В современном цифровом мире достаточно сложно еще найти что-либо, не связанное с компьютерной обработкой. ПК достаточно прочно вошли в нашу жизнь и повсеместно нам помогают. Цифровой “разум” всюду. Мы забыли, что значит ездить по карте – нам помогают навигаторы. Мы не пользуемся блокнотами – их заменил Evernote, Keep, Word и прочие. Мы не рисуем на холсте – мы пользуемся планшетами. А хрип винила и запах книги мы вспоминаем только изредка, в разговорах о старине. Никто не поспорит с тем, что так жить проще. Да, намного логичнее не тратить большие деньги и не таскать с собой огромные тома, а “залить” на цифровое устройство сотни книг из сети и читать с гаджета весом 500 г. Конечно, проще кинуть плеер в карман, чем таскать пластинки, менять иглы и ждать приезда домой, чтобы послушать музыку.
Несмотря на это, элементы ретро все равно остались живы, остались на радость ценителям. Или любителям.
Тоже самое и с фотографией. Промышленность давно забыла о выпуске моделей на пленке, расходники найти с каждым днем все сложнее, а время, связанное с работой, не сравнить с быстротой современных технологий. Пленка стала тем, чем была изначально – уделом профессионалов и ценителей. Или людей с деньгами. Ведь найти новую пленочную камеру сейчас сложно, а из того, что есть – Leica, Bessa, Carl Zeiss. Все это премиум сегмент, а премиум дешевым быть не может. И возникает вопрос: что делать, если очень хочется попробовать? Разберем вопросы, связанные с покупкой пленочного фотоаппарата.
Где покупать?
Вариантов покупки камеры великое множество. Первый – новая дорогая камера из магазина. Такой вариант подойдет тем, кто ни капли не стеснен в средствах и готов выложить за пленочный аппарат сумму с тремя нолями в долларах и столько же за объектив. Это Leica M7, Voightlander Bessa, Carl Zeiss Ikon. Все камеры дальномерные, что может как сыграть на руку, так и стать препятствием. Зависит от того, что именно вы собираетесь снимать. О плюсах и минусах данного типа камер мы поговорим немного позже. Естественно, в пользу покупки камеры из магазина говорят несколько преимуществ. Во-первых, ваш фотоаппарат будет новым. Вам не нужно будет переживать или нести его в сервис на профилактику. Во-вторых, покупая технику с таким ценником, вы получаете не только превосходную гарантию, но и дополнительные очень вкусные сервисные плюшки: специальное ПО, превосходную круглосуточную поддержку и прочее. Ну и в-третьих, вы становитесь владельцем премиальной камеры с восхитительным стеклом, о которой давно сложены легенды. Стоит заметить, что камеры эти почти на 100% механические, и об автофокусе и прочих привилегиях современности вам придется забыть.
Второй вариант – это поиск подходящих вам моделей на различных интернет-барахолках и аукционах. Там вы сможете найти практически все, начиная от нижнего белья и заканчивая ядерной боеголовкой. Так что дефицита фототехники вы не почувствуете. На таких площадках выбор есть всегда, к тому же за достаточно разумные деньги. Единственным недостатком, как по мне, есть некая неуверенность в качестве. Поэтому после покупки и оценки камеры на глаз стоит все-таки отнести ее в сервис для профилактической чистки, смазки и юстировки.
Третий и самый дешевый, по совместительству, выход из ситуации – просто найти знакомых, которые когда-то снимали на пленку, и отобрать ненужную камеру у них, постоянно бормоча что-то об искусстве, пленке, настоящем, будущем, зерне, душе и так далее. Правда, часто такие вещи действуют как заклинания и ограждают вас от попыток не отдавать фотоаппарат. В крайнем случае, можно откупиться шоколадкой, либо просто фразой “да я на время”. К сожалению, недостатки предыдущего варианта присутствуют в полной мере.
Что покупать? Фирма, механизм.
Если цифровая фототехника имеет только один нерешаемый спор “Canon\Nikon”, то тут дела обстоят хуже. Мало того, что в предмет обсуждения выходят еще и Olympus, Praktica, Yashica и прочие, так еще и выбор стоит: полностью механическая или электронная? Долго останавливаться на этом не стоит, надо просто решить для себя несколько вещей.
Если вы уже снимаете на определенную цифровую систему или же планируете ее покупку – то смотреть нужно в сторону тех же фирм в электронном исполнении. Ведь только подумайте, сколько денег вы сэкономите на отсутствии необходимости покупки идентичных объективов.
Если же вы собрались покупать камеру для души и увлечения, не собираясь потом снимать на пленку, выбирайте то, что в руке лучше лежит. Кто-то любит Canon, Nikon, Minolta. Я же в мире пленки люблю Olympus OM. Дело вкуса. К тому же, найти стекло за 50 у.е. превосходного качества к нему проще.
Выбор механика\электроника – тоже дело вкуса. Возвращаясь к личным предпочтениям, я больше люблю держать в руках металлические ОМ, крутить всевозможные рукояти настроек, взводить затвор курком и фокусироваться кольцом, чем управлять фокусом глазом в знаменитой Canon EOS 5. Наши фотоаппараты вообще не считаю чем-то серьезным и хорошим, поэтому даже не рассматриваю в статье.
Что покупать? Тип камеры, формат.
Типов камеры всего три. Под каждую нужду выделен свой. В порядке возрастания популярности: шкальный, дальномерный, зеркальный. Принципиальное различие этих типов в механизме фокусировки и видоискателя.
В шкальном фотоаппарате для наведения на резкость используется шкала расстояний. Смотря в видоискатель, который представляет собой просто глазок, мы выстраиваем кадр, прикидываем, сколько метров до объекта резкости и выставляем расстояние на шкале фотоаппарата. И очень легко промахиваемся. В видоискателе такого фотоаппарата мы не видим изменений ни фокуса, ни режимов экспозиции, ни действия фильтров, поэтому потерять кадр очень легко. К тому же, шкальные фотоаппараты обладают одной отличительной чертой, которую имеют и дальномерки: в них присутствует параллакс.
Параллакс – это несоответствие тому, что мы видим при композиции кадра в видоискателе, и тому, что получаем на конечном отпечатке. Возникает он в следствии того, что видоискатель находится несколько сбоку и сверху от объектива. Так мы можем говорить о параллаксе по вертикали и по горизонтали. Поэтому,снимая, необходимо учитывать разность углов и производить расчет на поправку параллакса.
Второй тип камер – дальномерные. Они, как и многие вещи этого мира, дороги и непонятны. Но кто поймет всю их прелесть – влюбится навсегда. Это деликатес в мире фото. Визирование в таких камерах осуществляется с помощью видоискателя, а наводка на фокус – по дальномеру. В новых моделях все камеры оснащаются видоискателями, совмещенными с дальномером. Когда вы смотрите в глазок, то видите не размытую картинку, как при наведении на резкость в зеркальных камерах, а просто две отдельные картинки. Совмещая две в одну поворотом кольца, вы попадаете в фокус с нажимаете на курок спуска затвора.
Итак, о минусах мы поговорили. Среди них не только высокая стоимость и параллакс, но и намного меньший выбор оптики. К тому же, при установке объективов с другим фокусным расстоянием вам придется поставить дополнительные рамки видоискателя и дальномера, если это не Leica со сменными рамками, конечно. Но давайте теперь посмотрим на плюсы.
Первым и самым главным плюсом дальномерной камеры являются ее малые габариты и вес. Это стало возможным из-за отсутствия блока прыгающего зеркала, которое своим механизмом значительно утяжеляет и увеличивает конструкцию. Именно отсутствие зеркала предопределяет второе преимущество камеры – практически полную бесшумность. Основной звук при съемке зеркалкой возникает как раз из-за поднятия и опускания зеркала, которое каждый раз громко “хлопает”. И третьим плюсом дальномерных камер есть не то иное, как отсутствие зеркала. Дело в том, что при спуске затвора на зеркалке фотограф на долю секунды теряет возможность визирования и наблюдает темноту в видоискателе, что при фотографировании с проводкой может помешать. В дальномерных же камерах видоискатель никак не связан с открытием шторки, поэтому вы всегда можете видеть происходящее в кадре.
При таких особенностях камера автоматически становится первым выбором для стрит-съемки, а при наличии толики сноровки и умения – на незаменимого друга в любой ситуации.
Зеркальные камеры. Самый популярный и распространенный тип. Тут можно найти что-угодно, для чего угодно, за какие угодно деньги. Простота использования, удобство, надежность и неприхотливость, либеральная ценовая политика вывели эти камеры в лидеры фотоаппаратостроения. Как ни странно, но все плюсы данной камеры кроются как раз-таки в наличии зеркала. Да, пускай тяжеловата, громковата, но чего стоит возможность поставить любую оптику и сразу же приступить к съемке. Способ визирования в такой камере простой. Свет, проходя через объектив, отбивается в зеркале, поток лучей проецируется на матовом стекле. То есть фотограф видит то, что получит на снимке. Никакого параллакса. Есть возможность увидеть эффект от применяемых фильтров, прикрыть диафрагму и оценить ГРИП. Фокусироваться еще проще: крутим кольцо регулировки фокуса до момента, пока не увидим резкое изображение в видоискателе. Цена камеры зависит в основном от ее дополнительных возможностей: хочешь мотор перемотки пленки – плати. Основная же стоимость ложится на объективы. Но в этом классе камер всегда есть возможность начать снимать на недорогой кит, а потом определиться с приоритетами.
Следующий вопрос – это формат камеры. Существуют мало-, средне- и форматные камеры. Системы работают с различными типами пленок, о которых вы можете прочесть тут, подробно останавливаться я не буду.
При выборе формата пленки следует учесть два фактора. Первый – это распространенность 35мм пленки. Купить ролик, пусть не самой крутой фирмы, вы сможете везде. Средний же формат или листовую пленку придется либо искать в крупных фотоцентрах, либо заказывать через интернет. С обработкой материалов те же проблемы. Черно-белую пленку вы сможете обработать дома сами, но вот цветную – только в крупных фотолабораториях. Речь обо всем, кроме 35мм.
В то же время, формат камеры очень сильно влияет на габариты и вес. И если дальномерку вы засунете в карман, зеркалку и средний формат – в рюкзак, то форматную камеру – в минивен. Стоит также вспомнить о цене, поднимающейся по экспоненциальной кривой с увеличением формата.
Раз уже заговорили о среднем формате, то стоит вспомнить два типа камер. Это одно- и двухобъективные зеркальные системы. Что лучше – не мне судить. Разница в том, что в “двухглазом” используется два объектива – один пропускает свет на пленку, а второй – посредством зеркала на матовый экран для фокусировки. Объективы связаны друг с другом шестернями, и при наведении на резкость стекла видоискателя наводится и объектив для фотографирования. Видоискатель у таких камер, как правило, шахтный. В однообъективных системах стоит классическая схема прыгающего зеркала, о которой мы уже говорили. Если их сравнивать – то это как дальномерная и зеркальная 35мм камеры.
Также существуют еще и дальномерные среднеформатные камеры. Принципиально от 35мм собратьев не отличаются. Что касается форматных камер, то ящики – они и есть ящики.
Зачем покупать?
Цифра – это удобный и незаменимый инструмент в повседневной работе. Она дает превосходные результаты и позволяет оперативно и быстро начать работать с отснятым материалом. Пленка – прекрасное хобби, увлечение, в котором процесс важен не меньше, чем результат. А хорошие фото можно получать и на то, и на другое. При этом можно пользоваться всеми прелестями цифровой эпохи. Поэтому споры излишни.
Для меня же пленка – сродни рыбалке. Важен не столько сам улов и скорость его получения, сколько процесс. Чем же она станет для вас – решать вам.
На этом все. Удачных кадров. Следите за нами.
Продается пленочный Canon EOS 300x.В отличном состоянии.Очень не дорого-1200 грн.г.Киев
тел:+38 095 82 85 987
Наши фотоаппараты вообще не считаю чем-то серьезным и хорошим, поэтому даже не рассматриваю в статье.
Вот после этих слов статью и автора в целом читать нет смысла:)
То есть вы хотите сказать, что фэд достоен лейки, а любитель-ролляя?? К тому же фэды использовали трофейное немецкое стекло вплоть до 1954 года, а после этого перешли на свои расчеты и свое стекло. Ни разу не слышал, что вторые схемы лучше. Вы бы еще обиделись, если бы я сказал, что наши авто не считаю чем то серьезным.
В то же время попытки были, и отдельные экземпляры диво как хороши. Но это исключения. Тот же Киев 88 светит побегу и разномастит межкадры. Так что говоря о наших камерах, я остаюсь полностью при своем мнении. Поверьте, я пользовался практикой, olympus om и зенитом. Пентаконом и киевом 6с. Любителем и мамией. Zeiss ikonta и Москвой. Фэдом и canonet, olympus 35 rd, yashica mg1. Оценки были далеко не в пользу наших камер.
Ваша мысль понятна: в советское время гражданской технике было отведено вечно второе место (а иногда и вообще для гражданского применения шло то, что не удовлетворяло военные нужды, т.е. практически брак). Хотя если оглянуться на качество тех вещей и сравнить с нынешними, то тогда все же были вещи качественнее.
Однако достать "Зенит" или "Киев" среднестатистическому "СНГ-овцу" (о, как политкорректно!) гораздо проще, чем Canon F-1: не надо заказывать из Европ/Штатов и можно самому посмотреть состояние, подержать в руках до покупки. Да и зачастую цена вопроса близка к нулю, т.к. эти камеры просто валяются хламом у родственников и нафиг им не нужны. В общем, обзор советского фоторынка был бы многим интересен.
Я вот сейчас пользуюсь отечественными объективами и радуюсь качеству. Процесс покупки прост: можно встретиться с продавцом, проверить объектив прямо на камере и, если устраивает, тут же купить и пользоваться. Кстати, узнал, что адаптеры для современных камер производят и в России, причем из стали (купил один такой с рук: качество отменное! А китайский алюминиевый пришел - так у него перебег бесконечности).
Если интересно-сделаю обзор советских камер.
Мне интересно, давай делай!
Скажешь что-то плохое про мой Зенит-122 - материал не опубликую, так и знай.
Упс, кто здесь? )
Это будет один из последних выпусков серии, если других пожеланий не возникнет.
ЗеНит 122 админа сайта просто не может быть плохим)(+100500 к карме).
Касательно сравнения тех вещей и теперешних я спорить не буду. Хоть тогда и не жил, но понимаю, о чем вы.
Да как вам сказать. По доступности и малой цене я полностью согласен с тем, что совковая техника вне конкуренции. У каждого на чердаке, то Зенит, то Киев, то ФЭД валяется. К тому же качество стекол есть весьма и весьма. Тот же Гелиос 80\1.5. Держало его как-то в руках, через видоискатель посмотреть сквозь него дали, фото показали. Очень даже, хотя альтернативы всюду есть. А вот заказать что-то или найти на барахолке в Украине труда не составит. Я вот примерился дальномерку брать себе, так выбора хоть отбавляй: и Яшики, и Канонеты, и Олимпусы. Что хочешь, в цене 50-60 уев. И покрутить можно в руках, и посмотреть. Тот же ОМ-G за 500 грн со стеклом Tou/Five Star 28-100 mm 3.5-5.5 видел. И Zuiko 50\1.8 за 600. Эх, дурак, не успел взять. Теперь рыскаю в поисках.
Я не говорю, что наше=фигня. Просто в сравнении наше очень уступает.
Наверное, Гелиос-40? Ну не знаю. Объектив для одного кадра, а стоит (б/у!), как неплохой новый. Аналогичный ему, но менее разрекламированный Юпитер-9 дает более традиционное боке. Хоть и уступает по светосиле (2.0 против 1.5 на том же фокусном 85), зато с ним можно строить сцену по своему желанию, а не под объектив. И стоит в 4-5 раз дешевле.
Если бы Г40 стоил около 100 долларов, можно было бы взять для коллекции и того самого одного кадра (но какого!), а за 400 долларов можно найти импортный объектив с такой же светосилой, лучшей резкостью и стабильным боке.
Да, забыл. Гелиос-40 еще и весит, как беззеркалка с несколькими объективами! Почти килограмм!
Я ни капли не спорю, что цена гелиос 40 (Извините, ошибся в названии) неоправданно высока. Но я не говорю о том, что его покупка за такие деньги оправдана. Я привел его в пример как доказательство того, что не считаю все советское околофотографическое-фигней и ширпотребом. Только и всего.
Я вообще перестал пользоваться советской фототехникой. При сравнении практики и зенита последний ушел на полку, а после пробы фэда заказал яшику.с моим зрением да еще "темнее" видоискатель нужно.
Да я к тому, что вы совершенно случайно ткнули как раз в "тот самый"! Кем-то разрекламированный и сильно переоцененный. Кстати, его мелкосерийное производство возобновили на Красногорском заводе. У нас в СПб он даже в одном из фотомагазинов новый продается. Стоит, как он же б/у! :)
У меня получилось все наоборот. Я сначала его увидел, мне стекло понравилось.я узнал цену, немного отошел от шока и решил узнать, почему так. Главное не цена, а то, что он на порядок лучше остальных. Или же индустар тубусный с м39 креплением мне тоже очень нравится)
А мне Юпитеры нравятся своей предсказуемостью и резкостью на открытых.
Всплакнул. "Выход" у меня правда небольшой, хотя по нынешним меркам все-таки огромный: пленка в квартал, чисто для души.
Камеры для желающих:
Камер типа Зенит, Киев или ФЭД на аукро или ebay пруд пруди за смешные 50 уе с неплохим (для этих камер) стеклом. Для любителей байонета Nikon F настоятельно рекомендую Киев-19 (именно 19, не 19М)с Гелиос-81Н.
Пленка:
Столкнетесь с высокой чувствительностью (исо200 и более) любительской пленки в киосках или минилабах и длинной минимальной выдержкой советских ходовых камер (1/500 с), из-за этого сложно снимать в ясную погоду, наводка для жителей столицы: попадается в минилабах или киосках в метро Kodak Pro XL 100 (21 грн./катушка), а так же по городу в фотоцентриках есть Agfa Vista 100 (5 грн./катушка) просроченная но вполне приемлемая (на уровне исо90, проверял лично), по Киеву встречал в Новусе на Броварском проспекте, в Квадрате на Перова и в фото-киоска на пересечении Ревуцкого и Ахматовой (Харьковский).
Проявка (любой минилаб) + сканирование:
В вышеупомянутых Новусе и Квадрате (15 грн./катушка) - качество в пределах нормы. Если нужно суперкачество на выходе, то Эксар или Фотофонд (кому это нужно, тот знает). Еще можно договорится с оператором минилаба и получить свои фото в формате JPG с машины печати фотографий.
Я вам больше скажу:за те же 50 $ можно найти намного лучше варианты:olympus 35 rd, yashica mg1, canonet или minolta himatic, если говорить о дальномерах. С зеркалками все совсем просто:из пруд пруди. Все таки закордон получше нашего будет!
Сам люблю бывает ходить со своим Зенит Е. Щёлкает отлично, снимки на плёнке выглядят "по другому" на плёке и как мне кажется, не только за счёт возраста камеры/объектива.. Сложно объяснить)
Я снимал Практикой. Сейчас раздумываю над приобретением либо зеркалки, либо дальномерке. Скорее всего приобрету второй вариант. Интереснее, что ли.
К тому же пленочная фотография выглядит по другому, если снимать на цветной слайд либо черно-белую пленку Д76. А вот тональность цветного негатива (к тому же недорогого) легко дает даже мобильный телефон.