Несмотря на громадное развитие фотографической техники, на обилие всевозможных фирм, названий, марок, брендов, гаджетов и приспособлений, в мире фотографии выжили и остались немногие. В руках людей можно увидеть разнообразные тушки, пестрящие своими названиями, но две корпорации, по-моему, совсем не собираются отдавать бразды правления в фотографическом мире. Так сложилось исторически, что Nikon и Canon задают ритм всем остальным и на сегодняшний день стали самыми популярными производителями фототехники, разбив всех на два лагеря.
Представим себе страшный сон Canon’иста: беру я “марку” и прикручиваю туда Nikkor. Страшный сон Nikon’иста примерно такой же с точностью до наоборот. А иногда история любит шутить. Попробуем заглянуть под покров развития компании Nikon.
25 июля 1917 года можно считать днем рождения компании. В результате слияния трех небольших фирм – Seisakusho, Iwaki Glass Co, Fujii Lens – организовывается новое производство с громким названием Nippon Kogaku K.K. Несмотря на то, что одна фирма имела непосредственный опыт в работе с оптическими инструментами, не обошлось без привлечения немецких инженеров, которые на то время считались первыми в мире по производству сложных схем для объективов.
В 1920 году немец Генри Ахт разрабатывает первый объектив под маркой Nippon – Flieger 500mm\f4.5, который предназначался для аэросъемки. Предназначение стекла было совсем не удивительным, так как изначально вся промышленная деятельность компании предназначалась исключительно для императорских военно-морских сил. Производили все – подзорные трубы, перископы, бинокли. Именно этот факт заставляет оглянуться и задуматься – может именно поэтому компания предоставляет столь бескомпромиссное качество своего оборудования?
Лишь в 1931 году Nippon Kogaku K.K. представляет миру свой первый гражданский объектив – Anytar 120mm\f4.5. Предназначенный для среднеформатных камер, он использовал классическую схему Tessar, которая разрабатывалась концерном Carl Zeiss Optics. Спустя год компания начала производить объективы и для камер Hansa Canon, которые в то время еще не основали производство своей собственной оптики.
С приходом Второй мировой войны корпорация полностью переключается на производство военных приборов.
В 1945 году после капитуляции Японии Nippon Kogaku переживали не самые лучшие времена. Из 19 заводов со штатом в 29000 человек остался только один, на котором работало около полутора тысяч работников. Понимая, что военная техника уже не нужна, руководство компании взяло направление на производство мирной оптики: микроскопов, телескопов, теодолитов и фотокамер, набирающих все большую популярность. Сразу решили производить 35мм фотоаппараты.
Первенцем компании стал Nikon 1, появившийся в 1948 году. Эта дальномерная камера на удивление не была копией Leica, но вобрала в себя лучшие конструкторские идеи от нее и Contax. Да, она была похожа на Contax.
Японские инженеры решили не просто копировать, а доработали все узлы механизмов. От Contax камере достался дизайн со скошенными углами и шарнирная откидная задняя крышка. От Leica – дальномер и горизонтальный фокальный затвор с матерчатыми шторками. В итоге получился весьма неплохой фотоаппарат, оснащенный родным 50мм объективом.
Но японцы во всем другие. Первая камера так и не завоевала дикой популярности благодаря нестандартному размеру кадра – 32х24мм. Причиной столь странного выбора стал популярный в то время формат фотобумаги с соотношением сторон 8:10. Но одна из самых популярных пленок Kodak уже создала стандарт 36х24мм.
Странно, но вторая реинкарнация камеры так и не исправила проблему полностью. Nikon M обладала размером кадра 34х24мм. И лишь с третьей попытки камеры под названием Nikon S получили стандартную рамку. Последняя разработка комплектовалась объективом Nikkor 50mm\f1.4, который стал на момент выпуска самым светлым объективом в мире. Осознав необходимость сменных объективов, компания начинает разработку сразу двух стекол – 85mm\f1.5 и 200mm\f4.
Достаточно странно, что компания под названием Nippon с первой своей камеры использует название Nikon. Компания просто пошла путем минимализации названия, которое стало бы более известным и запоминающимся. Рассматривались варианты Nicca, Nikoret, Nikkorette, Bentax.
Изначально бренд обладал достаточно скучным логотипом, но вскоре закрепились два основных цвета – черный и желтый. В 2003 году компания проводит смену стиля и ухитряется сохранить свой фирменный стиль, добавив белые косые лучи, которые символизируют будущее и подчеркивают постоянное стремление к новаторству.
В 1959 году Nippon Kogaku выпускают камеру, которая становится знаковой. Nikon F – камера, предназначенная для профессионалов, отличающаяся продуманной модульной конструкцией. Первая зеркалка производителя имеет возможность установки сменных видоискателей, фокусировочных экранов, моторного привода для скоростной автоматической протяжки пленки. Но в камере не стоял встроенный экспонометр – большинство мастеров того времени либо определяли экспозицию на глаз, либо пользовались внешними устройствами.
Специально для этого фотоаппарата был разработан F-Mount байонет, который без существенных видоизменении дожил до наших дней. А это означает, что даже первые объективы для зеркальных камер можно без труда присоединить к современной тушке. Тоже самое и в обратную сторону: практически все серии современных стекол, за малым исключением серий G\DX, без труда встанут на камеры старого производства.
Кроме нескольких фиксов компания выпускает под новый байонет и новый зум – auto Nikkor Tele zoom 85-250mm\f4-4.5.
Камера славилась своей надежностью, универсальностью, парком светосильных и резких объективов, низкой ценой по сравнению с немецкими собратьями. Скорее всего именно эти факторы и определили любовь многих фотографов, в первую очередь – репортеров, и записали имя Nikon на листы мировой истории. Nikon F стала эталоном надежности и качества, и вплоть до 1974 года было выпущено более миллиона камер.
Бешеный успех заставляет компанию отказаться от производства дальномерных камер и сконцентрироваться на разработках новых систем. С 1964 года дальномерные камеры не производились.
В 1962 году появляется новая камера – Nikon F Photomic S – модификация, которая была оснащена большим внешним фотодатчиком и экспонометром. Тогда же расширился и парк доступных линз – фиш-ай, 35мм shift-lens, medical Nikkor 200mm\f5.6.
В 1965 году появляется модификация Nikon F с TTL-замером. А спустя два года компания представляет новый, центрально-взвешенный принцип экспозамера. Nikon F Photomic Tn даже использовался во время лунных миссий Apollo. А за свою долгую жизнь модель F пережила не одну реинкарнацию, совершенствуясь и обретая полезные функции.
В 1971 году появилась камера Nikon F2, и вплоть до Nikon F6, представленной в 2005 году, камеры пользовались бешеной популярностью. Но производство пленочных камер постепенно сходило на нет.
Одними из первых в мире компания Nippon Kogaku стали использовать асферические стекла в массовом производстве объективов. Это позволило корпорации создавать широкоугольные модели с высокой светосилой, при этом практически избавившись от искажений. В 1969 году вышел в свет Nikkor GN auto 45mm f\2.8. Встроенная система Guide Number позволяла снимать с внешними электронными вспышками без необходимости проверки соответствия диафрагмы и выдержки на специальном калькуляторе. Диафрагма автоматически изменялась в зависимости от фокусного расстояния и ведущего числа – в эпоху неавтоматических вспышек это стало настоящим прорывом. А год спустя появился и Zoom Nikkor auto 80-200mm\f4.5, обладавший просто невероятной для зумов тех времен резкостью.
С 1971 года компания Nippon Kogaku заявляет о том, что начинает использовать во всех своих объективах нискодисперсионное стекло. Именно тогда на всех объективах появляется ставшая такой привычной маркировка ED.
В 1977 году корпорация выпускает принципиально новую камеру Nikon FM, первую компактную зеркалку.
Годом спустя модель совершенствуется, получает вместе с приставкой FE экспозиционную автоматику – помимо всего камера имела и режим приоритета диафрагмы, что значительно упрощало съемку. Электронно-управляемый затвор отрабатывал выдержки вплоть до 1\1000с, появилась кнопка блокировки экспозиции AE-Lock. К камере можно было докупить три вида фокусировочных экранов и два мотора перемотки пленки. Популярность компактной камеры с возможностями старших моделей была неоспоримой, и фотоаппарат пережил три реинкарнации, последняя из которых, FM3A, перестала выпускаться лишь в начале нового тысячелетия.
Но компания не забывала о массовом рынке – упрощенные модели под маркой Nikkorex выпускались как с несменными объективами, так и со стеклами под F-байонет.
Разглядывая фотографии 1960-1970 годов, сразу же замечаешь, что все советские журналисты снимают либо на средний формат, либо на узкопленочные Nikon. Советское фотоагенство ТАСС даже закупало технику компании для лучших своих сотрудников. Об этой технике ходили легенды, а камера стала стандартом во всей фоторепортерской среде СССР.
Вера в Nikon была настолько сильна, что многие студенты журналистского факультета говорили: «Дайте мне Nikon, и я переверну мир».
Конец восьмидесятых – начало девяностых охарактеризовались резким скачком прогресса. Практически все производители фототехники начали широкое внедрение цифровых технологий в свою продукцию, а также начали вести интенсивную работу по созданию полноценной цифровой камеры. Компания Nikon не обошла эту стезю и на выставке Photokina 1986 впервые представила свое видение подобного устройства.
Модель Nikon SVC получила корпус от пленочной камеры N8008, CCD-матрицу 2\3” с разрешением в 300000 пикселей. Прототип умел писать черно-белые изображения на специальный floppy-диск. Под крохотную матрицу даже было специально разработано два объектива – 6mm\f1.6 и 10-40mm\f1.4, которые присоединялись к камере через специальный переходник.
Первая же серийная цифровая камера от производителя появилась только в 1991 году. Как ни странно, но ей стала камера Kodak DSC 100 в корпусе от Nikon F3. К камере прилагался массивный жесткий диск с дисплеем. Именно на хард и записывались изображения с «громадным» разрешением 1524х1012 пикселей.
Камера не была единственной. Подобные модели с начинкой от американских производителей производились на базе N8008, N90, F5. Но вскоре Kodak выбирает себе новую оболочку – ей становится Canon EOS-1. И Nikon ничего не остается, как снова вернуться к своим собственным разработкам.
В 1995 году представлена новая камера. Nikon E2 оснащается 2\3” CCD-сенсором производства Fujifilm и имеет разрешение 1.3Мп. Это была первая в мире DSLR камера стоимостью менее 20000$, что для тех лет было огромным прорывом. Но все же камера так и не обрела популярность.
Первым действительно массовым продуктом такого класса стал фотоаппарат Nikon D1. Случилось это в 1999 году. Классический, привычный нам сейчас корпус, красная полоса под указательным пальцем правой руки, а также матрица с физическим размером 23.7х15.6мм и разрешением в 2.74Мп. Серийная съемка достигала 4.5 к\с, задержка срабатывания затвора – всего 0.058 с, ISO 200-1600. Модель быстро обрела популярность у профессионалов.
В 2006 году компания полностью отказывается от производства и дальнейшей разработки пленочных камер, но по контракту с Cosina продолжает выпускаться малыми партиями модель F6.
Все усилия компания направляет на разработку цифровых моделей и достигает значительных успехов. Производится практически вся фототехника – от мыльниц до серьезных зеркальных камер. Долгое время компания была противницей установки на свои модели полноразмерных матриц и больших «мегапиксельностей», считая, что это приведет к необоснованному повышению цен на продукцию. Но в 2007 году под напором конкурентов и научно-технического прогресса компания сдается и представляет цифровую полнокадровую зеркальную камеру Nikon D3. И сразу на момент выпуска камера становится и самой быстрой, и самой светочувствительной, и самой защищенной.
Год спустя начинают появляться и любительские модели DSLR – Nikon D90, Nikon D300. Кстати, D90 стала первой зеркалкой в мире, которая умела снимать видео.
Но время не стоит на месте, и компания представляет все больше возможностей за меньшие деньги. Продукция делится на начальный, средний, продвинутый и профессиональный классы. Становится реальной способность снимать качественное видео на зеркалки. А сейчас модельный ряд компании насчитывает около 7 моделей за разные деньги и на разные потребности, а также огромные ведомства по производству медицинской и научной техники.
А на этом все. Следите за нами. Удачных снимков.
Люблю Никон за оптику, но софт у Кэнона много лучше.
Цікавенько почитати )
Никон это круто ;) не обменяю свой даже на Кэнон более высокого уровня
какой-то не здравый фанатизм:))