Сезон отпусков закончился, самое время возвращаться к рабочим будням, зарабатывать на новый отпуск и камеру для нового сезона. Ну, а мы поможем определиться, на что именно ориентироваться при выборе.
Этот материал рассчитан на тех, кто только собирается сделать первый шаг в мир фото. И если вы до сих пор фотографировали на телефон, но в последнее время результат уже не устраивает и хочется чего-то большего, то вы зашли по адресу. При выборе фотоаппарата важно в первую очередь понимать не технические характеристики камеры, а что вы собираетесь снимать и в каких условиях, так как в фотографии, как и в любом другом деле, не бывает на 100% универсальных устройств.
Многие начинающие фотографы, выбирая фотоаппарат, рассматривают зеркалку как единственный правильный выбор, способный удовлетворить их творческие задумки, и не уделяют внимания беззеркальным камерам или же вовсе не догадываются об их существовании. При этом совершенно слепо выбор делается по цифровым характеристикам, не думая про эргономику и удобство транспортировки, что впоследствии не редко выливается в череду разочарований, а потом и в большое количество упущенных моментов. И чтобы вы не попали в такую ситуацию, я и решил написать эту статью.
Для начала немного теории, чтобы развеять некоторые мифы о том, что такое «зеркалка».
«Зеркалкой» называют фотоаппарат, в конструкции которого присутствует зеркало. Но мало кто знает, что зеркало не несет никакой ни художественной, ни качественной нагрузки, а выполняет лишь вспомогательную функцию. Оно всего лишь позволяет увидеть в видоискателе границы изображения, которое можно запечатлеть, нажав кнопку «Спуск».
На иллюстрации выше красной линией показано движение света (изображения) внутри фотоаппарата до нажатия кнопки «Спуск». Свет, проходя через объектив, формирует изображение, которое, отражаясь в зеркале, попадает в пентапризму, где переворачивается, и мы его можем увидеть в видоискателе. Когда нажимается кнопка «Спуск», зеркало подымается, и изображение попадает на матрицу. А дальше процессор обрабатывает изображение и сохраняет его на карту памяти. Именно поэтому в видоискателе есть изображение, даже когда камера выключена, и наоборот, в видоискателе изображение пропадает в момент нажатия кнопки спуск.
Исходя из этого, видно, что зеркало — это, скорее, необходимость, вызванная техническими ограничениями, существовавшими в процессе развития фотоиндустрии, нежели качественное преимущество. Ведь во времена пленки, чтобы увидеть изображение, которое вы сняли, нужно было:
- Отснять всю пленку.
- Проявить ее.
- Выбрать нужные кадры.
- Распечатать выбранные фотографии.
В современных же фотоаппаратах можно увидеть полученный результат практически мгновенно на экране камеры.
И если в современных фотоаппаратах в дополнение к видоискателю есть экран, который позволяет увидеть, что вы снимете задолго до нажатия кнопки спуск, то в пленочной технике этой возможности не было. И зеркало было одним из самых удобных инструментов в руках фотографа, так как оно давало возможность увидеть именно то изображение, которое формирует установленный объектив. При смене объектива или его параметров изображение изменяется и в видоискателе. Во времена пленки это было настоящим прорывом.
В первых «цифровых зеркалках» зеркало тоже было необходимостью, так как не было мощного процессора, который мог бы в реальном времени, без задержек и искажений, выводить изображение на экран. Да и экраны были не такого уровня, чтобы позволить комфортно и точно оценить получаемый результат. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня уже есть и процессоры, и экраны, способные в реальном времени захватывать и транслировать изображение в том виде, в котором его запечатлит фотоаппарат. Соответственно, необходимости в сложной системе зеркал нету. А вот применение технологии прямого вывода изображения на экран открывает огромный потенциал возможностей для фотографа.
Любой фотограф на вопрос «Что главное в фотоаппарате?» ответит вам, что главное — это не сама камера, а объектив, который на ней установлен. Ведь при смене объектива кардинально меняется и получаемое изображение. Еще одной важной характеристикой фотоаппарата является размер матрицы. На большую матрицу попадает больше света, и это значительно расширяет творческие возможности фотографа. А вот наличие зеркала никак не влияет на качество получаемого изображения.
И в этот момент на сцену выходят беззеркальные камеры. Это камеры, в которых, в связи с фактической бесполезностью в современных реалиях, была убрана система зеркал. Это позволило не только уменьшить физические размеры устройства, но и значительно упростить конструкцию камер. Ведь система зеркал — это механический движущийся узел, а у всех механических элементов есть характеристика ресурса (износостойкости). Это требует точнейшей разработки и юстировки узлов камеры, что непременно ведет к удорожанию всего устройства. При этом размер матрицы у беззеркалок остается на том же уровне, и сохраняется возможность смены объективов.
У всех беззеркальных камер используется более современная система фокусировки, которая позволяет камере наводиться на резкость так же быстро, как и зеркальная. А благодаря тому, что датчик фокусировки расположен на матрице, у беззеркалок не существует таких проблем, как фронт- и бэк-фокус. Это достаточно частая проблема неправильной юстировки (настройки) системы автофокуса зеркальных камер: в видоискателе точки фокусировки показывают одно, а фото получается не совсем таким, как нужно.
Главный минус, который преследует новый тип камер, — это небольшое количество оптики. Но он с лихвой компенсируется качеством доступных моделей, так как они разрабатываются с учетом всех особенностей цифровой фотографии. И, в большинстве случаев, обходят свои зеркальные аналоги по качеству изображения. Особенно это касается китовой оптики, которая нередко становится основной у начинающего фотографа.
Так мы получаем компактную камеру со сменной оптикой и большой матрицей. Ее удобно всегда брать с собой, если вы собираетесь в путешествие. В линейке каждого из производителей есть и компактные объективы, которые позволяют фотоаппарату уютно поместиться даже в вашем кармане, а при необходимости установить более серьезный объектив и снимать тигров в саванне, верхом на слонах. А можно накрутить светосильный портретник и снимать превосходные портреты в студии.
И все это дополняется огромным, ярким экраном, на котором видно не только края кадра, но и все остальные параметры. В том числе экспозицию, баланс белого, глубину резкости и еще много других параметров, что позволяет настраивать изображение еще до нажатия кнопки спуск. Давайте попробуем выделить плюсы и минусы зеркальной и беззеркальной системы.
«Зеркалки»
Плюсы:
- Огромный парк оптики (в связи с тем, что «зеркалки» давно на рынке).
- Размеры и эргономика (на большом корпусе помещается много органов управления).
- Удобнее в сложных условиях освещения (в солнечную погоду и в полумраке в видоискатель лучше видно сюжет).
- Солидно смотрится.
Минусы:
- Размеры (не удобна в транспортировке, особенно, если часто путешествуете).
- В видоискателе видны только границы кадра, до нажатия кнопки спуск вы не видите, какая фотография получится по свету WB и другим параметрам.
- Большое количество движущихся деталей, которое влияет на стоимость и надежность.
- Серийная съемка в одном ценовом диапазоне у «зеркалок» гораздо медленнее из-за сложности конструкции.
«Беззеркалки»
Плюсы:
- Отсутствие движущихся элементов (дешевле и надежнее).
- Скорость серийной съемки (даже самые бюджетные модели снимают больше 6 кадров в секунду).
- Маленькие размеры, идеальна для любителей путешествовать.
- Качественный, большой экран, возможность удобно корректировать изображение до нажатия кнопки спуск.
- Снимать через экран привычнее, удобнее строить композицию.
Минусы:
- Маленькие размеры (не всегда удобно держать, мало органов управления).
- Нет оптического видоискателя, не всегда удобно снимать в солнечную погоду и в полумраке.
- Постоянная работа экрана и процессора (уменьшение срока работы от батареи).
- Ограниченное количество оптики (молодая система, еще все впереди).
Оба типа камер имеют как плюсы, так и минусы. Если вы начинающий фотограф и ищете достойную замену камере в вашем смартфоне, часто путешествуете и хотите развиваться в мире фотографии, то беззеркальные камеры для вас — лучший выбор. Зеркальную же камеру можно посоветовать людям, которые снимают в сложных условиях освещения (палящее солнце или полумрак). В этих условиях оптический видоискатель будет более удобным решением. Но с ходом времени и в этой области «беззеркалки» смогут потеснить своих старших братьев.
Ну, а если вы не искушенный фотограф, но увлекаетесь экстремальными видами спорта и путешествиями, то для вас идеальным выбором будут специализированные экшн-камеры. Благодаря использованию передовых технологий, качественной оптики и защитных корпусов они позволяют вести фото- и видеосъемку в условиях, недоступных другим устройствам. На эту камеру вы не сможете снять портрет в студии или свадьбу друзей, но как тревел-компаньон она просто незаменима. Такие «малышки» позволяют получать отличный результат, не задумываясь о настройках. С ними за вас справится автоматика, а вы будете выполнять трюки, дурачиться и наслаждаться путешествием. Благодаря широкоугольному объективу можете также не переживать о том, что что-то не поместится в кадр.
Хотелось бы увидеть сравнение качества снимков при различных условиях съёмки.
У беззеркалки и зеркалки с одинаковым размером сенсора и схожими объективами будут одинаковые снимки. Что тут сравнивать то?
Уже столько написано что брать, а что нет . Что тут описывать то? Кстати статья так себе, на троечку с минусом.
Вот как раз это и хотелось увидеть :) И тщательно пройтись по минусам беззеркалок.
У беззеркалок много оптики. Возьмите Sony NEX и вся линейка оптики Alfa доступна вам.
Есть также небольшая особенность именно с ЭВИ — в ОВИ картинка такая какой видит ее фотограф, в ЭВИ — такая какой ее «видит» камера, поэтому ошибки в экспозиции сводятся к минимуму.
А как же беззеркалки с EVF? Тоже через экран? А сони так даже в «зекралках» уже забила на OVF. Ну а про последние фуджовые EVF — так можно отдельную статью написать...
с хорошим EVF все тип-топ! возвращаться не хочется!
з.ы. у некоторых бюджетных камер EVF может быть плохого качества.
Пока еще беззеркалки не достигли той скорости фокусировки, которая есть у зеркалок, на мой взгляд это основная причина пока не отказываться от систем с зеркалом. А что касается скорострельности — есть идеальный компромисс, -камеры Sony с полупрозрачным зеркалом.
А вы пробовали поснимать такими камерами, как Olympus OM-D E-M1, или Panasonic GH3/GH3/G6, Sony A6000 или Nikon 1 V3 с быстрыми объективами? Мало какие зеркалки на такое способны в принципе. Это уже не говоря про точность фокусировки и отсутствие бек/фронт фокуса.