Это неловкое чувство, когда объектив старше тебя.
А вообще есть два клише, которые не рекомендуется применять при написании текста: 1) Использовать “интернет-мем” в качестве вступления и 2) Придумывать клише.
Я приобрел беззеркалку Sony NEX 5A + 16mm Kit б/у осенью прошлого года и, практически через день, купил к ней этот приятный черный кусочек метала и стекла: Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 корпорации зла Asahi Opt. Co., сделанный в Japan.
Купил я его по нескольким причинам: мне, несведущему, буквально ткнул пальцем знакомый фотограф в объявление о его продаже на форуме; он был не очень дорогим; его отдавали с переходником и крышками, что очень пригодилось 16-ти миллиметровому кит`у.
Будучи человеком совершенно без опыта (как будто потом я чему-то научился ха-ха), я поговорил с приятным человеком на улице под легким дождиком, проверил что нет явных сколов и царапин, обхватил эту конструкцию рукою и пошел обратно к метро. Уже сидя вечером на работе я рассмотрел напросвет что-то в объективе, что называю с тех пор “жизнью”, но, в целом, он действительно оказался чистеньким и ухоженным. За что спасибо его предыдущим хозяевам. Впоследствии он занял место штатника на долгое время.
Вообще начинать фотографировать на системный фотоаппарат с мануальным объективом пользуясь только Live View довольно… забавно. Хотя, во многом, помогал и помогает, чудесная функция “Помощь ручной фокусировке” и не плохой экран (к слову поворотный), но при хорошем солнышке все равно ничего не видно толком. Также очень сложно быстро навестись на какую-то динамичную сцену и фотографировать с лёту. А после опыта съемки на вечеринке без вспышки понял что алкоголь маленький экранчик не дает хорошо оценить наводку на резкость и многое из того что на предпросмотре казалось удачным – вылетало в трубу за грубую промашку при наведении на резкость. Потом уже, нацепив мануальную 135-ку, я нашел для себя чудесную функцию подсветки области резкости, но это совсем другая история.
А мы вернемся к нашему объективу. Вообще использовать фикс 50-мм на кропе в качестве штатника… (повтор-повтор) забавно. Нет, действительно забавно, т.к. 50-ки были самыми распространенными для камер с 35-ти миллиметровой пленкой ведь давали картинку похожую, по “полю зрения”, на то что видит человек своими глазами, что облегчало задачу постановки кадра. А тут применение такого стеклышка на кропе. И понятно, что он уже захватывает только часть того что ты видишь глазами. И понятно, что он “приближает” картинку. И понятно, что он фикс, а значит нужно работать ножками. И все это вместе приводит к тому, что объектив заставляет позволяет акцентироваться на деталях и моментах, а также за тебя определяет процентов 90% ракурса съемки.
Плюс, он сверхсветосильный (1.4 все-таки) и это круто, т.к. дает возможность снимать при слабом освещении, вечером, утром, в помещении. У меня 90% времени вспышка на фотоаппарат вообще не накручена, а из оставшихся 10-ти я ее 90% времени не поднимаю (китовая вспышечка, страх и ненависть…) И, при этом, я нормально фотографирую вечером на улице или где-то на вечеринке, правда на открытой диафрагме и увеличивая выдержку, но фотографирую же.
Еще пара наблюдений: я начал в штатном режиме закрывать диафрагму до 4-х и подстраивать выдержку (запретив пользоваться AutoISO) что бы цвета были сочнее; и на открытой диафрагме он туговато ходит, т.к. цепляется обо что-то при приближении к “бесконечности”, но матрицу не задевает и стружка вроде не сыплется, так что жить можно. Ну и сама бесконечность у него чуть-чуть не на месте. Все-таки это беззеркалка и стандартный китайский адаптер обеспечивающий нужное расстояние от сенсора до задней линзы и…, и…, и… и бесконечность оказалась чуть-чуть раньше чем финальное положение, что, в теории, можно подкрутить, но большого не удобства не вызывает.
Да. Есть еще два мифа: 1) он желтит, и чем дальше тем больше, и 2) он радиоактивен. Не знаю, я откровенно говоря не искал счетчик Гейгера и не замерял фоновый уровень и значение у задней линзы, но, даже если он излучает, сколько бы он не излучал, и, сквозь заднюю стенку фотоаппарата и 20-30 сантиметров воздуха между мною и ним, он до меня добивает, то я, лично, не вижу ничего в этом страшного и даже если я точно от этого умру немножко раньше, а если сесть и подумать, то шансы ничтожно малы, то я не буду из-за этого отказываться от чудесно-собранного, мягенького в прокрутке, железного малыша. И не мечтайте. Ну и да, возможно желтит. Тем более что в каких-то, насколько я помню из того, что читал, ранних сериях действительно в задней линзе были примеси бария, а бариевое стекло, вроде, при старении желтеет, но… Но даже если он и желтит, то я только за, потому что люблю теплые снимки, а откровенного искажения так и не заметил. Ну и с барием возможно и связаны мифы про радиоактивный фон, т.к. есть радиоактивный изотоп барий 140-к.
Резюмируя все выше написанное. Сам объектив, не смотря на солидный возраст, чудесен и прекрасен. Он светосильный, металлический и довольно компактный. Кольцо наводки на резкость у него массивное, приятное и делает чуть больше половины полного оборота, чего с головой хватает. Диафрагма дает красивое размытие. Он не так резок как современные объективы, что и не плохо, т.к. сглаживает и делает картинку мягче. Цвета сочные, особенно с 3.5. Не очень любит контровой свет. Ну и ручная фокусировка, что дает особенные ощущения, но, иногда, автоматики не хватает. Так же, использование на кропе, дает возможность акцентироваться на деталях. Ну и как портретник он хорош.
В общем-то, я как влюбился в этот объектив с первого дня, так его и люблю. Другое дело, что последнее время у меня штатником работает другой. Но это, опять же, совсем другая история.
Два уточнения:
1. Он и вправду радиоактивен при том что нормальный фон 0,2 мкЗв то заднее его стекло выдает 25-50 мкЗв. Да это в 100-200 раз выше нормы. но если его себе на сетчатку глаза не класть то все ок будет. фон значительно падает с удалением от источника.
2. Желтизну можно убрать с помощью ультрафиолетовой лампы. Если такой лампы у вас нет, то сгодиться обычная светодиодная лампа. объектив нужно расположить на зеркале, сверху на него направить светодиодную лампу или фонарь. светить около 48ч. желтизна уходит.
Потом уже, нацепив мануальную 135-ку, я нашел для себя чудесную функцию подсветки области резкости, но это совсем другая история.
Что Вы имели ввиду под этим высказыванием? Можно, пожалуйста, поподробнее?
за два года никто не подсказал... не бариевое, а ториевое стекло. оно и радиоактивно.
http://evtifeev .com/8087-radiaktivnyie-obektivyi-takumaryi-takumar.html
и нечего там бояться, излучение даже до матрицы не долетает. как кто-то сказал - главное толченными внутрь не принимать.
Это не миф , года два назад купил мой коллега на работе такой объектив , в коммисионном . Наслышанны про радиоактивность мы были оба , поэтому померили дозимитром фон. Мерили переднюю линзу , значения оказались настолько высоки , что пользоваться вещью сразу расхотелось . Мой знакомый в тотже день отнёс его продавцу . Самое интересное , что там не удивились , так как знали о этом свойстве оптики и вернули деньги .
Я не пойму почему он радиоактивный?
Абзац перед последним блоком фотографий. Это миф такой.
я это прочитал и начал думать почему миф про радиоактивность пошел)
У меня была идея, что миф связан с упоминанием про использование бария в заднем стекле, молв люди услышали знакомое слово, вспомнили, что есть радиоактивный изотоп у бария и понеслось. Так же была версия про то, что серия эта создавалась во время какой-то катастрофы в Японии (нет-нет, не Фукусимы) и первые партии поголовно фонят. Меня самого когда-то заинтересовал этот момент и я лазил по форумам, но ничего толкового не нашел. Может быть, если под рукой окажется когда-нибудь счетчик Гейгера - промеряю, но...))
Он и правда фонит, но это не так уж и опасно (вам нужно ежедневно на протяжении каждого дня им облучаться, чтобы получить дозу хотя бы близкую к снимку ретгена), это первое, а второе - данный объектив просветлен торием 232
прикольные фоточки получаются !
Спасибо.) Я специально не прилагал "домашние" портреты, что бы не выспрашивать разрешение у людей, но по скульптурным фоткам, думаю, понятно что он довольно красиво моет задний фон.