Очень странная ситуация сложилась на фотографическом рынке за последние несколько лет: смартфоны по качеству изображения перегнали дешевые “мыльницы”; бюджетные “зеркалки” сползают в ценовую категорию дорогих компактов; а “беззеркалки” − вообще стирают любые грани, делая выбор камеры еще более мучительным… И при таком положении дел возникает закономерный вопрос: а нужны ли “мыльницы” как класс фотокамер? На него я попытался ответить сам себе во время тестирования Sony RX100.
И сразу же история из жизни. Отправился как-то на съемку FlugTag 2013 (там весёлые человечки прыгают в воду вместе с самодельными летательными аппаратами). И так уж случилось, что мой верный Canon 1D Mark III стал настойчиво выдавать совсем уж не резкие снимки (потом выяснилось, что у него сломалось зеркало). Я жутко расстроился и подумывал было уйти, как вдруг вспомнил, что в рюкзаке лежит Sony RX100, которую только-только взял на тест. Будь что будет, решил я, и продолжил снимать “мыльницей”. Уже перебирая снимки в офисе, я был приятно удивлен их качеством и, что более важно, работой автофокуса камеры. В итоге львиная доля фотографий в репортаже была сделана именно маленькой “соней”, которая и спасла всю съемку.
Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о целесообразности существования продвинутых “мыльниц” в то время, когда рынок предлагает нам множество дешевых “зеркалок” с большим парком оптики, разнообразие доступных беззеркальных систем, а также продвинутых смартфонов с бешеным разрешением камеры. И мой ответ таков ‒ да, нужны. А все потому, что производители наконец-то нашли правильную концепцию их создания: относительно большая матрица + светосильный объектив средних фокусных расстояний + ручные настройки + компактный размер. Но когда я говорю “компактный”, то “мыльница” действительно должна быть небольшой − как “героиня” нашего обзора Sony Cyber-shot DSC-RX100.
Видеообзор Sony RX100:
Чем порадует снаружи?
В первую очередь − своими размерами. Камера настолько маленькая, что с легкостью поместится в карман летних шорт или сумку для документов. Наверное, ни один фотоаппарат с подобным размером матрицы не сможет похвастаться сопоставимыми габаритами (и не вспоминайте Canon PowerShot S100 − сенcор у него в два раза меньше). При этом Sony RX100 весит вместе с батареей и карточкой 240 грамм, что для “мыльницы” совсем немало, пускай даже и топовой.
А обусловлен немаленький вес материалами корпуса − он полностью изготовлен из металла (включая объектив), который имеет приятную шероховатую фактуру. То же можно сказать о кнопках и прочих элементах управления, но изготовлены они из пластика.
На передней панели кроме объектива с автоматической и кольца управления с назначаемыми функциями вы ничего больше не найдете.
Правая и левая грани тоже крайне минималистичны: с обеих сторон есть ушко для ремешка; на левой имеется лишь прорезь динамика, а на правой − разъем Micro USB, который существует не только для связи с компьютером, но и для зарядки, что избавляет от необходимости постоянно носить с собой зарядное устройство.
Кнопок на верхней грани только две: кнопка включения/выключения и кнопка спуска, совмещенная с рычагом управления трансфокатором. Кроме этого имеется довольно большой диск переключения режимов съемки, прорези стереомикрофона и, что самое удивительное, − встроенная вспышка (как она туда поместилась?). Гнезда для внешней вспышки нет, но преемница RX100 будет обладать оным. Я лично не вижу в этом практического смысла, ведь встроенной вспышки достаточно для большинства съемочных ситуаций. Тем более, что её можно направить в потолок и получить мягкий рассеянный свет.
Практически всю заднюю панель занимает неповоротный 3-х дюймовый Xtra Fine/TruBlack/TFT LCD дисплей с разрешением 1229 тыс. пикселей и технологией WhiteMagic (ну не мог удержаться, чтобы не написать полностью), который позволяет рассмотреть отснятый материал даже при ярком солнце. Таким дисплеем оснащается и флагманская модель Sony RX1.
Центром управления съемочным процессом является навипад, состоящий из колеса прокрутки, совмещенного с четырехпозиционной клавишей, и центральной кнопки подтверждения выбора. Дополнен навипад пятью кнопками. Все они уже хорошо нам знакомы по RX1 и камерам серии NEX. Собственно, и логика управления аналогична беззеркальным камерам Sony. Та же кнопка мгновенного начала записи видео, вне зависимости от выбранного режима. Та же кнопка “Fn” для мгновенного доступа к основным параметрам съемки и их смены в два-три клика. Те же кнопки доступа в меню, просмотра и удаления фотографий (последняя также может вызывать справку, если вам будет тяжело разобраться самостоятельно в настройках).
В общем и целом, контролировать основные параметры съемки довольно легко, но иногда для смены довольно важных настроек (как, например, “тип автофокусировки”) нужно заходить в основное меню или делать несколько лишних кликов. В принципе, для “мыльницы” это простительно (все-таки не Canon 1Dx).
Доступ к аккумулятору и карте памяти (SD/SDHC/SDXC не менее 4 класса и Sony Memory Stick PRO Duo (Micro)) осуществляется с нижнего торца. Как и “старшие братья”, Sony RX100 имеет фиксатор, который не позволит батарее случайно выпасть при открытии крышки совмещенного отсека. А крышка, кстати, выглядит довольно хиленькой и требует бережного отношения к себе. Мало того, автоматической фиксации в закрытом положении нету. Поэтому нужно каждый раз сдвигать ползунок-фиксатор в требуемое положение.
Также на нижней грани разместились разъем Micro HDMI, прикрытый заглушкой, и стандартное штативное гнездо. При съемке со штатива доступ к карте памяти или батарее невозможен − компактность как-никак…
Что под капотом?
Sony RX100 оснащается довольно большой, как для своего сегмента, Exmor CMOS матрицей размером в один дюйм (13,2х8,8 мм) и рекордным для “мыльниц” разрешением в 20.2 Мп. Работает она в связке с объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar T* F1.8-4.9 с фокусным расстоянием 10,4-37,1 мм (или 28-100 мм в 35-мм эквиваленте) и новым процессором BIONZ. Столь солидные компоненты попросту обязаны выдавать изображения отличного качества. Но так ли это?
Качество изображения
Системы автоматического замера экспозиции и определения баланса белого работают достаточно корректно, на одном уровне с профессиональными “зеркалками”. Передача цвета близка к нейтральной, а не к фирменной Sony’вской, которую мы привыкли видеть в камерах серии “Альфа” или NEX. Динамический диапазон, конечно же, не поражает воображение, но для большинства съемочных ситуаций его достаточно, глубоких провалов между тенями или светами не наблюдается. При необходимости ДД можно расширить программными средствами или задействовать настраиваемый режим съемки в HDR.
Сенсор Sony RX100 выдает снимки с очень высокой детализацией при малых значениях чувствительности. На высоких ISO результат сильно отличается в зависимости от формата, в котором вы снимаете.
В JPEG цифровой шум может быть заметен на темных участках снимка даже при ISO 125 − все зависит только от конкретных условий съемки. Граница для съемки в JPEG − это ISO 1000, при котором “шумодав” еще щадит изображение, но сама картинка приобретает “легкую мыльноватость” из-за активной работы “шумодава”. Но с оглядкой на большое разрешение сенсора, фотографии, сделанные при уровне чувствительности ISO 1250-3200, вполне можно использовать для web. RAW дает совершенно иной результат. При ISO 1000, 1600, 2500 картинка приятная. Присутствует мелкозернистый яркостной шум, который никак не влияет ни на детализацию, ни на восприятие снимка. Проблемы же начинаются только после ISO 3200.
Высокой детализацией фотографий Sony RX100 обязана не только сенсору, но и объективу Carl Zeiss Vario-Sonnar T 28-100 мм F1.8-4.9 (в 35-мм эквиваленте). Он резкий и имеет удобный диапазон фокусных расстояний, но получить с его помощью хорошо размытый фон не получится. Хроматические аберрации также присутствуют. Правда, на большинстве фотографий вы их не заметите. Автофокус хоть и контрастный, но работает он в большинстве случаев довольно шустро. Для статичных сцен его скорости достаточно всегда. Если же в кадре будет динамика, вам придется полагаться только на ловкость своих рук, а не на следящий режим, который вроде как и есть, а когда доходит до дела − он оказывается бесполезным.
По определению, от мыльницы ждешь менее достойного результата, но Sony RX100 разрывает шаблоны, радуя высокой детализацией снимков при низкой чувствительности и достаточно хорошими снимками на высоких ISO. И в целом по качеству картинки RX100 вырывается далеко за рамки “мыльниц”. Единственным компактом, который столь же хорош как и “соня”, является Canon PowerShot G1X, который борется за пальму первенства в более высоком сегменте, нежели RX100.
Функциональность
Sony не стала много мудрить с меню и общей функциональностью RX100, а просто скопировала основные пункты и возможности у “старших” товарищей. Как, например, у Sony SLT-A99, Sony NEX-6, а также внеклассовой Sony RX1, с обзорами которых вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Sony RX100 имеет функцию Panorama Sweep, что позволяет очень легко снимать панорамы. Достаточно лишь выбрать нужный режим с помощью диска, нажать на кнопку спуска и поворачивать камеру в нужном направлении. Все остальное RX100 сделает сама. На выходе пользователь получает пригодные для печати изображения в разрешении до 12416×1856 точек при съемке горизонтальной панорамы и 5536×2160 точек при вертикальной. Если хотите знать, как сделать панораму с помощью любой другой камеры – смотрите « Практикум e04. Как снимать панорамы».
Как я уже упоминал, с помощью Sony RX100 можно легко создавать HDR изображения. Камера делает три снимка и соединяет их в одну фотографию. В настройках можно указать автоматический выбор вилки экспозиции либо же установить её вручную в пределах от 1 до 6 ступеней с шагом в 1 ступень. Все просто, но надежно. (Если кто-то не знает, что такое HDR – посмотрите соответствующий выпуск рубрики «Минута о фото» и практикум по съемке HDR).
Для любителей поснимать пейзаж предусмотрен электронный уровень. Если же при съемке пейзажа в кадре появится человек, камера может сама сфокусироваться на его лицо, а когда тот улыбнется − RX100 сделает снимок. В памяти камеры также можно регистрировать лица ваших друзей и родственников, чтобы на будущее она сама знала, кого нужно фотографировать в первую очередь. Также доступно более трех десятков стилей и эффектов изображения на любой вкус.
Уже традиционно для всех камер Sony, RX100 выделяется продвинутыми возможностями съемки видео. Посудите сами: Full HD 50 к/с в прогрессивной развертке, формат записи AVCHD или MP4; встроенный стереомикрофон с функцией подавления шума ветра, стабилизация изображения, возможность съемки фото во время видеозаписи, ручное управление и прекрасное качество самого видео. В итоге мы имеем лучший компакт для съемки видео. Все остальные “мыльницы” даже рядом не валялись.
Производитель заявляет, что при среднестатистических условиях съемки батареи хватает на 300-320 снимков, но за все время тестирования (несколько недель) я израсходовал только 4/5 емкости аккумулятора. Если будете снимать часто (и видео в том числе), можете смело рассчитывать на 4-5 дней уверенной работы.
Галерея снимков
Наведите курсор на верхний правый угол картинки, чтобы развернуть изображение на полный экран.
Что понравилось:
- Габариты камеры
- Качество сборки
- Детализация снимков
- Качество фотографий при высоких ISO
- Дополнительное кольцо управления вокруг объектива
- Встроенная вспышка
- Лучшие в своем классе возможности видеосъемки
- Удобный диапазон фокусных расстояний
- Прекрасный набор дополнительных возможностей съемки и большое количество творческих стилей (как у “старших” камер)
- Отличный дисплей
- Время работы на одном заряде аккумулятора
- Возможность зарядки от USB с использованием стандартного кабеля
Не понравилось:
- Цена (стоит дороже некоторых камер линейки NEX)
- Максимальное значение диафрагмы на длинном конце объектива
- Не помешало бы добавить еще пару кнопок и резиновую накладку для удобства работы
- Крышка отсека аккумулятора выглядит хиленькой и не защелкивается автоматически
- Неудобное разделение фото- и видеофайлов в режиме просмотра
Альтернатива
Samsung EX2F: не может похвастаться столь большой матрицей и рекордным разрешением, но стоит в два раза дешевле, обладает более светосильным объективом – 24-79mm f/1.4-2.7, лучшей эргономикой и поворотным дисплеем.
Canon PowerShot G1 X: обладает самой большой матрицей среди всех компактов, почти идеальной эргономикой, поворотным дисплеем и даже оптическим видоискателем. По сути, является самым достойным, во многом лучшим и более доступным конкурентом Sony RX100. Но у него есть известная проблема с фокусировкой на расстоянии до одного метра, а объектив довольно темный – 28-112mm F2.8-5.8, что существенно снижает ценность других плюсов.
Чтобы лучше понять, что это за камера, лучше сходите, посмотрите обзор Fujifilm X20. Вкратце об отличиях – чуть меньше сенсор, но лучше детализация за счет отсутствующего АА-фильтра, более светосильный объектив 28-112mm F2,0-2,8, наличие видоискателя и горячего башмака, удобнейшее управление всеми параметрами.
Olympus XZ-2 iHS может похвастаться одним из самых светосильных объективов на рынке 28-112mm F1,8-2,5, очень крутой системой стабилизации изображения, горячим башмаком и обильным количеством органов управления. Но сенсор размера 1\1,7″ все-же накладывает свои ограничения. Зато цена гораздо ниже.
Pansonic Lumix LX7 – камера с самым светосильным объективом 24-90mm F1.4-2.3, но меньшей матрицей 1\1.7″, горячим башмаком, всевозможными органами управления и чуть меньшей стоимостью, чем герой нашего обзора.
Резюме
RX100 − это уже вторая камера (вместе с RX1), которая выбивается из общих понятий о фотоаппаратах своего сегмента. Sony удалось втиснуть в столь компактный корпус настолько большую матрицу, насколько это вообще возможно. А вместе с неплохим объективом, быстрым процессором и огромным количеством программных фич это дает такой уровень качества фото и видео, которых попросту не ожидаешь увидеть в “мыльце”. Да, RX100 не без недостатков. Да, цена как для мыльницы очень высокая. Но если вы её все-таки купите, она станет вашим верным спутником на каждый день, который не подведет даже в самых сложных ситуациях.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, если возможно ,насчет приближения камеры Sony RX100.У меня есть камера Panosonic LF-1 с 7 кратным оптическим приближением и приближая сохраняется резкость фото.Sony RX 100 имеет 3,8 оптическое приближение а дальше дигитальное. Мой вопрос сможет ли приблизив в 7 раз Sony RX 100 тоже сохранить резкость фото. Я простой любитель написал как смог .Сергей.
Спасибо большое за статью. Когда я прочитал е впервые, у меня появилось желание купить этот фотоаппарат для повседневной съемки. Что я и сделал и до сих пор рад данному приобретению.
Не слушайте тех, кто кричит на каждом углу что этот фотоаппарат "отстой" - видимо у них руки растут не из плеч...
Кстати, я тут сделал заметку о пользовании Sony RX-100 в путешествии http://drevilo.com/blog/moe-vpechatlenie-o-sony-rx-100-ili-kak-ya-vybral-fotoapparat-na-kazhdyj-den/
Сайт недоступен. Пожалуйста, обнови ссылку.
Добрый день. А не хотите перевести эту заметку к нам в блоги? Думаю, многим было бы интересно.
Порадовал меня фотоаппарат качеством съемки при малых габаритах. Очень люблю фотографировать и стараюсь всегда при себе иметь фотоаппарат. Этот - лучший. Но только огорчает моё незнание английского языка - не могу читать подсказки, а поэтому никак не могу разобраться во всех его тонкостях.Брал аппарат прямо через интернет из Китая, а как русифицировать меню - не знаю. Если есть умные и опытные люди на сайте которые могут помочь решить эту проблему - отзовитесь.
Аппарат продолжает радовать своими возможностями при малых габаритах. Менял фирменный кожаный чехол "под СМЕНУ" на три типа мягких чехлов разный производителей, но лучше всего оказалось носить фотоаппарат в кармане без чехла - малые габариты скрывают его наличие при себе и зачастую для посторонних это выглядит , как фокус. Вот бы ещё крышку на объектив придумать. брал жаль, что производителям этот форум не интересен и они его не посещают. Поиск решений на этом сайте - всё равно, что поплакаться друг другу в жилетку.
Не совсем понял эту ремарочку
Уже пора думать о покупке Mark II :)
Вот как раз стоим задуматься о покупке именно этой модели, ведь её цена должна существенно опуститься.
Цена это очень важно конечно.
Но такие фотоаппараты покупаются не каждый день.
Всё зависит от того стоят ли улучшения новой модели тех денег что за них просят. Я не фото эксперт, но читал что они того стоят.
Восемь лет должен прослужить. Если быстро сломается, скорее всего вам достался брак.
"Должен прослужить 8 лет" - это мечта, а по факту прослужил два года, но он у меня не на полке пылился, а трудился верой и правдой - замечательный аппарат. Меня даже Canon D60 так не радует качеством снимков, а тем более мобильностью, что я готов опять купить RX100,несмотря на то, что за 2 года он, как сообщили в сервисном центре : Полностью выработал свой ресурс и ремонту не подлежит
видеообзор хорош!
мужик в кадре ой как к месту на Каддре
Почему-то в конкурентах нет Panasonic LX7, Fujifilm X20 и Olympus XZ-2. Они явно получше Самсунга будут.
Сергей, все камеры, перечисленные Вами, также являются аналогами. Мало того, за стоимость RX100 можно купить как зеркалку начального уровня (любого производителя) с китовым объективом, так и беззеркалку начального уровня. Перечисление всех возможных аналогов в обзоре сделало бы его (обзор) в несколько раз больше по объему. Но говорим мы конкретно о Sony RX100 и её преимуществах с недостатками. А итоговое решение о покупке камеры принимаете только конкретный человек и больше никто. И именно он должен взвесить все "за" и "против".
Спасибо за статью! Однако, как уже кто-то ранее замечал, - общие виды описываемой техники лучше делать с бОльшей глубиной резкости, так что бы весь в данном случае аппарат был в зоне резкости. Это не касается тех фотографий где действительно надо акцентировать внимание на конкретной детали или узле. С наилучшими пожеланиями.
Но ведь акцент фокусом сделан именно на том, что на данной конкретной фотографии хотел показать автор. Что именно вы не смогли рассмотреть среди всех фотографий из кнопок, дисков управления и т.д.?
Да, как уже отметил Сергей, именно это я имел ввиду. 1,2,3 и по одному фото в разделе "Что под капотом?" и "Функциональность". Это мое личное субъективное мнение, хотя в разделе о конкурентах фото тех самых конкурентов радуют глаз отличной детализацией всего аппарата. Я думаю, что последнее слово всегда будет за редакцией сайта, но надеюсь что и пожелания читателей не останутся без внимания. Всех благ!
Речь скорее всего об общем виде камеры (второе фото), где фокус на куске камеры. И да, это уже не первый раз: очень бросается в глаза.
Остальные частные виды, понятно, с фокусом на кусках.