Когда человек задумывается о покупке камеры со сменной оптикой, перед ним неизменно стоит вопрос, что выбрать – «китовую» версию или же только «тушку» с самостоятельным подбором стекла. Это касается как новичков, так и любителей, которые не определились с целями или же просто никогда не имели дела с такого класса устройствами.
Что мы подразумеваем под «китовым» стеклом? Как правило, это объектив не слишком высокого качества, не слишком резкий и быстрый, с невысоким качеством корпуса и низкой ценой. Такой объектив нет смысла покупать отдельно, но вот иметь в наличии штатник, который сможет выручить практически в любой ситуации и который можно взять на отдых, особо не беспокоясь о сохранности, очень даже стоит. И, кажется, Panasonic первыми поняли, что можно производить качественные объективы, не задирая цену. Перед нами как раз такой случай – реинкарнация китового объектива. Panasonic Lumix 14-42 mm f/3.5-5.6 G Vario Mega OIS II.
Корпус кардинально изменился по сравнению с предшественником. Теперь он целиком и полностью выполнен из металла, что делает его более надежным. По крайней мере, за сохранность байонета теперь волноваться не придется. Управляющих элементов всего два. Одно колесо отвечает за зуммирование, второе – за наводку резкости при выборе мануального режима. К слову, размеры также уменьшились – штатник стал тоньше и короче.
Носить фотоаппарат с собой теперь намного удобнее. Поменялась и сама конструкция трансфокатора. Если первая версия стекла была компактнее всего в положении широкого угла, а на 42 мм размеры увеличивались едва ли не вдвое, то теперь 18 мм фокусного расстояния никак не изменяют длинны. А на широком или длинном конце она изменяется всего на 1 см.
В остальном изменений немного
Что характерно для производителя, система стабилизации встроена в оптику. Это помогает при съемке в условиях недостаточного освещения использовать более длинные выдержки. Мотор автофокуса находится в корпусе. Проблем с наводкой резкости не возникает, хотя и назвать оптику невероятно быстрой тоже не получается.
Уровень дисторсий зависит от того, как на них смотреть. Если включить внутрикамерную обработку искажений, то они будут несильно заметны только на широком угле и в дальнейшем практически нивелируются с увеличением фокусного расстояния. В противном же случае вы рискуете получить эффект Fish eye. Это не всегда плохо, особенно если вы намеренно стремитесь к этому. Но в остальных случаях вас вряд ли устроит результат.
Виньетирование заметно на максимально открытой диафрагме и при фокусном расстоянии в 14 мм. Если вы знаете, что нужно искать. В противном же случае недостатки снимка вы с большой долей вероятности не заметите. Прикройтесь на стоп – и можете выбросить из головы присутствие затемнений.
Разрешение очень неплохое для «кита». На значениях диафрагмы до F/5.6 результат практически одинаков на всех фокусных расстояниях. На F/8 он падает незначительно в центре кадра, по краям ситуация ожидаемо немного хуже. Но не критично. На практике, при минимальной коррекции настроек, пользователь может рассчитывать на весьма неплохой результат.
Что касается хроматических аберраций, то они практически незаметны при рассмотрении даже крупных отпечатков. Внутрикамерная коррекция и прикрытые апертуры сможет полностью избавить вас от этого недостатка.
Альтернатива
Panasonic Lumix G Vario 14-42 F3.5-5.6 Asph. Mega O.I.S.
Штатный объектив первой редакции. Если вам не принципиален металлический корпус и компактность, можете смело брать его.
Panasonic H-PS14042 14-42 mm F/3.5-5.6 Power Zoom
Фактически тот же китовый объектив, только с небольшими различиями. Первым огромными плюсами выступают его вес и размеры – блинчик будет оттягивать ваши карманы всего на 95 г больше, чем камера вообще без объектива, а по размеру даст фору многим. Все дело в том, что привод трансфокатора тут не механический, а электронный, а сам объектив компактно прячется в корпусе. Байонет выполнен из металла, что, естественно, повышает надежность. Но и обойдется такой кит долларов на 200 дороже.
Panasonic FS45150 45-150 mm F/4.0-5.6
Тем, кто уже определился с объективами и больше склоняется в пользу телевика, а не широкого угла, можно посоветовать это стекло. С ценой около 300 долларов объектив покрывает фокусные расстояния от портретника до телевика. Фотографировать удаленные объекты с ним станет намного проще. Металлический байонет, система стабилизации, мотор автофокуса – все это можно найти тут.
Резюме
Panasonic Lumix 14-42 mm f/3.5-5.6 G Vario Mega OIS II – переработанное видение «китового», нижнего сегмента оптики. Только вот нижним сегментом он уже не выглядит. Посудите сами – металлический корпус и байонет повышают прочность и надежность конструкции, компактные размеры разрешают проводить с камерой намного больше времени, а вполне достойные показатели разрешения и дефектов позволят отнести его к среднему классу, который сможет помочь как новичку, так и продвинутому любителю.
Галерея снимков
(наведите курсор на верхний правый угол картинки, чтобы развернуть изображение на полный экран)
Я видел 7 объективов:
3 шт. китовых 14-42 первой редакции (который очень выдвигается)
2 шт. китовых 14-42 второй редакции (о котором статья)
1 шт 14мм фикс H-H014
Так вот китовый первой редакции и фикс очень качественные, по всему полю хорошая четкость, аберраций мало. А вот тот который обозревает эта статья заметно хуже. И мылит, и цвет, и расфокусировка по краям.
Почему у вас в разделе "альтернатива" показан штатник якобы "первой редакции", но с диаметром под фильтры 46мм,а не 52мм? Хотя,на самом первом фото у предшественника 52мм...
То есть не на самом первом фото а на первом сравнительном фото, где 1-я и 2-я версии рядом.
А я купил месяц назад Панас GF5 с первым вариантом объектива. Потом обнаружил, что есть еще и блинчик. Приехал в магазин, поснимал своим, потом поставил блин, снимки тут же проверили на ноуте - разницы ноль!. А переплачивать только за компакность и лёгкость от 130 до 180$ не вижу смысла. Правда у блинчика за счет электронного зума легче снимать видео, более плавное зуммирование получается, но и только. Так что вздохнул облегченно. И кстати говоря, эти модели Панаса дают один из лучших вариантов снимков на авто интеллектуальном режиме. Изначально не хотел зеркалку, чтобы не заморачиваться над ручными настройками по каждому снимку и не тратить время. Как для любителя фотографии получаются просто идеальные
Можно ли его на крутить на фулл фрейм камеру?
Нельзя. Он предназначен только для кропа 2Х
Кстати, вместо 45-150 тут был бы уместнее 14-140 (идущий в комплекте с GH3), как тревел-вариант кита. Он тоже весьма компактный, как для своего диапазона ФР, и оптически весьма хорош. Я понимаю, что он в разы дороже, но по модели использования ближе к китовому.
Жаль, что в Украине в ките с G6 почему-то идет только первая редакция объектива:(
Интересно сравнение с Olympus 14-42 3.5/5.6II
Очень хороший объектив, тестировал его с G6, по сравнению с предыдущей версией разница заметна просто на снимках, без специальных тестов. Не стоит пренебрегать им при покупке камеры, особенно если нет четкого видения альтернатив.