Как бы не хотелось всегда путешествовать и передвигаться налегке, все же приходится брать с собой некий необходимый минимум вещей. И в случае увлечения фотографией этот минимум неумолимо увеличивается. Каждый, конечно, сам выбирает, что ему нужнее всего – штатив, дополнительные объективы, светофильтры или что-то еще. Я вот всегда с собой ношу гориллапод и вспышку. Последняя, хоть и пользуюсь ею достаточно редко, может оказаться незаменимой в целом ряде ситуаций. Например, при макросъемке, в вечернее или ночное время суток, в плохо освещенных помещениях или просто каждый раз, когда нужен дополнительный источник света.
Так что сегодня поговорим о фотовспышке, точнее, о самом маленьком полнофункциональном ее образце, выпущенном летом 2014 года японской компанией Nissin.
Вспышка носит название Nissin i40, в котором 40 обозначает ведущее число в метрах с рассчетом на значение ISO, равное 100, правда, при максимальном зуммировании. На самом деле реальная мощность даже немного больше, так как продукт предназначен в основном для беззеркальных систем, у большинства камер которых минимальная родная чувствительность матрицы составляет 200 единиц. Тем не менее, помимо версий для горячих башмаков Fujifilm и Sony, она была выпущена и для Canon, Nikon. Так что обладателей зеркальных камер данная TTL-вспышка также может заинтересовать. На обзор к нам попала вспышка, разработанная под систему микро 4/3. Честно говоря, это связано с тем, что я уже год пользуюсь ей в личных целях, приобретя почти сразу же после выхода.
Начнем с комплекта поставки – а он действительно царский! Помимо самой вспышки и всяких бумажек к ней, вы получаете небольшой удобный неопреновый чехол с мягкой подкладкой, который не боится попадания влаги и делает падения с небольшой высоты безопасными. Но уронить его на самом деле очень сложно, тем более вместе со вспышкой. Дело в том, что в коробке также находится прочный металлический карабин, синего цвета. Благодаря этому чехол легко цепляется на ремень брюк/штанов/джинсов/шорт, и уже никуда оттуда не денется. Таким образом нет нужды таскать с собой рюкзаки или громоздкие неудобные фотосумки. Беззеркалки ведь компактные, их можно повесить на плечо или шею, совершенно не думая о лишнем весе.
А как же аксессуары, модификаторы света, спросите вы? Ну, если для съемки нужен отражатель, софтбокс или грид, да еще и стойка, то здесь уже, конечно, не о какой мобильности речь не идет. Зато в случае работы в помещении или предметной, макросъемки все необходимое есть в чехле! В два специальных внутренних кармашка помещаются колпачок-рассеиватель и подставка. Ток что в помещении можно просто поставить Nissin i40 на какую-нибудь тумбочку или шкаф, если вам лень тащить с собой стойку.
Перейдем к самой вспышке. Она очень компактная, всего 8,5 см в высоту, и легко помещается в руке. Ее вес составляет 203 грамма, не считая батареек или аккумуляторов (которых понадобится 4 штуки) пальчикового формата, то есть АА. Они и занимают большую часть корпуса вспышки, выполненного из прочного и приятного на ощупь матового пластика. При этом отдельные детали, в наибольшей степени подвергающиеся механическим воздействиям, сделаны из металла. Среди них и крепление дверцы отсека, в который вставляются элементы питания. Так что эту крышечку поломать и потерять будет очень сложно. Вот только защелки на ней пластиковые и при падении могут отломаться.
Второй важный элемент, который выполнен из металла, – это поворотный механизм головки вспышки. А она вращается на 360 градусов в горизонтальной плоскости (точнее, на 180 градусов в обе стороны) и на 90 градусов в вертикальной. Таким образом охвачены все возможные варианты направления светового потока в верхнем полупространстве. Правда, поворачивается головка дискретно, ровно на 30 градусов, издавая при этом звонкий щелчок. Он происходит в момент фиксации нового положения, которое устанавливается достаточно надежно. Случайно изменить его практически невозможно, и в целом вся конструкция внушает доверие, несмотря на кажущуюся при первом с ней знакомстве хрупкость.
Наверху головки стандартно расположен выдвигающийся белый отражатель, который позволяет направлять поток света не прямо, а под углом. Но, как и в случае всех остальных вспышек, вместо него проще использовать гибкую белую картонку с резинкой, так как встроенный отражатель достаточно маленький. То же самое можно сказать и про встроенную рассеивающую панель. Хорошо, что есть. Но большой софтбокс, она, конечно же, не заменит.
Примечательно, что при выдвижении отражателя на верхней стороне головки появляется колонка с обозначениями. Они напоминают о наличии у Nissin i40 достаточно редкой, а по форме своей реализации даже уникальной, функции ручного зуммирования. Поясняю. При включении, работая в режиме TTL (у крепления ведь есть дополнительные синхроконтакты), вспышка автоматически определяет фокусное расстояние объектива и выставляет соответствующий зум головки. Такой, чтобы угол пучка света совпадал с углом зрения объектива.
А что же делать, если на камере установлен не автофокусный объектив, а мощность вспышки все-таки хочется использовать эффективно? Правильно – выставить зум вручную! Как это сделать, и подсказывает цветная панелька. Нужно подержать кнопку включения 3 секунды, после чего индикатор включения поменяет свой цвет, а зум приблизится. Последовательно выполняя это действие, можно выставить зум головки, соответствующий углам обзора объективов с эквивалентными фокусными расстояниями, равными 24, 50, 80 и 105 мм. По умолчанию индикатор включения горит зеленым цветом и вспышка определяет необходимый зум сама, а в случае когда это невозможно сделать, выставляет самый широкий угол 24 мм объектива.
Перейдем, пожалуй, к самой важной тыльной панели корпуса, на которой помимо кнопки и индикатора включения расположены два механических колесика. Меньшее из них отвечает за выбор режима работы вспышки.
Он может быть беспроводным (доступны 3 частотных канала A, B, C) – в этом случае вспышкой можно управлять с помощью встроенной вспышки камеры, которая передает сигналы Nissin i40 посредством инфракрасного (если я не ошибаюсь) излучения. Важно знать, что для этого обе вспышки должны быть в зоне прямой видимости и между ними не должно находиться ярких источников света. В беспроводном режиме возможна работа как по технологии TTL, так и ручное регулирование параметров, при этом все они выставляются в настройках камеры.
Следующий режим – TTL, здесь без комментариев, “маст хэв” при быстрой репортажной съемке. Камера все делает сама, но и фотографу нужно уметь правильно использовать возможности TTL. Далее следует автоматический режим, обозначаемый “А” – честно не знаю, в чем его отличие от TTL и зачем он вообще нужен:) Режим “М” – мощность выставляется вручную, в пределах от 1/256 до полного 1 пыха. Режимы “Sd” и “Sf” расшифровываются как Slave Digital и Slave Film, и переводят Nissin i40 в режим ожидания – поджигается она по команде других вспышек, реагируя на свет. Ну, и последняя функция – видеосвет, может очень даже пригодиться при съемке видео!
Большее второе колесико многофункционально. Во-первых, в режиме “М” с его помощью выставляется мощность пыха. Во-вторых, в TTL-режиме с помощью шкалы на другой стороне кольца можно выставить компенсацию экспозиции в пределах от -2 до +2 ступенек EV. Ну, и в-третьих, оно отвечает за мощность видеосвета от 1 до 5. Вот, собственно, и все!
Как я уже говорил, Nissin i40 я использовал немногим больше года. В основном в беспроводном режиме, держа вспышку в левой руке – либо при макросъмке на природе, либо при съемке ночных и вечерних портретов на улице. Плюс во время предметной съемки в домашних условиях, только при этом Nissin i40 была закреплена на стойке. Ручной же и TTL-режимы выручали во время немногочисленных репортажей, и TTL был очень кстати.
За все время эксплуатации устройство зарекомендовало себя просто отлично. Никаких претензий. Поначалу я не мог нарадоваться такому функционалу, и это за какие-то несчастные 200 долларов, которые Nissin i40 стоит в Японии, вместе с доставкой в Украину. Важным было и то, что вспышка превосходно, долго и быстро, работала от обычных батареек. В отличие от известной Yongnuo YN560, которую я использовал ранее. Она отказывалась работать, не до конца поглотив весь заряд элементов питания. А Nissin i40 будет жить до последнего, при этом ее мощности даже хватит, чтобы осветить в темноте средний танк, такой как Т-34-85:)
Но есть одно “но”. Нежданно/негаданно, где-то через полгода, возможно, что после падения, а возможно, и нет, появилась одна проблема. Левое функциональное колесико перестало корректно работать, сделав невозможным использование половины режимов. Как оказалось, эта проблема уже была известна. Решалась она обращением в сервисный центр, и в моем случае тоже. На самом деле мне повезло, так как в Украине работает официальное представительство компании Nissin. Другое дело, что моя годичная японская гарантия оказалась недействительной в Украине, и пришлось заплатить за ремонт небольшую сумму. Но она была очень и очень небольшой, а сервис – быстрым, грамотным и результативным, за что отдельное спасибо сотрудникам ITS Service Center!:)
Галерея
Ниже представлено несколько любительских снимков, которые было бы сложно или попросту невозможно получить без использования вспышки. Все они сделаны на камеру Panasonic G6 и обработаны в Adobe Photoshop Lightroom.
Понравилось:
- Достаточная для большинства ситуаций мощность.
- Обширный комплект поставки.
- Прочный корпус и надежная конструкция.
- Удобное аналоговое управление.
- Богатая функциональность.
- Полная поддержка TTL и беспроводного режима.
- Работает от обычных батареек.
Не понравилось:
- Обозначения на колесиках управления со временем стираются.
- В темноте индикация мощности и режимов практически не видна.
Резюме
Nissin i40 – замечательная компактная вспышка, которая обладает всеми необходимыми функциями и может пригодиться при любительской или профессиональной фотосъемки, и даже больше. Она легкая, небольшая и прочная. Комплект поставки приятно удивляет и радует. Управление устройством реализовано предельно просто и удобно, так что в нем не составит труда разобраться новичку или человеку, который в первый раз взял в руки данную вспышку. Из недостатков стоит отметить отсутствие подсветки органов управления и небольшую вероятность брака. Впрочем, последней можно легко избежать, если приобрести продукт с гарантией в одном из местных магазинов.
Никто не пишет что конструкция у этой пыхи очень не долговечная, конкретно провод торчит под головой пыхи соединяющий лампу и блок который крепится непосредственно на камеру, была Nissin i60 сдохла через год не очень активного использования, ремонт в офф сревисе встал в 80$. Теперь ищу пыху с классическим строением органов, без открытых соединений
Також цей спалах випускається під камери Leica під назвою Leica SF-40. Нещодавно придбав. Закохався з першого погляду. Був би корпус металевий, був би шедевр. З негативу - при поєднанні із моєю улюбленою leica M8.2 неможливо використати режим швидкісної синхронизації, але це не проблема спалаху, а камери.
А где можно скачать полную инструкцию на русском языке?
Режим А отличается от TTL тем что в вспышке имеется собственный экспонометр, который в режиме А выставляет требуемую экспозицию, в отличие от режима TTL, где используется экспонометр фотокамеры.
Пользуюсь данной вспышкой меньше года с камерой fujifilm xt1.
Хотелось бы уточнить о режимах:
'A' - режим ttl
'Ttl' - режим ttl но с мануальной подстройкой +/- на колесе.
А еще у нее есть скрытая фишка которая есть только у проф. вспышек: высокоскоростная синхронизация (стробоскоп) вплоть до 1/4000 сек
Дмитрий, добрый день! У меня такая же фото система (xt1, nissin i40). И меня беспокоит на фото слишком холодный оттенок от пыхи. В лайтруме вытягиваю в теплые тона, а места не тронутые пыхой вообще уходят в желтое. Какими настройками можно избежать это в момент съемки?
Спасибо
У всех вспышек цветовая температура в районе 5500 - 6000 К. Изучите этот вопрос. И после чтения теории подумайте о светофильтрах для вспышки или используйте кисть в постобработке для коррекции разницы в цвете.
Хороший обзор, интересная пыха. ;)
ЗЫ. За изобретение "ультракрасного излучения" автору отдельный респект. :)
Подловили!:) Ну не грамотен я в физике, и мне за это стыдно. Исправил на инфракрасное, но не факт, что это правильно:)
А насколько TTL точно работает, особенно при отражении от поверхностей?
А что в точности значит точно?:) Зависит же от того, что вы хотите получить в кадре, и от поверхностей. Замер экспозиции правильный нужно выбрать в камере (мульти/центр/точечный), баланс белого выставить (конкретно в Panasonic G6 Auto WB работает неточно). Ну и компенсация экспозиции TTL +/-2 EV выставляется прямо на вспышке с помощью колесика.
Классная пыха.