Двадцатый век, в котором произошло так много, что просто в голове не укладывается. Действительно, именно в этот период фотография приобрела столько всего нового, что наработок хватает, чтобы сказать наверняка: мы все еще находимся в продолжении и развитий идей ХХ века в большинстве своем. Поговорив о двух компаниях-гигантах фотопромышленных товаров, вспомнив тех, кто сделал для нас лучшие стекла, попытаюсь разбавить сухие факты и хронологию чем-то новым. И имя этому чему-то “пикториальность”.
Культурное и творческое движение, которое зародилось в ХІХ веке, смогло просуществовать недолго, всего до 1915 года примерно, но оставило на всем фотографическом искусстве настолько глубокий след и родило на свет столько приверженцев этого течения, что не вспомнить о нем было бы глупо. Итак, пикториальная фотография. В различных источниках звучит по разному: “пиктореализм”, “пикториализм”, но сути это не меняет (не обессудьте). Пикториальная фотография – это культурное течение, появившееся в XIX–XX веке (примерно 1985–1915 годы) и ставшее ответом на нападки ненавистников фотографии касательно ее чрезмерной реалистичности как искусства. Главной особенностью этого течения стало то, что ее приверженцы стремились к картинному фотографическому изображению, которое подражало живописи. В работах фотографов-пикториалистов очень заметны влияния живописи, в особенности символизма, прерафаэлизма, арт-деко. Но ярче всего в таких фотографиях заметен импрессионизм. Именно поэтому, слыша фразу “импрессионизм в фотографии”, можно смело предполагать, что речь идет не о чем другом, как о пикториализме.
Впервые термин “пикториальная фотография” ввел некий английский фотограф Генри Робинсон, опубликовавший в 1869 году книгу “Пикториальный эффект в фотографии”. В этой книге автор пытался изложить эстетические положения фотографии как инструмента художника, концепцию построения кадра. Робинсон считал, что человек, взявший в руки камеру, должен подчиняться тем же принципам, что и человек, взявший в руки кисть. Он был недалек от истины. Пикториализм как вид фотографического искусства оставил след не только в культурном плане, но и в техническом.
Для еще большего подражания и сходства с холстом были изобретены и опробованы многие техники печати. Именно так и появился бромойль (или бромомаслянный процесс), суть которого заключалась в дополнительной обработке позитивного изображения. При этой технике мастера сначала отбеливали, а затем дубили фотоматериал, нанося после на задубленные участки маслянную краску и получая иногда сюрреалистические цвета. Благодаря новому методу фотографы наконец смогли кистью наносить соли серебра именно туда, куда им было нужно, таким образом выборочно повышая или снижая светочувствительность материала по собственному желанию. Фотографии напоминали рисунки карандашом или красками. Вторым типом фотографического процесса стала пигментная печать, которая позволила приблизить снимок к гравюре. Следующим шагом в прогрессировании пикториального течения стало изобретение мягкорисующих объективов, так называемых моноклей. За счет самостоятельного удаления всех блоков линз, кроме единственного мениска, и того перевернутого, фотохудожники добивались понижения контраста, уменьшения резкости. Это позволяло получать фотографии мягкими без длительной и кропотливой постобработки, передавать туман, дымку. Романтизмом дышали почти все фотографии того периода. Романтизмом и одиночеством.
Нельзя не упомянуть, что в 90-х годах ХІХ века развитие фотографии как искусства пошло в двух направлениях. Первое направление – это бытовые снимки родственников, семьи и прочего вследствие вседоступности и относительной дешевизны фотоматериалов и фотооборудования. Второй же путь принадлежал профессиональной фотографии. Именно профессионалы-фотографы поняли, что документирование жизни с дотошной фиксацией всех подробностей не сможет сравниться с живописью, что нужно чем-то разбавить сухое выхвативание кадра из жизни. Как всегда, появление таких экспериментаторов привело к многочисленным поискам чего-то нового в фотолабораториях. Так и появилась пикториальная фотография. Представители этого направления искусства пропогандировали живописный подход к созданию светописного изображения.
Какая же особенность пикториальной фотографии в сравнении с обычной? Естественно, в пикториализме все посвящено художественной передаче сцены, снимаемого объекта, и лишь только потом выдвигаются требования к технике исполнения и качеству фото. Не важно, что фотограф будет использовать при этом, какие фокусы, уловки, трюки, обманы. Всё ради достижения цели. К тому же фотохудожники (именно тогда возникло это слово) никогда не пользовались сложными композиционными приемами, считая, что благодаря особой технике и мягкости изображения они смогут передать те чувства, которые нужно.
Европейские фотографы-пикториалисты стремились поднять светопись до уровня высокого искусства. Английский фотограф Александр Кейгли был одним из основателей и самым известным участником фотоклуба «Звено», открытого в Лондоне в 1892 году. Кейгли занимался фотографией на протяжении долгих лет и достиг значительных успехов в пикториализме. Излюбленные мотивы – романтические развалины, пейзажи сельской местности, поляны, пропитанные солнечным светом.
Великим мастером эпохи пикториального изображения был француз Робер Демаши, который был непревзойденным портретистом. Для создания своих работ Демаши применял особую технику ретуши: он выскабливал плотные тона прямо на негативе.
Нельзя также не вспомнить великого чешского фотохудожника Йозефа Судека. Излюбленный мотив его – косо падающий поток света в кадре. И, напоследок, несколько слов о Георгии Колосове – русском фотографе и фотохудожнике, который много лет снимает пикториальную фотографию на монокль, предпочитая религиозные мотивы.
Говорить о людях можно много, только вот тема сегодня другая.
Несмотря на столетнюю историю пикториализма и периоды спадов и восходов этого течения, отношение к нему остается очень неоднозначным. Кто-то считает это истинным, единственным и настоящим фотографическим искусством, кто-то считает глупой подделкой под живопись. Но в современном мире выхолощенных фотографий такой снимок никого не оставит равнодушным.
На этом все. Следите за нами.
Цікаво та пізнавально. Побільше б таких статей на вашому сайті. Цікаво було б створити окрему тему по стилях та їхній композиції в фотографії.
Хорошая статья. Прям не вспомнишь, когда в последний раз читал что-то подобное на просторах Интернета. Интересно и познавательно, правда примеров, как мне показалось, маловато.
Приму во внимание.спасибо.
Все же зря к фотографии приписывают импрессионизм как живопись — такие мазки кистью невозможно ничем передать, а это одно из главных, что этот стиль отличает от других.
Главное, что отличает этот стиль от других - это импрессия, чувственное восприятие происходящего. Поэтому импрессионизм в фотографии - это не нонсенс, а стиль передачи информации.