Слава к нему пришла лишь на закате жизни. Он − последний и, возможно, лучший представитель “китайского пикториализма”. В его работах гармонично соединились эстетика и минимализм азиатской фотографии с безупречной композицией и отображением внутреннего мира автора… Зовут нашего героя − Дон Хонг-Оай (Don Hong-Oai).
Родился Дон Хонг-Оай в 1929 году в китайском городе Гуанчжоу (старое название – Кантон). Он был самым младшим из двадцати четырех детей в семье. После смерти родителей маленького Хонг-Оая отправили к родственникам во Вьетнам. В возрасте семи лет он уже стал работать подмастерьем в Сайгонской портретной студии, где и начал постигать основы фотографического искусства. В свободное от работы время он фотографировал пейзажи и изучал технику фотомонтажа (печать нескольких изображений с разных негативов на один снимок). В 1950-м году юный Дон поступил в Колледж искусств Вьетнамского университета, в котором впоследствии он остался преподавать. Во время работы в университете Дон Хонг-Оай много снимал для Красного Креста во Вьетнаме, Малайзии и Франции. Позже Дон знакомится с великим китайским фотографом, одним из основателей школы “китайского пикториализма” Лонг Чин-Саном и становится его учеником.
В 1979 году, во время послевоенных конфликтов вьетнамцев и китайцев, Дон Хонг-Оай вынужден был покинуть свою вторую родину и эмигрировать в Соединенные Штаты. Не имея с собой денег и не владея английским, Дон поселился в китайской общине города Сан-Франциско, где провел остаток жизни. Там же, в Чайна-тауне, он открыл небольшую фотомастерскую, работая в которой зарабатывал себе на жизнь и мог раз в несколько лет посещать Китай, где снимал и набирался новых впечатлений.
Свои работы Дон Хонг-Оай показывал на уличных ярмарках. Именно так их заметил в начале девяностых один из влиятельных галеристов Сан-Франциско, который организовал Хонг-Оаю первую выставку. Слава о китайском фотографе разлетелась по всей Америке, а позже − по всему миру. Дон Хонг-Оай становится членом крупнейших мировых сообществ и участвует в персональных и групповых выставках, его работы покупают музеи и частные коллекционеры. Впервые за 65 лет своей жизни он обретает финансовую независимость, что позволяет ему чаще бывать в Китае и сосредоточится на печати своих фотографий. Умер Дон Хонг-Оай 8 июня 2004 года в Сан-Франциско.
Не взирая не то, что творческое наследие Дон Хонг-Оая стало известно мировой публике относительно недавно, оно оставило яркий след в истории фотографического искусства в целом и “китайского пикториализма” в частности. Дон Хонг-Оай продолжал идти по стопам своего великого учителя Лонг Чин-Сана. Дон впервые применил на каждом готовом изображении печать как своеобразную узнаваемую подпись. Техническое выполнение снимка было очень сложным, так как использовалась техника наложения нескольких снимков (фотомонтажа). Обычно Дон Хонг-Оай использовал 2-3 негатива в каждом готовом изображении, добавлял элементы живописи, каллиграфию, азиатскую лаконичность, минимализм и свою печать. Именно таким образом удавалось достичь поразительного сочетания изящности классической китайской живописи, гармонии линий, идеальной композиции и духа настоящего Китая. Как говорил сам Дон Хонг-Оай: ” Каждый может сделать красивую фотографию Китая, но я хочу сделать это по-другому. Обычные фотографии не имеют ценности, если они все похожи между собой. Ценность моих снимков заключается в том, что такие больше не делает никто”
Шикарно. Очень оригинально. Сильно контрастируетс европейскими фотографами
Сильно!