Как правило, те из покупателей, которые приобретают себе фототехнику со сменной оптикой, ограничиваются только китовыми наборами. Что бы кто ни говорил, все равно статистика неумолима. И поясню почему. Большинство пользователей не хотят заморачиваться с тем, чтобы подбирать, разбираться, читать литературу, понимать и выбирать. Тем более, снимать.
Еще немного времени тому назад лидировали зеркалки по этому параметру. И объяснения найти несложно. К примеру, DSLR круто выглядят, распиарены, массивны, дают хорошее качество, можно снимать на автомате.
И это совершенно не шутки. Когда я покупал себе новый смартфон, я был свидетелем того, как пришла девушка и попросила сделать следующие процедуры с ее iPhone: обновить ПО, установить приложения, сбросить музыку. Заплатила она за это «всего» 100 баксов.
Но есть и другая сторона медали. Многие люди, покупающие себе зеркалки, думают, что стекла будут стоить заоблачных сумм, а те, что подешевле, – полная фигня. Поэтому и снимают на кит. А потом либо разочаровываются в фотографии, либо просто на нее не хватает времени. Но так ли это на самом деле?
Давайте попробуем разобраться на примере Nikon AF Nikkor 50mm F1.8D , стоимостью в 100 баксов.
С первого взгляда заметно, что объектив не относится к премиум-сегменту. Но при этом ощущения дешевизны не возникает. Корпус сделан из матового черного пластика, достаточно прочно собран. При этом, если повертеть его в руках, заметны небольшие люфты. И совершенно не понятно, то ли мне в руки попал уже такой экземпляр (потому что все надписи уже достаточно потерты, что косвенно подтверждает мою теорию), то ли он сам по себе такой. Байонет металлический, что положительно проявится при агрессивном использовании. Там же находится и рычаг прыгающей диафрагмы.
Объектив больше всего напоминает современника пленочной эпохи.
На корпусе находится два колеса – управление ручной наводкой на резкость и кольцо диафрагмы, которое проворачивается с характерным и приятным клацаньем. Если найдете на чердаке старый папин «Зенит», можете получить полное представление о работе. Рядом с колесом – рычаг блокировки управления диафрагмой. И сделано это не просто так – если вы используете объектив с пленочными механическими камерами, то прикрываться будете руками. А если ставите стекло на топовую тушку, то придется поставить колесо на F22 и заблокировать его работу. Иначе электроника не поймет, что к чему, и откажется работать.
Кольцо мануального фокуса вертится слишком свободно, если честно. Мне не понравилось. Но при переключении в режим автофокусировки оно вращается настолько туго, что руками будет сложно провернуть.
Привода автофокусировки в корпусе не предусмотрено, но стоит мотор типа «отвертка». Вследствие наводка происходит немного медленнее, чем у современных собратьев, да и шум слышен. Так что для видео не подойдет. Но нареканий на работу не возникало. Наводится камера с этой линзой адекватно, быстро и точно. Ложные проезды возникают, но не слишком часто и, в основном, в условиях плохого освещения. Из замеченных минусов – проблемы с перенаводкой на близких расстояниях. Поясню: минимальная дистанция фокусировки составляет 28 сантиметров. Если навестись по объекту, расположенному на расстоянии в 30 сантиметров, а потом сразу же попробовать перенавестись на расстояние в 33 сантиметра, возникнут проезды.
Диафрагма 7-лепестковая. Вы получите приятное и мягкое боке, но круглыми и правильными пятна света в нерезкости будут только на максимально открытой диафрагме. С уменьшением же относительного отверстия появятся зазубрины и неровности. Но чего вы хотите от стекла за 100 баксов?
Дисторсия вполне предсказуемо не проявляется на полной матрице, что уж говорить о кропнутых матрицах. При этом несколько сайтов упорно выдают в синтетических тестах и приборных замерах низкий уровень, но глазами, даже надев очки и поплясав перед экраном минут 5, я ничего не смог заметить.
А вот с виньетированием не все так радужно. Оно проявляется на максимально открытой дырке, при этом на светлых кадрах его можно заметить при увеличении или печати больших форматов. Но это исправляется легко – включением внутрикамерной коррекции, прикрытием на стоп и исправлением при пост-обработке.
Разрешение порадовало. На полностью открытой диафрагме нормальная детализация сохраняется по центру. Если прикрыться хотя бы до F2.2, то картинка становится гораздо лучше. При закрытии от F2.8 до F8 – отлично, а при F11 – снова хорошо. Правда, все это актуально для центра кадра, чего нельзя сказать о краях. На максимально открытой апертуре оценка едва дотягивает до «хорошо», а по мере прикрытия растет от уверенного «хорошо» до «очень хорошо». В общем при съемке портрета советую располагать лицо снимаемого максимально по центру кадра на открытых диафрагмах.
Хроматические аберрации проявляют себя, но в реальной жизни погоды не сделают. Заметить разноцветные паразитные пиксели, конечно, можно, но при большом увеличении. Но, снова-таки, прикройтесь на стоп и проведите коррекцию на посте.
Альтернативы
Nikon 50mm F1.8G AF-S Nikkor
Объектив обладает практически идентичными качествами оптики, что и наш испытуемый. С единственным преимуществом – в нем установлен ультразвуковой мотор. А это автоматически повышает скорость автофокусировки и делает ее более тихой. К тому же, данный экземпляр выглядит посовременнее, лишен кольца управления диафрагмой и стоит в два раза дороже.
Nikon 50mm F1.4D AF Nikkor
Высокая светосила данного стекла позволит снимать на более коротких выдержках при плохом освещении. Да и размывать задний план получится эффектнее. Выглядит он так же пленочно, тепло и лампово, как и объектив, побывавший у нас на обзоре, но хуже от этого он не становится. По уровню дефектов он показывает намного лучшие результаты, но и стоит он ни много ни мало 350 баксов.
Nikon 50mm F1.4G AF-S Nikkor
Светосильный полтинник семейства Nikkor показывает превосходные результаты практически по всем параметрам. А кое-кто называет его даже лучшим “полтинником” от производителя. Кто? А вы посмотрите тут. Правда, и стоит он около $500.
Sigma AF 50mm F1.4 EX DG HSM
Светосильный фикс с ценником в 400 баксов может предложить высокую светосилу, 9 лепестков диафрагмы и ультразвуковой мотор автофокусировки. Неплохой выбор среднего (приближающегося к высшему?) уровня, с красивым боке, высоким разрешением и крепким корпусом.
Резюме
Этот “полтинник” – один их самых интересных с точки зрения первого фикса или замены китовому объективу. Он маленький, легкий, качественно собран. И пусть у него не выдающаяся картинка, пускай он не лишен недостатков, но за свою цену – это неплохой вариант для каждого, кто начинает свой творческий путь в мире фотографии. Но при этом владельцам недорогих зеркалок от Nikon, таких как D3100, D3200, D5100, D5200, D5300, то есть без встроенного привода автофокусировки, придется считаться с тем, что объектив будет только мануальным и наводиться на резкость придется руками. И учитывая это, стоит посмотреть в сторону мануальных объективов пленочной эпохи. За меньшие деньги.
Галерея снимков:
(наведите курсор на верхний правый угол картинки, чтобы развернуть изображение на полный экран)
И учитывая это, стоит посмотреть в сторону мануальных объективов пленочной эпохи. За меньшие деньги. - - это какие и где их можно купить?
Спасибо.
На Ebay проскакивают предложения комплектов из двух-трех мануальных объективов за эти деньги
Это, к примеру, Nikkor 50/1.8 Ai-S. Смотреть нужно на барахолках, и даже если отдельно он не продается, то вполне реально взять за 700 грн вместе с пленочной тушкой.
Еще можно глянуть на Nikkor-H 50mm/2.0, в принципе там же. Если совсем не хочется тратить много денег - за гривен триста можно посмотреть Arsat 81H 50mm/2.0
А можно его использовать без автофокуса? (блондинко)
Можно, но в младших тушках без отвертки стоят не очень светлые и небольшие видоискатели. Фокусироваться и попадать в цель будет довольно сложно, особенно на открытых диафрагмах.
Конечно как без этого, в дешевых зеркалках нет отвертки и автофокуса не будет на этом объективе.
Кстати, я с удовольствием пользовался этим объективом на полнокадровых тушках типа Nikon D800/D600. 100-долларовый объектив на полном кадре в правильных руках может творить чудеса.
В самом начале фотографической деятельности у меня были Nikon D80, а потом и D90/D200 именно с этим стеклом. Отснимал им очень много всего.