Япония. Страна восходящего солнца. Дальний восток, который всегда старался быть первым во всем. Который на уровне с Германией пытался конкурировать практически во всем и при этом достаточно успешно. Какие машины считаются лучшими? Правильно, немецкие и японские. Какие камеры? Правильно, немецкие и японские. Какая оптика? Правильно, немецкая и японская.
Во многих случаях японские компании были первопроходцами, улучшая уже готовые модели. В них добавлялось столько новизны, что получался совершенно новый продукт на рынке. К сожалению, не все компании сумели победить кризис и трудности и неспешно скатились в пучину рутины или небытия. К одной из таких компаний как раз и пойдет речь сегодня. Начав совершенно с нефотографического занятия, фирма успела за свою историю взлететь, но потом также стремительно упасть, не забыв по пути вписать золотыми буквами свое имя в историю фотографии. Встречайте: Pentax.
Восходящее солнце по-японски звучит как Asahi. Именно это слово было положено в основу предшественницы Pentax, компании Asahi Optical Joint Stock Co. В 1919 году штат небольшого предприятия насчитывал всего пару человек, а основным занятием их была полировка стекол для очков. Все дело в том, что после изготовления линз с диоптрийной поправкой стекло нужно отполировать для устранения мелких, практически невидимых царапин и дефектов. Практически во всех мастерских для этого используют шерстяную ткань, но компания решила подойти к этому немного по другому. В качестве полировочных материалов стали использовать асфальтовую смолу, которая применяется при полировке сложных оптических приборов. Через десяток лет компания Asahi Optical Joint Stock Co. стала одной из лучших на рынке по производству стекол для очков. Естественно, такие успехи не смогли остаться незамеченными, и в 1933 году одна из компаний-гигантов предлагает фирме начать выпуск объективов для форматных камер Parlet. Предложение сделал не кто иной, как Konica. Лидер фотостроения выпускал эти камеры с 1920 года, но применял для комплектации импортные объективы. Это не могло не сказываться на цене. Использование собственного производства позволяло снизить цену на продукт, что делало его популярным на местном потребительском рынке.
Через год после предложения Asahi Optics построили завод на окраине Токио и начали выпуск объективов для лидеров рынка, Konica и Chiyoda Optical. В 1936 последняя представляет свой ответ двуглазому Rolleiflex – Minolta Flex. На камере уже стоит оптика, маркированная Asahi Optical.
Пришла Вторая мировая война, и это не смогло не отразиться на компании, производящей высококлассную оптику. К 1940 году завод продолжал работать, только собирали там уже не объективы, а оптические прицелы для винтовок. Именно в том же году, в 1940, компанию возглавляет молодой и амбициозный 27-летний фотолюбитель Сабуро Мацумото, который даже в условиях жесткого госзаказа мечтает заниматься исключительно фототехникой. К сожалению, случилось это совсем не скоро.
После капитуляции Японии в 1945 году завод лежал в руинах, у компании были большие долги перед поставщиками и подрядчиками, а получить деньги у военных за выполненные заказы было невозможно. В 1946 году Мацумото смог восстановить часть производства, собрать бывших сотрудников и получить заказ от военных оккупационных войск на производство линз для биноклей. Благодаря этому заказу стало широко известно о начале работы оптического предприятия где-то в Токио, и в компанию начали поступать разнообразные заказы. До 1954 года Asahi работала исключительно как подрядчик, но потом Мацумото принял решение о переходе на собственное производство. В 1955 году в Японии был бум на производство фототехники. Множество фирм таких как Canon, Minolta, Nikon, Mamiya, Olympus не просто начали выпускать свою продукцию, но и выходить на международный рынок. В то время модели вышеупомянутых производителей были лишь переделанными немецкими дальномерными камерами. Лидер Asahi понимал, что для успешного входа на рынок нужно представить не просто фотоаппарат, а принципиально новый продукт. Проанализировав структуру рынка, выбор был сделан в пользу зеркальных 35мм фотокамер.
На то время все выпускавшиеся зеркальные камеры имели один существенный недостаток: зеркало, которое формировало изображение в видоискателе, было перевернутым слева направо. Ко всему прочему это изображение еще и надолго исчезало после нажатия на спуск затвора. И от выдержки это не зависело. Мацумото поставил перед своими рабочими задачу: создать 35мм зеркалку, которая по размерам своим была бы близка к дальномерным камерам Leica и при этом имела как можно меньше недостатков. Через семь месяцев прототип такой камеры был готов. Аппарат был достаточно компактным, имел металлический корпус, фирменный объектив Asahi 50\3.5 в оправе из латуни, отрабатывал выдержки от 1\20 до 1\500 и издавал при спуске затвора характерный «клац».
К новинке отнеслись достаточно прохладно. Продавцы полагали, что намного проще и спокойнее работать с проверенным продуктом, нежели рисковать и пытаться продавать новинку. Но настоящие гики из компании K. Hattori & Co. Ltd. (ныне – Seiko Epson) сразу же начали продвигать камеру через свои магазины, всячески ее хваля. В 1952 году первая коммерческая партия фотоаппаратов под названием Asahiflex I поступает в продажу и входит в историю как первая японская 35мм зеркальная камера.
К сожалению, не все сразу пошло как по маслу. Первая модель камеры не была идеальной, и в процессе повседневного использования проявила все свои недостатки. Это и затвор, вибрирующий при спуске, и зеркало, которое могло выбить камеру из рук фотографа, ели он за нее недостаточно крепко ухватился. К тому же, при подъеме зеркала пропадало изображение в видоискателе. Да и изображение все равно оставалось перевернутым слева направо. Очень многие говорили, что в зеркалках этого избежать невозможно. Но Мацумото решил искать выход.
Результатом творческих поисков инженеров компании стала камера, выпущенная через два года. Asahiflex II обладала очень мягким спуском и моментальным поднятием зеркала. Впервые зеркальная камера была способна составить конкуренцию дальномерным решениям. Популярность нового сегмента при отсутствии конкурентов на рынке позволило камере завоевать бешеную популярность.
В 1960 году Asahi Optical получила награду за свою разработку механизма быстрого возврата зеркала. Именно это открытие и подтолкнуло всех производителей к разработке зеркальных фотоаппаратов.
Пентапризма. Решение, которое кажется нам сегодня настолько простым. Пятигранная зеркальная конструкция могла переворачивать изображение, превращая его в «правильное». Абсолютно привычное нам решение вызвало огромный восторг в фотосообществе на фотовыставке в 1956 году. Все были заинтересованы в скорейшем выходе новинки на рынок. Пентапризмы на то время уже широко применялись в военной промышлености при создании перископов. Именно богатый опыт создания военной оптики и натолкнул главу компании на применение такой же схемы в камерах.
Но полировка пентапризм в те годы осуществлялась только вручную, что сразу же возносило цену на невиданные высоты. Военная промышленность с такими расходами смириться могла. Рядовой покупатель – вряд ли. Можно было купить французские шлифовальные станки. Но парадокс заключался в том, что стоимость новинки превышала стоимость самой компании в несколько раз. Мацумото долго сомневался и решился на покупку. Автоматизация производства позволила компании значительно ускорить производство, при этом предлагая камеру потребителю по очень хорошей цене. В то время камеры Asahi стали самыми совершенными.
В 1957 году камера получает новое название – Asahi Pentax – в котором стали отображаться ее конструктивные преимущества, а именно – наличие пентапризмы и наработки предыдущих Asahiflex. А вскоре название и вовсе сократилось до PENTAprism flex. Pentax.
Следующим достаточно серьезным годом стал для компании 1957-й. Японцы представили свою новую камеру Pentax K2, в которой впервые применили байонет типа К. До этого компания использовала стандартные резьбовые крепления. Новый же байонет позволил фотографу быстрее снимать объективы и ставить другую оптику. Почему шаг важный? Резкая смена крепления могла просто отпугнуть пользователей марки – владельцев старой резьбовой техники. Но Pentax решил сделать ход конем – в том же году было представлено еще две камеры серии К, а в качестве сопутствующей оптики – 27 объективов-фиксов и 4 зума. Новая система была радостно принята в фотографическом мире, а байонет дожил до сегодняшних дней.
В 1971 году компания Pentax стала одной из первых наносить на линзы своих объективов многослойное просветляющее покрытие. После войны применялось повсеместно обычное просветление, которое было пленкой толщиной 0,00010 мм и наносилось напылением в вакууме. Пленка почти не отражает свет, который на нее попадает и практически полностью пропускает его через свою поверхность, делая стекло еще более светосильным. Однослойное просветление позволило снизить коэффициент отражения с 4-7% у обычных стекол до 1.5-2%. Технология же, предложенная Pentax, представляла собой до 7 нанесений просветляющих слоев и уменьшала отражение коэффициент до 0.2-0.5%. К тому же объективы с многослойным просветлением стали более контрастны и устойчивы к контровому свету.
Фирменное покрытие Pentax было запатентовано под названием Super Multi Coatinng, а аббревиатура SMC до сих пор ставится на все объективы компании.
Легендой из всего многообразия выпущенных моделей стала одна, К1000, выпущенная в 1976 году. Это была полностью металлическая механическая модель со шторным затвором, который умел отрабатывать выдержки от 1 до 1\1000 сек. Электроэнергия не требовалась для работы камеры, для работы экспонометра использовалась батарейка-таблетка. Как показала практика, камера вела себя превосходно в температурных промежутках от +40 до -50 градусов по Цельсию. Именно это свойство полюбилось фотографам-экстремалам. Модель выпускалась более 20 лет в Японии. Потом – на заводе в Китае. За время выпуска было продано более 2.5 млн камер.
В 1979 году компания первой и единственной из великолепной японской пятерки (Canon, Nikon, Konica, Pentax, Olympus) обзаводится средним форматом. Его представителем стал Pentax 6×7.
В 1981 компания представила Pentax ME-F. Это была первая автофокусная зеркальная камера в мире. Привод автофокуса находился в объективе, там же находились и батарейки. Из-за этого камера выглядела достаточно страшно. В 1987 году появляется усовершенствованный байонет К-af, который позволяет разместить мотор внутри камеры и исправляет ситуацию с внешним видом. Первенцем компании с таким байонетом стала камера Pentax SFX, которая еще и стала первой в мире зеркальной камерой со встроенной вспышкой.
В 1991 году компания выпускает профессиональную зеркальную камеру Z1, которая завоевывает титул Japan Camera ’92. Эта модель становится последней в профессиональной линейке зеркальных камер. У Pentax просто не хватает ресурсов для соревнований с мастодонтами рынка – Canon и Nikon.
Но утверждение верно только для сегмента 35мм камер. В 1997 в свет выходит продолжение среднеформатного продукта 6х7, Pentax 645n – первая в мире автофокусная среднеформатная камера, которая оставляла конкурентов далеко позади в вопросах компактности и мобильности. Модификация этого фотоаппарата, Pentax 645nII до сих пор остается выбором профессионалов номер один среди среднего формата на пленке и выпускается небольшими партиями.
Первые шаги на цифровом поприще компания предприняла еще в 1987 году, когда представила прототип своей компактной цифровой камеры Nexa. Эта модель была оснащена 3х зумом, а экспонометр был встроен в ПЗС-матрицу.
Но первая серийная цифровая камера от производителя увидела свет только через восемь лет. Ей стала модель Pentax EI-C90. Камера имела две вращающиеся относительно друг друга секции, 2.8\50 объектив и CCD-матрицу с разрешением 768х560 пикселей при чувствительности 200 ISO. Стоимость составляла 980$.
В 2000 году на выставке Photokina Pentax представила прототип своей первой зеркалки, которая получила код MR52. Это была профессиональная модель в крепком корпусе, внутри которого располагалась полноразмерная матрица с разрешением в 6МП. Производил ее Philips. Но камере не довелось пойти в серийное производство. Кстати, компания до сих пор не имеет полноразмерных матриц в своих камерах.
Непонятно, почему вместо MR52 японцы выпускают 2МП зеркалку с несменным 3х зумом, совместную разработку с НР. Модель оказалась провальной, и через два года ее сняли с производства. Как по мне, не совсем удачная замена.
Первой массовой зеркальной камерой от компании стал *istD, представленный в 2003 году. Камера оснащалась 6МП матрицей и на момент выхода стала полноценной и недорогой зеркалкой. Именно с ее появлением Pentax стал завоевывать, пускай и ненадолго, любительский сегмент зеркальных камер. С повышением продаж компания приободрилась. Царил до того позитивный настрой, что Pentax даже объявляет о подготовке к выпуску 18МП среднеформатной камеры 645D. Ее ждал многие профессионалы. В 2007 пообещали выпустить ее же, но сразу с 31МП датчиком. Все ободрились еще больше.
В 2006 году компания Pentax заручается поддержкой южнокорейского гиганта Samsung, который выступил с дебютом – зеркальной камерой GX-1S. Это была немного видоизмененная *IstDS2. С тех пор вышло несколько пар зеркальных камер от обоих производителей. Причем выходили они практически в одно и то же время и были, по сути, одной камерой с разными названиями. Последней такой парой-тандемом стали фотоаппараты Pentax К20D и Samsung GX-20. Обе камеры оснащались матрицами в 14МП и располагались в сегменте полу-про.
На этом выдающиеся успехи компании как-то пошли на спад. В 2009 году Pentax выпускает на рынок модель К-7, свою первую зеркальную камеру, которая умеет снимать видео. Но выпуск проходит тихо и без шума. Но в 2010 рынок профессиональных среднеформатных решений просто взрывается – один из лидеров пленочного среднего формата наконец-то выпускает обещанную 645D. Камера впечатляет: пылевлагозащищенный корпус, 40МП разрешения и, в довершение, полная совместимость со всем парком оптики от пленочной 645. Профессионалы были счастливы, и камера быстро отбирает часть нишевого рынка себе.
Продолжают выпускаться и зеркальные модели для класса полу-про. Такие модели как К-5 II, К-30, К-5 IIs продолжают традиции компании и предлагают хорошее качество в защищенном корпусе. Но всего этого мало для того, чтобы подвинуть легенд рынка цифровых камер.
В 2011 году компания выпускает на рынок камеру серии Q – самую маленькую беззеркальную камеру со сменными объективами. А впоследствии выходят модели К-01, Q10, а также новое видение компании – камеры Ricoh, в которых применена схема не сменных объективов и одной тушки, а одного блока с хватом и экраном и сменными сенсорно-объективными блоками. Впрочем, ни одно решение, кроме среднеформатного, популярности не завоевало.
Сейчас компания занимается производством еще многих продуктов помимо камер: это и бинокли, и компактные камеры, и медицинское оборудование. Но, к сожалению, компания-первооткрыватель не смогла сохранить себя так, как, к примеру, Fujifilm. И совершенно зря. Ведь оптика у них превосходная. Да и средний формат дает фору всем.
А на этом все. Следите за нами.
Забыли упомянуть легендарную серию Limited объективов, которые по оптическому рисунку сравнивают с оптикой Leica. Многие только по этой причине выбирают систему Pentax
Заповеди настоящего пентаксиста
Limited - наше все.
Звезды тоже наше все, но Limited круче.
Нет плохой пентаксовской оптики, есть оптика для творческих людей.
Размытие пентаксовских объективов вызывает восторг у всех творческих людей.
Если вам не нравится размытие пентаксовских объективов, то вы не творческий человек.
Пентакс не мылит, он мягко рисует.
Забыл. Извините)
Зробіть будь ласка наступний випуск про фырму Minolta.
П.С. Дуже цікаво читати ваші статті теми RetroSearch. Надіюсь, що скоро дійде до того, що будете робити обзори конкретних плівочних фотоапаратів)
Попробуем