Современные фотокамеры всё меньше подвержены такому явлению, как эффект параллакса в оптических видоискателях. Но ещё пару десятилетий назад даже самые профессиональные фотоаппараты страдали от этого явления.

Термином “параллакс” в мире фотографии обозначают несовпадение оптической оси видоискателя с оптической осью объектива, установленного на фотокамеру.

Наиболее информативно данный эффект проиллюстрирован на рисунке, представленном ниже:

Как видно, картинка, которую мы видим через глазок видоскателя, отличается от той, которую может захватить объектив. Границы кадра не совпадают с увиденным глазом изображением, и это следует учитывать при построении композиции и кадрировании снимка.

С выходом в свет зеркальных фотокамер удалось устранить вредительский эффект. Ведь у них уже совершенно по-другому построена система отображения изображения – поле зрения видоискателей возросло до 70-100% от общего поля кадра, а саму картинку глаз получает не через отдельно установленный видоискатель, а непосредственно через объектив и полупрозрачное зеркало, отражающее картинку через пентапризму (пентазеркало) в видоискатель.

Но не будем отвлекаться и остановимся подробнее на эффекте параллакса. Что же это такое, и с чем его едят?

Наверное, у всех раньше была дешёвая плёночная “мыльница”, массово завозимая в нашу страну в 1990-х годах прошлого века. Если у вас её не было, она точно имелась у друзей, родителей, бабушек/дедушек. Вот именно в таких “мыльницах” параллакс был наиболее выражен. Я и сам, заполучив в конце 1990-х простенький Samsung, сперва долго удивлялся, почему в “глазок” я вижу одно, а на плёнке получается съехавший оттиск. Правда, при съемке объектов, находящихся далеко от объектива, съезжание изображение было выражено меньше. А вот при съемке портретов или близко расположенных объектов приходилось подстраиваться – лишь с третьей плёнки удалось примерно прикинуть, на сколько нужно сдвигать изображение, отображаемое в видоискателе, чтобы получить желаемый результат.

Сдвиг изображения зависит не от каких либо сторонних факторов, а от особенностей расположения видоискателя в каждой конкретной модели фотоаппарата. У одних видоискатель расположен над объективом и картинка уезжает вверх, у других – слева (соответственно, кадр сдвигается влево), третьи имеют видоискатель, расположенный по диагонали относительно объектива, – у них картинка может поехать в обеих плоскостях и т.д.

В простеньких фотокамерах, оснащённых оптическим видоискателем, эффект параллакса зачастую никак не исправлялся. Лишь некоторые модели получали в видоискателях обозначение зон, которые входят в поле кадра. Более сложные профессиональные фотокамеры, имеющие в своём арсенале механизм наводки на резкость, оснащались в дополнение к нему механизмом компенсации параллакса. При этом видоискатель наклонялся таким образом, чтобы его оптическая ось соответствовала оптической оси объектива в зависимости от выставленного фокусного расстояния.

Но и здесь не обошлось без проблем. Угол, под которым объектив видит кадр, не совпадает с углом зрения объектива. В итоге мы-то снимем, например, портрет, но вот фон может немного поехать из-за искажений угла зрения.

С появлением зеркальных фотоаппаратов эта проблема постепенно сошла на “нет”. А уж электронные видоискатели, получающие изображение напрямую с матрицы фотокамеры и устанавливаемые на популярной сейчас категории беззеркалок, и вовсе заставили забыть нас о таком явлении, как эффект параллакса. Но если вдруг вы – счастливый обладатель старых советских тёплых ламповых фотокамер типа “Киев-4” или “ФЭД”, стоит обратить внимание на данный эффект и скорректировать режимы съемки в соответствии с ним.