Начинается вторая половина XIX века. Все меняется, все совершенствуется. Знаковые события на каждом шагу. Это же касается и фотографии. После дагеротипии изобретение негативно-позитивного процесса оказывается огромным прыжком, все восхищаются Тальботом. Действительно, если подумать, то решение проблемы размножения изображение не только позволяет сократить время для создания нескольких снимков, но и уменьшить расходы и труд мастера-фотографа. Но ничто не вечно. Несмотря на кажущуюся идеальность тальботипии, ее тоже начинают забывать. И происходит это в 1851 году, когда журнал «Chemist» сообщает об открытии нового метода.

В 1813 году рождается знаковая личность, которая уже в 1851 совершает революцию. И название этой революции – коллодий.

Фредерик Скотт Арчер. Неизвестный фотограф

Фредерик Скотт Арчер. Неизвестный фотограф. 1855 год. Амбротип.

Фредерик Скотт Арчер родился в 1813 году в Хертфорде, Объединенное Королевство. Скотт был сыном мясника. В 17 лет (по неподтвержденной информации) он переезжает в Лондон для обучения на серебряных дел мастера. Немного позже молодой Арчер находит в себе талант скульптора и начинает работать в этом направлении. Несмотря на то, что информацией об Арчере интернет и книги особо не изобилуют, известно, что, став скульптором, Фредерик часто использовал калотип для фиксирования своих произведений. Но, находя калотип не совсем подходящим для работы из-за низкого разрешения и контрастности, а также из-за необходимости в длительных выдержках, Арчер начинает разработку собственного метода фотографии.

Называется он мокроколлодионным процессом. Для приготовления светочувствительного слоя в спиртово-эфирной смеси коллодия растворяют йодистые соли, при этом для разных видов фотографии разработаны разные смеси. Полученным раствором поливают хорошо очищенные и отполированные стеклянные пластинки, после застывания слой сенсибилизируют в растворе азотнокислого серебра и экспонируют еще в мокром состоянии. Сушка такой матрицы противопоказана, иначе соли кристаллизировались. Но, несмотря на все неудобства, новый метод был намного лучше и быстрее всех существовавших ранее. Он требовал всего двух-трех секунд экспозиции под солнечными лучами, а получавшаяся при этом тональность укладывала на лопатки все ранее известные методы фотографии (можно не без толики скептицизма отметить, что мокрый коллодий по тональности кладет на лопатки и многие современные фотографии).

Да, Скотт Арчер был добряком. Великодушным добряком, этого не отнять. Ели бы Фредерик получил патент на свое изобретение, он смог бы стать обладателем неизмеримого богатства и славы. Мокрый коллодий был непревзойденным методом фотографирования еще тридцать лет, вплоть до изобретения сухих желатиновых пластин. Даже сухой коллодионный процесс, который так пытались внедрить в жизнь, не смог дать таких же успехов. Но Арчер объявил о своем изобретении просто так, раздарив право использования своего изобретения всем. В итоге Фредерик Скотт Арчер умер в бедности, в возрасте  44 лет, в 1857 году. Его семья получила выплату всего в 713 фунтов.

Поскольку эфир – вещество летучее, то и испаряться он начинал из коллодия очень быстро. Пластину нужно было проявлять сразу же после экспозиции. В различных экстремальных условиях подготовка и съемка на мокрый коллодий подразумевала под собой весьма серьезные трудности. Ведь мало того, что пластину нужно проявить после экспозиции сразу же, да еще и в полной темноте – нанести коллодий на стекло перед съемкой тоже нужно было в полной темноте. Именно поэтому очень часто фотограф не только нес за собой камеру, треногу и пластины, но тащил за собой «темную комнату». Учитывая количество банок с реактивами, вес получался немаленьким.

Набор фотографа для мокрого коллодия

Набор фотографа, который применялся для техники мокрого коллодия. вместе с палаткой вес мог достигать 120 фунтов.

Мокроколлодионный процесс стал сразу же использоваться для создания портретов. В Америке даже был выдан патент на изготовление амбротипных портретов (второе название мокрого коллодия).

Амбротипы  (от греческого «нерушимый, вечный») – негативные портреты на стекле, намеренно недостаточно экспонированные, дабы получить слабое изображение. С обратной стороны негатива подкладывалась черная подложка из ткани или бумаги. Так как изображение было перевернутым, то обычно клали стеклянный негатив вниз лицом, чтобы получить позитивное изображение. Сверху помещали еще один слой стекла и клали в специальную рамку. Не правда ли, очень напоминает то, что мы видели во времена дагеротипов?

Амбротип с темным задним фоном на одной половине, чтобы показать его негативно-позитивный характер.

Амбротип с темным задним фоном на одной половине, чтобы показать его негативно-позитивный характер.

Три фотографа делали непревзойденные снимки, используя технику амбротипии – один снимал в пустынях Египта, двое – в Швейцарии и Альпах. Это были Фрэнсис Фрит, англичанин, и братья-французы Биссон. Ближний Восток всегда был приманкой для людей конца девятнадцатого века. Это порождало нескончаемый спрос на фотографии  египетских старин, видов на Нил. Издатели отправляли целый поток фотографов, чтоб удовлетворить спрос и заработать.

Издатель Фрэнсис Фрит в 1856 году (всего 5 лет спустя после открытия метода) совершил путешествие по верховью Нила, делая снимки для контактной печати на огромные пластины 16х20 дюймов. Работа в экстремальных условиях накладывала свой отпечаток. Экспонировать и проявлять пластину нужно было быстрее, чем всегда, так как эфир улетучивался быстрее.

Фрэнсис Фрит. Зал с колоннами в Луксоре, Египет. Фотография на мокрой пластине

Фрэнсис Фрит. Зал с колоннами в Луксоре, Египет. Фотография на мокрой пластине

 

Фрэнсис Фрит. Пирамида Хеопса и Сфинкс, Гиза, Египет. Фотография на мокрой пластине.

Фрэнсис Фрит. Пирамида Хеопса и Сфинкс, Гиза, Египет. Фотография на мокрой пластине.

Для некоторых поездки в жаркие страны не были столь привлекательны. Братья Биссоны снимали в условиях горных вершин Альп и снимали с прицелом на контактную печать также.

Братья Биссон. На полпути, Альпы. 1860 год. Фотография на мокрой пластине. Снимок сделан братьями Биссон во время восхождения на Монблан.

Братья Биссон. На полпути, Альпы. 1860 год. Фотография на мокрой пластине. Снимок сделан братьями Биссон во время восхождения на Монблан.

В 1860 году Уильям Нотмэн становится известен во всем мире благодаря своим амбротипам, на которых изображены канадские поселенцы. Он сделал серию фотографий охотников на лосей, бизонов возле палатки и в зарослях, капканщиков и прочих – все было сделано в его мастерской в Монреале. Он искусно создавал ту обстановку, которую считал реалистичной. Необходимость в длинных выдержках отпала навсегда, и именно это раскрепостило фантазию фотографов.

Уильям Нотмэн. Охота на лосей, Монреаль, Канада. Начало 1860-х годов. Фотография.

Уильям Нотмэн. Охота на лосей, Монреаль, Канада. Начало 1860-х годов. Фотография.

Александр Хеслер, первый фотограф Чикаго, по праву считался в 1850-х гг. «одним из величайших дагеротипистов Америки». В 1851 году он снимал верховья Миссисипи, где среди прочих снимков был снимок водопада  Миннегага. Спустя много лет в письме Хеслеру Лонгфелло признался, что именно этот дагеротип вдохновил его на написание «Гайаваты». В 1857 году Хесллер создает портрет Авраама Линкольна. Два изображения, выполненные в технике мокрых пластин, открывают нам Линкольна без бороды, хорошо одетого и причесанного. К сожалению, в 1933 году пластины серьезно повредились при пересылке и находятся на хранении в Смитсоновском институте.

Александр Хеслер. Портрет Авраама Линкольна, Спрингфильд, Иллинойс. 1860-е годы

Александр Хеслер. Портрет Авраама Линкольна, Спрингфилд, Иллинойс. 1860-е годы

Вы вполне резонно можете задать мне вопрос: «зачем нам все эти краткие факты?». Именно эти факты и демонстрируют нам, что уже спустя 5 лет после изобретения мокроколодионного процесса, он набирает огромную популярность и используется повсеместно.

Естественно, амбротип обладал одной большой проблемой – необходимостью немедленной экспозиции и проявки сразу после приготовления пластины. Именно потому некоторые ученые начинают вести поиски улучшения метода. Так, Топено предлагает метод сухих белково-коллдионных слоев, по которому очувствленный мокрый коллодионный слой покрывают яичным белком и высушивают. В таком виде он может сохраняться несколько недель, перед съемкой пластинку снова обрабатывают в растворе нитрата серебра и сушат. Позднее Рассел предложил и другую разновидность процесса: мокрый слой обрабатывается в растворе танина и сушится. Последний способ приобрел немало сторонников в свое время и применялся в ландшафтной фотографии.

Именно эти две попытки усовершенствования мокрого колодионного процесса можно считать переходным периодом к постоянному использованию сухих слоев и эмульсий.

Первые упоминания о попытках применения желатины принадлежат Пуатвену. Позднее, в 1853 году, о применении желатины и альбумина в качестве приготовления светочувствительного слоя, подобного коллодию, сообщил Годен. В 1861 году Годен подробно описывает свое исследование – для проявления он рекомендует использовать раствор танина с галловой кислотой. Эмульсионные слои стали применяться во избежание нитратосеребряной сенсибилизации перед экспозицией.

Открытие бромсеребряных желатиновых фотоматериалов приписывают английскому врачу Мэддоксу, который в 1871 году опубликовал заметку о своих опытах с бромосеребряными желатиновыми эмульсиями. Однако безукоризненный метод, позволяющий изготовлять такие материалы в современных (на те годы) промышленных условиях, был создан лишь в 1880 году. В его создании принимало участие огромное количество изобретателей и ученых.  Введение метода ознаменовало новый этап развития фотографии как творчества и как науки.

Но бромсеребряный желатиновый процесс – это уже совсем другая история.

P.S. Добравшись наконец до эпохи амбротипа, не могу не упомянуть один интересный факт, касающийся современности. Амбротип не смог остаться в прошлом полностью – этот уникальный фотографический опыт, который не требует колоссальных затрат денег, сил, энергии, но который дает взамен непередаваемую фактуру снимка, жив до сих пор. Всего в мире насчитывается немногим больше 100 мастеров-амбротипистов. Двое из них живут и творят в Украине – это Роман Кравченко и Владимир Ворк. За относительно небольшие деньги они смогут раскрыть вам тайны своего творчества и обучить многому. Стоимость же фотографии в технике мокрого коллодия немаленькая – в зависимости от размера и сложности работы вам придется отдать за стеклянную пластинку около 70 евро. Вот это – сомнительная радость, а освоение метода – поверьте, оно того стоит.

Владимир Ворк. Фото девушки. Амбротип. Наши дни.

Владимир Ворк. Фото девушки. Амбротип. Наши дни.

На этом все.  Следите за нами.