В одно время одна небезызвестная компания, у которой дела на рынках по всему миру шли не очень хорошо, сделала ход конем — представила свое понимание современных камер. Беззеркальных камер. Именно тогда мир и увидел линейку Pen в цифровой реинкарнации. Как говорится, «пример заразителен», и вскоре каждый производитель стал делать такие камеры. Ну, за исключением некоторых слоупоков типа Nikon и Canon, но об этом как-нибудь в другой раз.
Главной проблемой налаживания производства беззеркалок стало именно сокращение рабочего отрезка, так что применять старые объективы было нельзя и приходилось разрабатывать новые. Новые киты, новые фиксы, новые телевики и ширики. При этом еще и учитывая новые матрицы. И если в Sony, к примеру, сильно не парились и стали делать матрицы APS-C, как в старших моделях (а следовательно — и оптика через переходники ставилась, и схемы объективов особо изменять не нужно было), то Nikon решил поставить дюймовую матрицу с кропом в 2.7. И положить начало линейке One. А теперь мы держим в руках китовый объектив для этой камеры — 1 Nikon VR 10-30mm F3.5-5.6.
Первый взгляд на корпус, и сразу становится понятно — это типичный кит. Царство пластика, резиновое колесо зума и все такое. Никаких благородных материалов тут нет. Правда, сборка отличная — ничего не скрипит и не люфтит. Разве что миллиметровый ход ощущается в максимальном длиннофокусном положении. Из металла — только байонетное крепление. Из органов управления — только кнопка Lock.
Смысл в том, что объектив относится к разряду складных — мы уже видели тут подобное решение среди линейки Zuiko. В транспортабельном состоянии оптика просто складывается до 2 см в длину, и никакие операции с камерой или самим объективом недоступны. Но при нажатии на кнопку и легком провороте градусов на 10 объектив раскладывается, из него выезжает туба, и он становится полностью рабочим. Для закрытия объектива следует повторить те же действия, только крутить зум следует в сторону широкого угла, а не телевика.
С одной стороны, такое решение весьма удобно, так как помогает экономить дополнительное место в кармане, куда легко войдет V2 с китом. К тому же, пользуясь этим объективом, можно вполне резонно забыть о рычаге включения/выключения — камера реагирует на поворот кольца зума и включается/выключается сама. Но есть и минусы такого решения — к примеру, на открытие объектива требуется время, поэтому какую-то важную сцену можно и пропустить. Когда смотришь фотографии из путешествия где-нибудь в дороге и понимаешь, что логичнее закрыть объектив, стоит вспомнить о том, что тушку придется включать заново.
Других органов управления нет — всеми параметрами, такими, как диафрагма или ручная наводка на резкость, придется управлять с камеры. И, кстати, контроль за последним пунктом сложно назвать удобным.
Скорость автофокусировки — на уровень выше, чем у других китов компании. Захват происходит быстро, точно и цепко, даже в условиях недостаточного освещения. К примеру, автоматическая наводка на резкость выше, чем в том же Nikon AF-S DX 18-55 VR, который у меня был когда-то давно.
Из плюсов — поддержка бесшумной автофокусировки. Этот режим станет особенно полезен видеографам, так как на видео никаких звуков от наведения слышно не будет.
Еще один плюс — отсутствие системы стопов диафрагмы. Такие решения я до этого (по крайней мере, своими глазами) видел только в некоторых Voightlander’ах и советских «Юпитерах» и «Мирах». Смысл в том, что диафрагма прикрывается плавно, а не по стопам. То есть между отметкой в F3.5 и F5.6 существует целое поле для прикрытия на F4/F4.5 и так далее. Это очень удобно в первую очередь для видеографов, которые могут более гибко контролировать ГРИП — если не знаете, что это, посмотрите тут.
Говоря о дефектах, стоит сказать, что фактическое фокусное расстояние объектива в эквиваленте — 27-81mm. Практически столько же, сколько и у обычных, «зеркальных», китов. Результаты в принципе такие же.
На 10 мм дисторсии заметны невооруженным глазом при выключенной накамерной обработке. Начиная с 14 мм искривления будут заметны только тем, кто станет их искать специально, а вот на 24 мм и 30 мм любые искажения исчезают полностью. Но в крайнем случае всегда можно снять сцену в RAW и потом исправить недостаток в редакторе.
Если вы собираетесь снимать на открытых диафрагмах, будьте готовы к тому, что виньетирование станет вашим постоянным спутником. Вплоть до F8 затемнения по краям будут заметны очень отчетливо на всех фокусных расстояниях, после F8 — только на широком угле.
Разрешение на диафрагмах до F8 — отличное, учитывая, что в руках китовый объектив. Центр кадра демонстрирует отметки только «Отлично», понижая результат до «Очень хорошо» на F8 и «Хорошо» на F11. Края кадра такими высокими оценками похвастаться не могут. На всех фокусных расстояниях и диафрагме до F8 они находятся в пределах отметки «Очень хорошо», лишь изредка колеблясь от нижней до верхней границы, в зависимости от апертуры. Но на F11 — отметка «Удовлетворительно». И не более того.
Хроматические аберрации, уверен, не принесут много хлопот. Цветные пиксели будут заметны только на большом увеличении и при условии, что человек знает, где искать. А во всех остальных случаях есть накамерная коррекция и редактор.
Альтернатива
Подбирая альтернативу, мне пришлось и посмеяться. Запрос объективов по системе Nikon 1 выдал мне всего 8 стекол, из которых два худо-бедно подходили. На них и посмотрим.
Nikon 1 Nikkor 11-27.5mm F3.5-5.6 — это обычный китовый объектив с ценником в 175$, незначительно урезанными фокусными расстояниями и немного худшими показателями разрешения и дефектов. При этом он немного компактнее, но я бы все равно посоветовал его брать только в том случае, если вы разбили в отпуске свой единственный объектив, а на полке больше ничего нет.
Nikon 1 Nikkor VR 10-100 F4.5-5.6 PD-Zoom — отнюдь не компактный, полукилограммовый и темный объектив с ценником в 500$ покроет все необходимые в реальной жизни фокусные расстояния — его эквивалент — 27-270mm. При этом такой монстр имеет еще и PowerZoom — да, подобно этому и этому объективу. А в придачу ко встроенной системе стабилизации (внутрикамерной) производитель решил добавить сюда еще одну — для улучшения результата. И тут вывод однозначен — у владельца системы Nikon 1 такой монстр просто обязан быть в кофре.
Резюме
Герой нашего обзора стоит примерно 200$. При этом вы получаете легкий и компактный кит, который демонстрирует неплохие показатели резкости и дефектов, имеет качественную сборку и может стать хорошим помощником в ситуациях, когда менять объективы просто нет времени (или условий), а снимать нужно все подряд. Учитывая то, что парком оптики Nikon 1 похвастаться не может, такой объектив просто must have для любого, кто выбрал себе эту систему.
Галерея изображений:
(нажмите мышкой в правом верхнем углу экрана для просмотра изображений в большом размере)
Обьектив 10-30 с проблемой связи с камерой признан браком завода изготовителя и чинится или меняется АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО !!! вне зависимости от срока действия гарантии. Сам поменял на 10-30mm f/3.5-5.6 VR PD-Zoom.
Так же есть Nikon 1 j2 с ошибкой объектива,однако покупал его с рук.
Все чеки,гарантия старая,всё это есть.
В теории объектив заменить должны в любом сц?
Я дилитант, но люблю фотографировать. Купила NIKON 1 J2 Kit 10-30,30-110. Разочарована! Через пол года он выдал на экран, что надо идти в сервисный центр, но так как у нас его нет а фотоаппарат работал, то я продолжала снимать, приспособившись. С близкого расстояния он выключался. А теперь и вовсе экран черный всё с той же информацией в центр., где сказали выбросить сей кит, за не имением заменить объектив. Он стоит почти как новый фото. В интернете нашла таких как я с этой же проблемой. Запасного объектива ни у кого не было, как оказалось. Прежде чем покупать смотрите отзывы в интернете. Проблема изготовителя .
Байонет пластиковый. Просто покрашен под металл.
Обзор очень хороший. Добавлю от себя что по качеству всё же он не очень. Через полтора года выдал ошибку объектива, оказалось шлейф рвануло и это походу это у многих бывает .
Такое ощущение, что обзор писали два года назад... Когда не было ни супер универсала 10-100, ни отличного ширика 6.7-13, ни в конце концов светосильного «полтиника» 18.5... Про блинчик на 10, который был изначально, вообще молчу. 10-30 это единственное стекло для единички, которым я не пользуюсь вообще, ибо бесполезное. Обзор неполный, но грамотный и хорошо оформленный — за это плюс.
Не понимаю, почему неполный. Мы рассматриваем универсальное стекло с покрытием актуальных фокусных расстояний. Можно долго говорить о бессмысленности данного объектива, но полтинник или ширики не могут быть альтернативой - попросту потому, что шириком вы не снимете адекватный портрет, к примеру, а полтинником - не сможете поместить здание в кадр. А 10-30 - это как раз таки универсальный кит, который позволяет решать все эти проблемы. За суперуниверсал я написал, только вот о на самом деле более темный, чем хотелось бы)
Я имел ввиду 10-100mm f/4.0-5.6 VR, а не монстра с PD-Zoom, потому и непонлый. Что касается 10-30, то я никогда не понимал подобные киты, признаю. По мне так лучше несколько хороших специализированных или более универсальных стекол, чем одно средненькое и менее универсальное.