История фотографии, так же, как и любая история, содержит невероятное множество пятен и неточностей, которые препятствуют объективной оценке тех событий, которые происходили. Пользуясь упоминаниями и письмами, мы можем лишь частично приоткрыть завесу над тем, что было на самом деле. Иногда это стойкая уверенность, иногда – лишь догадки, которые позволяют нам лишь в некоей мере взглянуть на процессы и события в целом.

История позволяет нам понять тот вклад, который сделали различные люди и лица различных эпох в то, что сейчас стало каждодневностью, чем мы пользуемся повсеместно, не задумываясь.

У каждого дома есть фотоаппарат, у каждого есть смартфон или мобильный с приличной камерой, ежедневно миллионы фото грузятся в сеть Интернет. Но что стоит за этим простым движением «достал – клац – send»? Давайте вместе попробуем разобраться и углубится в интересный мир фотографического искусства, в перипетии взлетов и падений, творческих поисков, удач и ошибок. Пройдем путь от зарождения изображения с помощью света и химии, прогуляемся физикой, вспомним несколько десятков фамилий и попробуем выяснить, что же происходило на самом деле. Ведь история вносит ясность в нашу жизнь.  И даже такое простое устройство, как очки, появившиеся уже в XII столетии, человечество додумалось крепить заушинами только в XVI.

Обычно история фотографии начинается только с одной фамилии. Говоря об открытии фотографии, вспоминают единственного человека, Дагера, коего считают первооткрывателем и первопроходцем в развитии изображения с помощью науки. И даже во всемирной паутине совсем мало информации о событиях, которые происходили задолго до Дагера.

На самом деле история фотографий начинается еще в давние времена, когда арабский физик и философ Алхазен из Басры впервые заметил и описал «феномен перевернутого изображения».

Алхазен из Басры

Ему принадлежит первое использование комнаты-обскуры для своих наблюдений

Скорее всего, он видел такие проекции на стенах жилищ с прорехами в стенах. Тогда это действительно был феномен. Хотя сейчас все просто объясняется и точно известно: свет, проходя через отверстия небольшого диаметра, отбивается от основы, но падает на верхушку стены или полотна. Аналогично и с верхушкой отражаемого предмета. В записях того же физика встречаются упоминания того, что он пользовался обскурой – в дословном переводе «темная комната, часть которой освещена светом» – для своих наблюдений за солнцем, уже тогда зная или догадываясь, что наблюдать за небесным светилом невооруженным глазом вредно и опасно.

Физические предусловия развития фотографии возникли еще в начале XVII столетия. В 1604 году Кеплер Иоганн, немецкий физик, математик и астроном, оптик и астролог (не тот, кто по звездам судьбу предопределяет), первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы, издал трактат по оптике «Приложения к Вителию», а в 1611 – книгу «Диоптрика», чем положил начало оптике как науке. В 1613 году впервые изготовили телескоп Кеплера, который, по факту, был телескопической подзорной трубой, но намного совершеннее  телескопа Гилилея.

Историческая наука не может обойти Иоганна Цана, который, усовершенствовав достижения Пьера Эригона, описал в 1685 году  строение обскуры, которая уже тогда приняла вид темного ящика с отверстием или линзой с одной стороны, и плоскостью для проецирования – с другой. Ящики – обскуры использовались и раньше, но камера Цана имела одно существенное преимущество: зеркало для отбивания света находилось под углом в 45° к линзе и проецировало изображение вверх, на верхнюю плоскость.

Камера-обскура для силуэтов

Камера-обскура

Именно Цан впервые додумался помещать матовое стекло, накрытое калькой, и обводить изображение.

История снова вспоминает про исследования со светом и изображением в 1694 году, когда ученый Гомберг с Германии заметил, что при воздействии света на кость, которая предварительно была обработана раствором серебра в азотной кислоте, происходило потемнение ткани. Сам того не зная, он открыл светочувствительность соединений серебра и проложил дорогу для целого ряда последующих исследований, которые продолжили последователи. В 1727 году немец Шульце, профессор физики  Гаальского университета, экспериментируя с различными соединениями, открыл светочувствительность серебра и впервые продемонстрировал явление светописи.

профессор Шульце

Именно он открыл светочувствительность и, сам того не зная, фиксаж

Говоря о 1727 годе, можно заметить, что это дата опубликования результатов. Сами эксперименты начались еще в 1725, когда, пытаясь получить вещество с фосфорическими свойствами, Шульце чисто случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой предварительно растворял серебро. Будучи человеком внимательным, он заметил, что при воздействии света на жидкость в бутылке, происходит потемнение вещества. Потом был произведен ряд исследований, в ходе которых профессор накладывал на бутылку разнообразные буквы и символы, вырезанные из бумаги, и ставил емкость на солнце. Возникали первые в истории фотоотпечатки на посеребренном меле. Изобретение существенное, однако мысли или идеи зафиксировать изображение у него не возникло. Хотя опубликованные данные стали прародителями целого ряда последующих поисков.

В 1777 году Шееле из Швеции показал научному обществу влияние спектральных лучей (лучей определенного спектра) на хлористое серебро и изучил его растворимость в аммиачном растворе.

В 1801 году немец  Риттер открывает ультрафиолетовые лучи по их действию, а именно за способностью вызывать почернение хлористого серебра при воздействии на последнее. А уже в 1802 году англичанин Веджвуд получил путем копирования первое в мире негативное изображение на коже и бумаге, которые были смочены в хлористом серебре. Но и тут неудача – эти наработки невозможно было использовать на практике из-за отсутствия метода закрепления – фиксации изображения. Через некоторый промежуток времени бумага и кожа становились черными. В том же 1802 году еще один исследователь, Дэви из Англии, использовал труды и достижения Веджвуда в своих поисках, для получения в солнечном микроскопе снимков мелких объектов, но тоже неудачно – фиксация еще не возникла, что было, несомненно, большой преградой для внедрения светописи в повседневность. Парадокс ситуации заключается в том, что исследования Шееле фактически и были открытием фиксажа, так как аммиачный раствор взаимодействовал только с серебром, которое не подвергалось воздействию света. Но ретроспективно всегда легче смотреть на происходившее и давать оценку.

В XVIII столетии снова вспоминают наработки Цана. В связи с возросшим количеством людей достатка выше среднего возрос спрос на портреты. Но писать портрет – трудоемкое и неблагодарное, длительное занятие. Именно из этих соображений в это время широко используется камера-обскура с матовым стеклом – обводя изображение, которое проецировалось, предприниматели стали распространять «силуэты», которые, по своей сути такими и были. А в 1786 году молодой предприниматель Жан-Луи Кретьен, в поисках новых способов заработка, усовершенствовал способ силуэтов. Он догадался гравировать контур на медных пластинках.

Силуэты

Именно такие изображения пользовались популярностью

Такой способ помогал получить «стойкий силуэт», который, впоследствии, мог размножаться сколько угодно раз.

Следующие исследования датируются уже 1813 годом. И снова не Дагером. Ученый и фотограф Ньепс начинает исследования по фиксации изображения и достигает значительных успехов. Открытие ним процесса, известного под названием «гелиография» предшествует Дагеру и дагеротипии на 17 лет и ложится в основу того, что можно считать эрой закрепленных фотографий и светописи как творчества.

Но это уже совсем другая история. Дофотографическая эпоха закончилась с приходом XIX столетия.

На этом все. Следите за нами.

До встречи.