В первом выпуске howto мы говорили о том, что первым шагом на пути к созданию короткометражного фильма есть, конечно же, идея и сценарий. Если вы пропустили выпуск, то можете почитать более подробно вот по этой ссылке.

Продолжая нашу тему о том, как снять короткометражный фильм, хотелось бы поговорить о необходимой технике для съемки. При этом разделим наш список на три части: первая часть будет называться «минимальные требования», вторая – «рекомендуемые требования», а третья, конечно же, – «максимальные требования». Итак.

Минимальные требования:

Тем, кто только занялся видеосъемкой или планирует ею заниматься, но ограничен в бюджете, не стоит расстраиваться. Для того чтобы быть кинематографистом, вовсе не требуется покупать 1DC и кучу дорогих аксессуаров. Для начала хватит совершенного минимума, при этом уверяю, снять короткий метр вы сможете.

Камера. Этот пункт, наверное, очень важен. Без нее вы и правда не сможете совершенно ничего снять. При этом на первых порах возможно использовать и телефон, особенно вдохновившись кучей реклам и фильмов, которые в последнее время активно создаются именно посредством мобильных.

Как снять короткий метр - съемка на iPhone

Как снимать видео на телефон

Но этого я все-таки не рекомендую по одной простой причине: отсутствие системы стабилизации и широкоугольный объектив просто не позволят вам раскрыть весь потенциал и замыслы. В основном, кинематографисты, снимающие на телефоны, используют огромное количество дополнительных аксессуаров, которые стоят немало. Хотя, если вы четко уверены в своих возможностях и знаете, что ваш замысел получится снять и на мобильный – вперед. Также подойдет и обычная “мыльница”, которая умеет писать видео.

Съемка короткометражного фильма

Зеркалка, конечно же, предпочтительнее всего, потому как именно она дает наибольшую гибкость контроля параметров и возможности расти и развиваться.

Штатив. Наличие монопода или треноги – одно из обязательных условий. Ведь при съемке с рук вы просто не сможете избавиться от небольшого тремора, который обязательно проявит себя на конечном результате. И если до определенного момента вы сможете сгладить тряску на посте, то вполне возможен вариант, что вы пожалеете об испорченном кадре. И для начала подойдет обычная, самая обычная струбцина, которая крепится к выступу стола. Хуже от этого устойчивость не будет.

Штатив для видео

На этом список минимума заканчивается. При наличии идеи, штатива и камеры вы можете начинать творить.

Рекомендуемые требования:

К рекомендуемым требованиям все так же относится камера, только на этот раз – уже зеркалка или беззеркальная камера, желательно с входом под внешний микрофон и возможностью ручного управления настройками. Почему именно они? Потому что зеркальные и беззеркальные камеры позволяют очень гибко контролировать диафрагму (а следовательно, и глубину резкости), следить за звуком по гистограмме или через наушники (если такой порт предусмотрен), а также наводить фокус по пикингу, тем самым облегчая переводы резкости с одного объекта на другой во время съемки.

Panasonic G6

Идеальный вариант среднего класса – Panasonic G6, Canon EOS 650/700d, к примеру.

Вместе с зеркалкой в арсенале должен быть хороший и резкий объектив. Неважно, с переменным фокусным или фикс – в случае чего будете менять композицию ногами. Идеальный вариант – когда объектива хотя бы два. Тогда изменения перспективы только будут играть вам на руку и помогать раскрыть творческую задумку максимально. Мое личное предпочтение – мануальные объективы. Они стоят не так много, а иногда на барахолках можно найти идеальные экземпляры за сущие копейки. Но вот показатели резкости будут на голову выше современных, более дорогих, но при этом все равно дешевых и посредственных стекол начального уровня.

Carl Zeiss купить недорого

Вместе с камерой и объективом стоит также запастись и микрофоном. Для разных целей вам понадобятся различные микрофоны, хотя на первых порах подойдет только один. Для записи звука могут использоваться несколько видов.

Первый из них – проводной петличный микрофон. Это обычный провод, который заканчивается звукоснимателем с одной стороны и крепится непосредственно на говорящего. Огромным плюсом данного устройства станет его невысокая цена, но вот такие экземпляры имеют фоновый шум и моноканал (по крайней мере, моя AudioTechnica). Это легко исправляется в редакторе, но все равно неприятно.

Проводной петлевой микрофон

Вторым неудобством станет ограничения, которые накладывают провода. При длине шнура около трех метров вы все равно не сможете бегать, прыгать, катать на роликах или делать еще много других вещей. Поэтому такие микрофоны – статичный вариант.

Есть и беспроводные петлички – лидером рынка есть Sennheiser, который представляет на рынке большой выбор баз, приемников и передатчиков. Он вполне оправдан со стороны качества, комфорта и удобства, но стоит уже гораздо дороже.

Беспроводной петлевой микрофон

Общим недостатком петличных микрофонов есть отсутствие стереозаписи звука. Это значит, что качественно писаться звук будет только от говорящего, в то же время проезжающий на фоне мотоцикл будет звучать более чем плоско.

«Пушки» (направленные микрофоны) и всенаправленные микрофоны – это отличный выбор для тех, кто планирует писать качественный звук для всего. Один из лидеров рынка, Rode, представляет отличный выбор накамерных микрофонов – от вполне доступных до hi-end. Преимуществом этих микрофонов является запись качественного звука без необходимости крепления на человеке.

Направленный микрофон Rode

Разница между «пушкой» и всенаправленным заключается в том, что при первом варианте звук пишется только от источника – если вы на шумной улице снимаете репортаж, то все ненужные шумы (за исключением фоновых интершумов) будут отсеиваться, оставляя четкой речь говорящего. Всенаправленные стереомикрофоны будут писать объемный звук и обеспечивают правильную передачу аудиального сопровождения, позволяя переносить зрителя в атмосферу съемок.

Стереомикрофон Rode

Последний вид микрофона –  это дорогие USB студийные микрофоны. Они стационарные, большие и используются только для закадровой начитки текста.

Студийный микрофон Rode

Кстати, при использовании любого вида микрофонов стоит позаботиться и о диффузоре, который смягчит сильные и резкие порывы ветра и звонкие/глухие при начитке.

Pop-фильтр для микрофона

Используя монопод/штатив, стоит подумать об использовании видеоголовы – она позволит легко менять положения камеры, а также создавать плавные проводки. Лидер рынка – ManFrotto, но стоимость – соответствующая. Вместе со всем этим можно приобрести слайдер, стедикэм, долли – все это позволит создавать красивые проезды, наплывы, наезды и еще много чего.

SteadyCam

Максимальная комплектация:

Если вы не новичок в сфере видео или же просто хотите купить все и сразу, занявшись производством, тогда эта опция – для вас.

Говоря о камере, стоит понимать, что именно вы хотите снимать. Многие кинематографисты, особенно начинающие, путают фото с видео и стремятся приобрести полнокадровую зеркалку, считая, что это аналог 35 мм пленки. В фотографии это и правда так, но вот в видео аналогом 35 мм пленки есть APS-C матрица, поэтому для достижения максимально киношного эффекта стоит покупать кроп. Идеально – камера, которая пишет в RawCinema или хотя бы ProRes.

Blackmagic Pocket Cinema Camera

H.264 также подойдет, но тут стоит смотреть на такой параметр, как битрейт и режим записи. Стоит упомянуть, что матрица MFT – это тоже отличный выбор, так как она практически соответствует формату 16 мм пленки. Из MFT – BlackMagic Pocket Cinema, Panasonic GH3/GH4 (последняя пишет 4К). Из APS-C – Canon 70d (зеркалка со следящей фокусировкой во время видеосъемки – обзор тут), Canon 7d (хотя на счет него у меня есть мелкая придирка – видео получается чересчур цифровым, а футажи не так удобны для поста).

Blackmagic Cinema Camera

Кстати, отдельно несколько слов о Canon 7D. Это легендарная камера, это суперкамера, это выбор №1 у Карпенка-Карого (институт режиссуры и театра) – по крайней мере так говорят. Несмотря на то, что ей уже 5 лет, она по-прежнему быстра, качественна, гибка в управлении, имеет отличный хват и корпус, а прошивка MagicLantern творит чудеса. Она уже у нас на обзоре, я обязательно уделю этому вопросу отдельный материал.

Canon EOS 7D

Если по секрету, я до сих пор не могу определиться – Canon 7D/BlackMagic Pocket Cinema/Panasonic GH3. Для видео, конечно же.

Объективы – тут все просто. Идеально – иметь качественные зумы или фиксы, а можно присмотреться к специальным видеообъективам, которые позволяют прикрывать диафрагму плавно и без стопов. Отличный выбор из недорогих – Sammyang, более дорогие – Voightlander, Carl Zeiss. Не говоря уже о специальных кинообъективах с байонетом PL.

Мануальные видеообъективы Samyang

Микрофоны. Конечно же, идеальный вариант – иметь два. К примеру, направленную пушку и петлевой. Если есть возможность еще и получить студийный, это вообще круто. Таким образом вы получите максимальный результат при записи, обеспечив тем самым качественное аудиосопровождение своего фильма.

Для более гибкого контроля за уровнем звука можно приобрести аудио-адаптер, который крепится под тушку камеры и позволяет очень гибко и точно настраивать параметры. Также подключение внешних микрофонов ведется не через миниджек, а через полноценный и профессиональный разъем XLR. Да и мониторить уровень звука с такими адаптерами намного комфортнее.

Аудиомикшер для DSLR

Для серьезных задач стоит использовать внешние рекордеры, типа Zoom, которые обеспечат правильное и качественное звучание в силу своей узконаправленности и специфичности.

Аудиорекордер Zoom

Фиксация камеры – дело серьезное. Поэтому в максимальной комплектации желательно иметь видеоштатив/видеомонопод и дополнительные аксессуары типа стедикэма, слайдера и долли. Все они помогут вам при правильном подходе получить красивые и необычные ракурсы, проводки и кадры.

Риг для зеркальной камеры

Кстати, можно иметь в арсенале и плечевые упоры (или риги), которые позволят снимать на ходу, быстро подстраивать фокус и стабилизировать тряску рук и шагов до определенной степени. Но стедикэм при должном умении его заменяет. Кстати, стэдикэм в максимальной комплектации можно покупать электронный – он стоит около 1500 долларов, но зато обеспечивает оператора ни с чем не сравнимой свободой съемки.

Dolly для зеркальных камер

Конечно же, можно купить еще и фокусировочный экран, наглазник на дисплей – для более точного контроля за фокусом – разнообразные машины для удаленной съемки с нижних ракурсов (я имею в виду – на пульте радиоуправления) или дронов – для съемки с неба. Все это доступно в свободной продаже и требует от оператора разве что умения и денег.

Внешний фокусировочный экран

Итог

Как можно увидеть, снимать короткометражный фильм можно при любом бюджете и любой техникой. Было бы желание. На самом деле, современный рынок предлагает такое обилие разнообразных аксессуаров, что просто глаза разбегаются. Но правильно снятое и смонтированное видео при наличии минимума оборудования и прямых рук будет куда качественнее, чем неумело созданный видеоряд при обилии всевозможных наворотов и техники.

В следующем выпуске мы покажем вам, каким образом должна происходить непосредственно съемка, какие подводные камни вас ожидают и как с ними бороться.

Задавайте свои вопросы в комментариях и следите за нами.