О выходе нового обновления для профессионального эпплового пакета FCPX 10.1.2, Motion 5.1.1 и Compressor 4.1.2 не писал разве-что ленивый. Естественно, эта новость не прошла мимо меня, но резона копипастить ее я лично не видел. Однако эта заметка напросилась сама собой после того, как мне необходимо было смонтировать несколько материалов, и поздней ночью я сел за работу.

Забегая наперед, хочется сказать, что компания Apple, похоже, взялась за голову, и ее нелинейный редактор снова перестает быть похожим на гадкого утенка, о котором все помнят с версии 10.0.

Сначала все-таки упомяну те нововведения, которые принесло пользователям данное обновление:

  • proxy optimized и rendered медиа может храниться где-угодно, не обязательно в библиотеке;
  • удаление proxy optimized и rendered стало гораздо проще;
  • индикация аффелированных клипов работает и для compound, и для multiclips;
  • появилась возможность отображение в браузере неиспользованных клипов;
  • добавлен real-time просмотр футажей с blackmagic, aja, sony (новых моделей);
  • улучшена работа с гаммой и 3d;
  • поддержка Apple ProRES 4444XQ (что это такое, я вам потом расскажу);
  • улучшена запись голоса;

  • появился автоотсчет перед включением записи;
  • появилась возможность создания Audition из нескольких аудиофрагментов;
  • ускорен экспорт xdcam;
  • keywords-коллекции на основе ключевых тегов из finder;
  • более гибкая сортировка проектов;
  • экспорт целой библиотеки в xml;
  • более гибкое управление громкость – установка уровня для куска клипа без необходимости его разрезать;
  • импорт клипа напрямую в браузер исходников;
  • прямой экспорт 4К видео в Vimeo.

Список обновлений для Motion и Compressor не столь существенен и включает в себя в основном работу c ProRES 4444XQ.

Но вернемся к тому, что сподвигло меня на написание данного материала.

К сожалению, я не знаю, что именно Apple сделали с программой (очевидно, что-то сделали и не хотят признаваться), но она стала просто летать. Судя по моим замерам, которые я делал специально, установив параллельно 10.1.1, быстродействие выросло на голову. Стоит, конечно, понимать, что данные значения субъективны и исходят из мощностей моего устройства (MacBook Pro 13» MD101 Late 2012/i5 2.5/8GB Ram/HD4000) и моего опыта работы с двумя версиями программы. Но это тенденция, которая, я уверен, будет прослеживаться и в работе на более мощных машинах.

  • Запуск приложения стал быстрее – 15 секунд против 34 у старой версии.
  • При работе с FullHD-футажами доступен Real-Time скроллинг при включенной опции Sound-Scroll, хотя в предыдущей версии возникали небольшие притормаживания.
  • Старт/стоп воспроизведения, а также перемещения плейхеда происходят без видимых задержек, что позволяет более оперативно осуществлять браузинг по монтажному столу. В предшественнике такого не было.
  • Окно импорта вызывается мгновенно – секундомер показал, что новая версия программы открывает его за 1,2 секунды, тогда как 10.1.1 могла «похвастать» показателем в 4,5 секунды. Сам же импорт происходит с разницей в 4,8 секунды, что существенно.
  • Тримминг больше не вызывает проблем, так же, как и работа с ключевыми кадрами – все происходит real-time.
  • Открытие списка эффектов, титров (у меня в коллекции около 500 штук каждого) ускорен – 1,7 секунды в 10.1.2 против 6,5 секунды в предыдущей версии. То же самое касается применения эффекта и поиска его в списке.

  • Рендер ускорен. При идентичных проектах длиной в 5 минут просчет в новой версии приложения осуществляется 2 минуты 26 секунд, тогда как в предыдущей этот показатель равен 3 минуты 45 секунд.
  • Экспорт проекта ускорен. При выгоне одинаковых проектов время экспорта примерно равняется времени рендера (смотри выше) с погрешностью в пару секунд.

Естественно, существует еще много других вещей, на которые хотелось бы обратить внимание. К примеру, мой компьютер стал существенно меньше греться даже при сложных и объемных просчетах. И это не говоря уже о том, что сама логика работы стала выше на голову, что работать с сортировкой данных стало проще и быстрее, появились более гибкие возможности цветокоррекции и прочее.

Именно этот опыт я почему-то не встречал на просторах Сети, а все статьи ограничиваются только сухим перечислением нововведений. Но именно вот такие приятные вещи и есть решающим фактором для пользователя, который хочет получить, в первую очередь, стабильно и быстро работающую программу, но ожидает некоторое время после выхода обновления с мыслью «Ну, там точно будут баги, подожду немного».

Если вы пользуетесь FCPX и уже обновились до последней актуальной версии, отпишите в комментах, что вы думаете о работоспособности программы. А если нет – быстро обновляться.