Прошел XIX век, во владения вступил ХХ. С началом нового столетия снова все поменялось, и столько всего еще ждало впереди. Только одна вещь осталась неизменной – это семимильные шаги научно-технического прогресса. С каждым новым днем, с каждым новым часом все больше нового открывается и изобретается. Не обошла эта тенденция и фотографию.
В 1879 году произошло знаковое событие в мире фото. Банковский клерк Истмен получает патент на машину для покрытия пластин желатиновым чувствительным слоем, а немного позже представляет сразу две легенды – гнущиеся фотографические материалы и легендарную камеру Kodak. С этих пор развитие фотографии как предмета повседневного пользования и прикладного творчества пошла в гору.
Рассматривая фотографию ХХ века с точки зрения истории, можно справедливо разделить эпоху на две части, пусть и потеряв часть хронологии, зато не потеряв логической связи. Именно это разделение и привело к многочисленным расхождениям во мнениях в лагере фотографов. И причиной этого стало возникновение цифровой фотографии во второй половине ХХ века, несмотря на то, что частичные разработки и исследования велись с самого начала тысяча девятисотых годов.
Сначала, для соблюдения логического порядка открытий и развития фотографии как вида искусства, стоит поговорить о пленочной фотографии. Но оговоримся: сложно представить, как можно вместить в один пост такое количество событий и происшествий. К тому же большое количество появившихся на рынке фирм по производству камер, фотоматериалов и оборудования для фотографии сыграло не последнюю роль в истории развития фотографии и сделало немалый вклад в фотографическое искусство. Leica, Sony, Kodak, Konika… Все эти названия несут в себе неразрывные ассоциации с фото. Поэтому, начиная речь о ХХ веке, я принял решение рассказывать о каждой фирме отдельно, а потом ретроспективно обозреть вехи развития фотографии в ХХ веке отдельным постом.
После основания компании Kodak в 1871 году, получения патентов на машину для нанесения эмульсии на пластины, в 1881 году промышленник Генри Стронг принял решение основать компанию Eastmen Dry Plate Company. Спустя некоторое время Стронг и Истмен увидели все растущие успехи своего творения и приняли важное решение о преобразовании компании в корпорацию, что должно было помочь нарастить обороты и поднять продажи. В 1884 году компания официально переименовывается в корпорацию.
Постоянно ведущиеся разработки приводят к успехам, демонстрировавшимся публике. В 1885 году на всеобщую оценку представляется катушечная пленка под названием American Film. Видя успех пленки, Истмен понимает, что без технологической базы удовлетворить растущие запросы пользователей будет не так просто, поэтому в том же году он нанимает на работу химика Генкри Рикенбака, который продолжает исследования со светочувствительными эмульсиями. Благодаря этому хитрому шагу в 1889 году начинается фабричное производство фотопленки.
Истмен, сам будучи фотолюбителем, всегда преследовал одну цель. Он считал, что фотография не должна быть уделом только особых, а должна быть популяризирована среди обычного населения. Как упоминалось в прошлом выпуске, в 1888 году появляется фотоаппарат с заряженной в него пленкой на 100 кадров. При этом пользователю ничего не нужно было делать – только лишь купить камеру и снимать. После окончания лимита снимков камера отправлялась на завод, где за небольшие деньги пленка проявлялась, печатались фотографии, вставлялась новая пленка и отправлялась обратно. В том же году Истмен официально регистрирует фирму Kodak.
Не останавливаясь на достигнутом, компания в 1890 году начинает выпуск камеры на 48 кадров. Но продажи не были фантастическими. После двухлетней продолжительной рекламной кампании принимается решение о переименовании бренда Kodak в Eastmen Kodak Co. Пытаясь и дальше нести фотографию в массы, Истмен воплощает это в жизнь с новой камерой “Brownie”, которая имеет в своем арсенале всего 6 кадров, зато стоит 1 доллар. Пленка к нему стоила вообще символичные 15 центов. Впоследствии серия фотоаппаратов Brownie становится самой популярной за всю историю компании и продается на рынке вплоть до 1970х годов.
Дальше компания идет путем наращивания оборотов и начинает производить все: фотоаппараты для разных типов пленки, фотобумагу и пленку, химию для фотообработки, объективы.
Примечательно то, что до 1914 года фирма производит обычные менисковые объективы или объективы сторонних производителей.
Начало и середину ХХ века можно считать этапом максимального расцвета фирмы Кодак. Во многих странах мира корпорация имела свои филиалы, часть из которых выпускали свои, локализированные продукты.
Также фирме Kodak принадлежит выпуск первой в мире цветной обращаемой пленки Kodachrome. Но изобрели ее совсем не сотрудники Кодак. В 1935 году в США два одаренных любителя, музыканты по профессии, пианист Леопольд Маннес и виолончелист Лео Годовски открыли одну из самых легендарных пленок всех времен и народов.
В 1931 году друзья заключают контракт с фирмой «Истмен Кодак» контракт, по которому они могут проводить свои исследования и творческие поиски в фотолаборатории в городе Рочестер. Пять лет спустя, по завершению работы, они публикуют статью «Процесс «Кодахром» для любительской кинематографии в натуральных цветах».
Первая цветная многослойная фотопленка «Кодахром» была 16мм типа, обращаемой и не содержала в слоях цветообразующий компонент. Маннес и Годовски предложили способ получения цветного изображения, кардинально отличающийся от метода, предложенного Фишером. Их способ базировался на использовании диффундирующих цветообразующих компонентов, которые при взаимодействии с окисленной формой проявителя давали нерастворимые красители.
После выхода на рынок пленка сразу же стала хитом. Ее используют все, начиная от любителей и заканчивая профессионалами. Пленка практически не имеет вуали, обладает низкой зернистостью, высокой детализацией и разрешением. Но главной особенностью данной пленки была ее превосходная цветопередача, насыщенность цветов и отсутствие выцветания их со временем. К сожалению, данный тип пленки не выдержал натиска цифровой фотографии, и Кодахром умер в 2009 году.
В то же время данная пленка обладала и одним большим минусом. Ее обработка требовала не просто знаний в области обработки светочувствительных материалов обращаемого типа, а требовала высокого профессионализма в своем деле. Последней лабораторией в мире, где можно было обработать данный тип пленки, оставалась канзасская лаборатория Dwayne’s Photo. Она проявляла пленку вплоть до 2011 года. По некоторым данным, последние месяцы фотолаборатория едва справлялась с заказами – сюда обращались фотографы со всего мира, у которых по определенным причинам оставались необработанные ролики с пленкой.
В 1936 году фирма выпускает первую цветную фотопленку 135 типа (35мм). Но все же самым популярным продуктом были камеры для пленок типа 126 (26х26мм). Их производство берет начало в 1963 году. А уже к 1976 году продано 60 млн камер Instamatic, рассчитанных под эту пленку. В 1972 Кодак принимает решение по налаживанию выпуска камер серии Instamatic под 110 тип пленки.
Но с наступлением цифровой эпохи дела у корпорации начинают ухудшаться. Несмотря на то, что в 1976 году инженер компании Стивен Сассон разработал первый цифровой фотоаппарат с размером матрицы 0.1 Мп, Кодак задерживается с выпуском цифровой техники, вследствие чего теряет значительную долю рынка. А в 2012 году, после значительных скандалов, проблем и ряда продаж своих активов, Кодак объявляет себя банкротом и распродает остатки некогда былой мощи.
На этом все. Следите за нами.
Действительно жалко Kodak.
Была очень классная компания, но как всегда бывает- есть взлёты падения.
И кажется Kodar слишком высоко взлетела, и очень долго падала.
Вот так. :/
жалко у пчелки