изображения. Толстый картон с волокнистой, фактурной поверхностью делает данный тип бумаги просто незаменимым при работах с ретро-фотографиями. А переменный контраст от мягкого до высокого, мелкое зерно с хорошей детализацией могут служить поводом попробовать этот материал для работ. Высокая цена – единственный минус.
ILFORD
По праву – король рынка. Ассортимент продукции самый большой на територии страны. Выбрать действительно есть из чего. Тут вы сможете найти бумагу с постоянным контрастом от пониженного до повышенного, бумаги с переменным контрастом от 0 до 5 (от почти безконтрастной до суперконтрастной). ILFORD – высококачественная черно-белая фотобумага на плотных основах. Отпечатки, полученные на бумаге данного типа, отличаются широким тональным диапазоном и высоким качеством изображения.
Отличительная черта данного материала – несмотря на то, на какой основе бумагу вы покупаете, будь то картон с постоянным контрастом или пластик с переменным, – Ilford везде использует свою фирменную эмульсию, которая дает суперточную детализацию, превосходную резкость и более простой контроль за печатью. Проявление изображения происходит действительно быстро, останавливаются тоже. Впечатление, что изображение перестает проявляться в тот момент, когда ты выключаешь лампу увеличителя.
Обрабатывается просто и быстро, хорошо реагирует как на фирменные химикаты, так и на проявители/закрепители других производителей. Еще один плюс бумаг этого производителя – картонные подложки намного лучше приспособлены для последующей работы с отпечатком, будь то ручное раскрашивание или тонирование золотом (в простонародье – сепия).
Единственный минус – стоимость бумаги не позволяет просто покупать ее для игр или экспериментов. Серьезная дорогая бумага для серьезных целей.
С первого взгляда кажется, что это просто игрушка – куплю, побалуюсь, выброшу. Уверяю, посмотрев на цену даже недорогих бумаг, вы вряд ли будете покупать бумагу для пыления в шкафу.
Но недавно я открыл работы своего знакомого, выполненные на Илфорде и Фоме размером, эдак, 30х50… и понял: оно все же того стоит.
Поэтому если решитесь – можно с уверенностью сказать: результат вас приятно удивит.
На этом все. Следите за нами.
Хорошая статья. но в обзоре не все производители. на самом деле еще существует российская ч/б фотобумага Slavich.. которая до сих пор производится. и по качеству она не уступает зарубежной бумаге.
У нас 'Славич' найти достаточно сложно. В основном фотофонд(оплот пленочной фотографии в Украине) занимается импортными бумагами,поэтому за славич я и не писал)