Помните эталон качества? Имя, которое говорит само за себя. Имя, продукцию фирмы, которая его носит, хотят все. Заоблачные цены, превосходное качество, дизайн, который заставляет одеть слюнявчик. Это все применимо к гигантам промышленных продуктов, которые достаточно много труда вкладывают в удобство, надежность и красоту своих товаров.
Только вот очень много споров возникает касательно того, оправданы ли все эти факторы. Действительно ли продукт стоит того? Честно – да. И сегодня хочу поговорить о том, что сделало мир профессиональной фотографии совсем другим. Встречайте нашего шведского гостя.
Hasselblad. Это название давным-давно стало обозначением качества, четкости изображения, надежности и удобства. Уже полтора века эта компания стоит у руля профессиональной серьезной фотографии и никак не уступает никому другому.
В 1841 году в портовом городке Готенбург семья Хасселблад основала первую торговую компанию. F.W.Hasselblad&Co, благодаря близости к Европейскому континенту и торговым связям с Британией, Голландией, Данией и Германией, стала одной из самых успешных торговых компаний, занимающихся импортом/экспортом. Некоторое время спустя предприятие становится одним из самых процветающих в Швеции.
Занимаясь большим количеством отправок и поставок, компания начинает заниматься ввозом всего необходимого для набирающей обороты фотографии. Арвид Виктор Хасселблад, сын основателя торговой компании, страстный любитель фотографии, открывает на территории предприятия фотоподразделение. При этом он сопровождает открытие словами: “Я не думаю, что мы заработаем на этом много денег, но хоть фотографировать мы станем бесплатно”. Но спустя время Виктор осознает, что перспективная отрасль может дать достаточно много дохода, фотография становится основной частью семейного бизнеса.
Во время медового месяца в Англии Виктор знакомится с Джорджем Истменом, в будущем основателем фирмы Kodak. Именно тогда они жмут друг другу руки, что, фактически, было их деловым соглашением. Сотрудничество продлилось 80 лет.
В 1888 году компания Hasselblad начинает импортировать продукцию Eastmen в качестве единоличного импортера и дистрибьютора в Швеции. Популярность фотографии, которая постоянно росла, привела к огромному спросу на оборудование. Именно этот спрос обеспечивала компания Истмена, сопровождаемая поддержкой Хасселблада. Но фотографическое подразделение торговой компании далеко не стояло на месте, а развивалось семимильными шагами. В 1908 году семья Хасселбладов даже вынуждена была основать отдельную фирму для работы с постоянно растущим бизнесом. Именно эта новая фирма, Fotografiska AB, переняла на себя обязанности эксклюзивного дистрибьютора Eastmen Kodak в Швеции. Две компании вместе создавали и развивали лаборатории и сети магазинов достаточно крупного масштаба. Вот еще один пример, что бизнес, основанный на дружбе и доверии, на самом деле, очень успешен.
Виктор Хасселблад, правнук основателя компании, родился в 1906 году. С детства он воспитывался как наследник семейного бизнеса. Но, имея большое количество родственников, Виктор рос застенчивым ребенком, который больше любил прогулки по лесу и наблюдения за птицами, нежели основы управления компанией. Став не по годам умным подростком, Виктор стал страстным фотолюбителем. Именно последний факт подталкивал его к тому, чтоб улучшить оборудование, представленное в то время на рынке. Вплоть до 18 лет он постоянно записывал свои находки, мысли и идеи в блокнот. И именно тогда, в 18, отец забирает Виктора из школы и отправляет в Дрезден, чтобы там сын получил знания в оптике и камеростроении.
Проводя свою молодость в качестве ученика, Виктор посещает Германию, Францию и США, работая на заводах по производству камер, пленок, бумаг, фотолабораториях, магазинах камер, оптических мастерских. Все свободное от работы время юноша снимал.
Естественно, пользуясь славой и положением своей фамилии, Виктор получает доступ к высшим обществам. Именно тут парень и знакомится с деловым партнером семьи, Джорджем Истменом. Основатель Kodak сразу же делает парня своим протеже и берет его к себе на работу в главный офис. Благодаря этому Виктор имеет уникальный шанс познакомится с известными фотографами, техническими специалистами.
Вернувшись в Европу, Виктор продолжает свои путешествия: отправляется сначала в Голландию, потом во Францию и Марокко. Везде им движет поиск и съемка редких птиц. Большинство фотографий было потом использовано при публикации книги “Перемещения перелетных птиц” 1935 года. Многие фотографии запечатлевали полет птиц, что в те времена было редкостью.
Вернувшись домой, Виктор начал работу в фирме семьи, но не сделал там больших успехов. После разногласий и ссор с отцом он уходит, чтобы основать собственную компанию.
В 1937 году Виктор Хассельблад открывает свой собственный фотомагазин, который называет скромно: “Victor Foto”. Магазин располагается в центре Готенбурга. В магазине имелась фотолаборатория.
В 1939 году разразилась война, последовали вторжения немецких войск в Данию и Норвегию. К началу 1940-х годов Европа была полностью охвачена Второй Мировой войной. Завоевание Германией окружающих скандинавских стран привело к общей мобилизации неподготовленной шведской армии. Нация, всегда отличавшаяся своим нейтралитетом, спешила экипироваться и подготовить себя к войне. Самолеты немецкой разведки вторгались в воздушное пространство Швеции, и некоторые из них падали на территории Швеции. Большинство из этих самолетов и их оснащение были разрушены. Но, похоже, в одном из них уцелела часть бортового оборудования – полностью функционирующая немецкая камера воздушной разведки. Где и как именно шведская армия получила эту камеру, истории не известно, но понятно одно: это был прибор, который шведские Вооруженные Силы получили в свое распоряжение.
Однако, одно дело – заполучить немецкую камеру, и совсем другое – знать, как изготовлять подобные камеры. Это шведы поняли очень скоро. К этому времени Виктору Хасселбладу было немного за тридцать, и он успел заработать репутацию знатока камер. Он опубликовал несколько статей по фотографии и связанным с ней техническим вопросам, и, конечно, его фамилия ассоциировалась с самым успешным каналом поставок фотооборудования в стране. Это было абсолютно естественно и логично, что шведская армия обратилась к Виктору за помощью.
Весной 1940 года правительство обратилось к Хасселбладу с просьбой изготовить камеру, идентичную найденной. Легенда гласит, что Виктор ответил: “Такую нет, но смогу лучше”. В апреле того же года Виктором основан цех по производству камер в простой автомастерской. Недалеко как раз кстати располагалась свалка механического мусора, которая иногда служила достаточно неплохой сырьевой базой. С помощью очень талантливого механика из автомастерской и его брата Хасселблад начал разбирать немецкую камеру и проектировать то, что впоследствии станет первой камерой Hasselblad – HK 7. Через несколько месяцев у компании появился надлежащий завод с двадцатью рабочими, а позже, в 1941, – небольшое предприятие, изначально названное Ross Incorporated, переехавшее в более подходящее помещение и начавшее серийное производство портативных HK 7. Формат этой камеры был 7×9см, она работала с 80мм пленкой и имела два сменных объектива: один – Zeiss Biotessar, а другой – Meyer Tele-Megor или Schneider Tele-Xenar.
В конце 1941 года Виктор получает новый заказ, на этот раз от ВВС. Камера должна иметь фиксированное крепление к самолету и более крупный формат негатива. Вооруженные Силы были довольны как камерой HK 7, так и моделью, вышедшей после нее – SKa4, которая обладала рядом уникальных характеристик, оказавшихся важными для послевоенного производства Hasselblad, включая сменные кассеты с пленкой.
В 1942 году умирает отец Виктора и Хасселблад-младций выкупает большую долю семейного бизнеса. Производство камер для Шведских Вооруженных Сил продолжалось, в период с 1941 по 1945 поставки Hasselblad в общей сложности насчитывали 342 камер. И все это время Хасселблад рассматривал производство военных камер как первый шаг к разработке камер для гражданской отрасли применения. Он делился своими планами со своими сотрудниками, говоря, что не намеревается изготовлять камеры для использования только в военных целях. Виктор объяснял, что имеет собственное видение потребительского рынка, и что у него уже есть задумки по новому типу камеры. Высококачественной, портативной камеры, которая помещалась бы в его руке.
Была создана новая компания для воплощения в жизнь основной цели: разработки и модернизации опытных образцов камер параллельно с выпуском военных камер. Однако война заканчивается до того, как Виктор может применить свои исследования и разработки. В это время владелец занимает рабочих изготовлением точных часов и часовых механизмов. Спросите, для чего? Свыше 95000 часов были просто превосходной тренировкой перед точной механической работой, которая требовалась для создания будущих камер для потребительского рынка.
6 октября 1948 Виктор Хасселблад представил миру первую бытовую камеру — Hasselblad 1600F. Однообъективная зеркальная камера с форматом кадра 6х6, со сменным объективом от Kodak, пленочными сменными кассетами и видоискателями была представлена в Нью-Йорке, получила признание и стала революцией в фотомире. Но, естественно, не обошлось и без промахов.
Первые камеры от Hasselblad имели очень уязвимые внутренние компоненты. Создатели часов просто были не готовы создать такой уровень механики, который противостоял бы агрессивным условиям использования внутри портативной камеры. Одни улучшения сменялись другими, пока 1600F не была полностью переосознана, переделана и не стала камерой 1000F. Новинка была во многом обновлена и улучшена, а также комплектовалась новым объективом, конструкция которого подразумевала 6 линз.
А затем, в 1952 году, камера получила настоящее признание. Американский журнал «Modern Photography» протестировал новую камеру Hasselblad 1000F и опубликовал впечатляющие результаты. Испытатели журнала отсняли 500 рулонов пленки на этой камере – и даже нарочно уронили ее, дважды. Камера Hasselblad так и не сломалась, и даже не сбились ее механические настройки. Сказать, что все вопросы с долговечностью использования были решены, – значило бы ничего не сказать. Была рождена легенда.
Успех разработок и камер фирмы Виктора приносил немалые деньги. Деньги расширяли компанию, вкладывались в разработки и камеры.
В 1957 году Хасселблад повторил успех своих первых камер, выпустив новый революционный продукт, Hasselblad 500C. Эта сенсационная камера была оснащена объективом с центральным лепестковым затвором и возможностью синхронизации вспышки на всех значениях светосилы. Затем в 1954 году вышла Hasselblad SWA, а вслед за ней – широкоугольная Hasselblad SWC и моторизированная Hasselblad 500 EL. Эти камеры стали основой системы Hasselblad на долгие годы. Базовая философия – модульность, универсальность и надежность – была направляющим аспектом для ассортимента продукции Hasselblad в течение более пятидесяти лет. Подход Hasselblad пытались копировать и перенимать многие, но никому не удалось достичь такого уровня. Название Hasselblad стало синонимом высшей степени надежности камер и качества изображения.
Молодой астронавт NASA взял первую камеру Hasselblad в космос в 1962 году. Это путешествие стало началом длительного и взаимно выгодного сотрудничества с самой крупной в мире космической организацией. Hasselblad в космосе. В 1969 году космическая сага Hasselblad продолжилась с Apollo 11, и первые фотографии человека на луне и Земли с луны, снятые Нилом Армстронгом и Эдвином Алдрином младшим, были сделаны на камеру Hasselblad 500EL/70. Пожалуй, в истории фотографии нет более знаменитых и более значимых снимков, чем эти, сделанные камерой Hasselblad в космосе. Следует отметить, что Виктор и его инженеры использовали передовые технологии и разработки продуктов, задействованные в космических камерах в дополнение к революционным характеристикам и функциям для камер, которые они продавали на земле.
В 1966 году Виктор Хасселблад продал дистрибьюторскую компанию и розничную сеть “Hasselblad Fotografiska AB” компании Kodak, завершив их долгосрочное партнерство, но не дружбу, на которой оно было основано. В 1976 г. Виктор был готов передать управление своей компанией и выбрал шведскую инвестиционную компанию, Säfveån AB, которая купила Victor Hasselblad AB.
В 1978г. в возрасте 72 лет Виктор Хасселблад умер.
В своем завещании он оставил основную часть своего крупного состояния Фонду Виктора Хасселблада. Целью этого фонда было поставлено продвижение исследований и академического преподавания в области естественных наук и фотографии. Ежегодный приз в области фотографии, Международная Награда Фонда Хасселблада в Области Фотографии – это самая престижная фото-награда в мире и достойная память о Викторе в мире фотографии. За всю историю своего существования компания Hasselblad тщательно выбирала своих поставщиков и партнеров для сотрудничества, формируя долгосрочные отношения с такими знаменитыми компаниями как Kodak и Zeiss.
В 1998г. результат одного такого сотрудничества позволил Hasselblad, вместе с Fuji Photo Film, еще раз совершить революционный прорыв, представив новую камеру Hasselblad XPan. Эта уникальная система была разработана и изготовлена компанией Hasselblad в тесном сотрудничестве с Fuji. XPan использует стандартную 35 мм пленку для производства среднеформатных панорамных снимков на одном рулоне пленки. Эта камера является плодом долгих исследований и развития совместного проекта, связанного с 35 мм аналоговыми камерами двойного формата для фотографов-профессионалов и продвинутых любителей. Эта концепция камеры Hasselblad стала новым измерением в мире 35 мм пленки и идеальным дополнением к уже и так широкой системе камер Hasselblad.
В 2002 г. вышла еще одна революционная камера. На этот раз – среднеформатная камера 6×4.5, объединившая в себе новейшие технологические разработки, включая автофокусировку и самый современный тип управления через электронную матрицу. Она была разработана на базе цифровых технологий и сразу обрела успех. Несколько месяцев спустя группа компаний Shriro – давний дистрибьютор Hasselblad на территории Азиатского побережья Тихого океана – приобрела основную часть акций Victor Hasselblad AB. Также произошли изменения в общем производстве, когда был построен новый завод в Готенбурге, в связи с необходимостью освободить расширившееся здание Hasselblad, которое было родным домом для камер почти со дня основания. Наряду с новым заводом и новой технологически передовой камерой, компания Hasselblad сделала еще один важный шаг вперед, когда группа компаний Shriro приобрела Imacon, датского производителя цифровых задников и сканеров. Затем эти две компании слились в одно гармоничное предприятие, уделяющее внимание в основном цифровым разработкам, чтобы удовлетворять растущий спрос профессиональных фотографов.
Такова история фотоаппарата, созданием которого на протяжении практически всей его истории руководил один человек. Основатель.
Hasselblad до сих пор считается одним из самых прекрасных профессиональных инструментов для создания фото. И вы знаете, этот фотоаппарат стоит того, чтобы так именоваться.
На этом все. Следите за нами.
а за статью спасибо, надо просвещаться
а еще говорят "без разницы на что снимаешь" главное кто снимает
ага, поэтому я еще ни в одной руке проф. фотографа не видел бюджетные зеркалки или полумыльницы, даже когда снимают для себя
"Прецизионных и точных" - это одно и тоже.
Да, спасибо. Поправим.