Изучая историю фотографии и отдельных компаний в частности, можно сделать вывод, что богатая и долгая история совсем не есть гарант того, что производство выживет в условиях сильной конкуренции современного мира. Скорее, технологические прорывы и правильный вектор развития предопределяют успех корпорации, завоевание рынка и популярности у пользователя. А правильно заключенные контракты и вовсе могут вывести компанию на новый уровень и позволить принять участие в соревнованиях за лидерство, вызывая флуктуации в уже сформированном равновесии. Таким примером может служить компания, которая начала свой творческий и технический путь лишь в середине ХХ столетия, но при этом достигла весьма приличных успехов. Я говорю о бренде, который практически во всех сферах ассоциируется с достаточно высоким ценником и качественными товарами. It is Sony. Make believe.
Компания не переживала Вторую мировую войну. Скорее, наоборот.
В 1946 году в Токио, который на то время был разбомблен американскими войсками, встретились два бывших работника ведомственного предприятия Министерства Обороны Японии. Поняв, что на государственных должностях им ничего особо не светит в поствоенное время, они решают открыть собственное предприятие. Звали друзей Акио Морита и Масару Ибука.
Первоначальный капитал составлял совсем немного, около 400$ по курсу тех времен. Но этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы 7 мая 1946 года заработала «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял всего 20 человек.
Название основатели выбрали достаточно громкое, чего не скажешь об их первых продуктах. Tokyo Tsushin Kogyo производили жаровни для риса, вольтметры, электрогрелки, которыми торговали вразнос. Первое время компания практически не приносила доход – на всю выручку Морита и Ибука скупали американскую технику, которая после проигрыша в войне потоком начала поступать в Японию. Примерно в то время двум инженерам попал в руки магнитофон на магнитной металлической ленте, на который можно было записывать радиопрограммы. Будучи под впечатлением, друзья быстро поняли, что металлическая пластина – не самый дешевый и удобный материал в качестве носителя, поэтому решили создать что-то более совершенное. Решение пришло неожиданно и было максимально простым: ватман резался на узкие длинные полоски, поверх наносилась магнитная краска тонким слоем. Эта технология была сразу же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпускает свой первый магнитофон – G-Type.
Магнитофоны получились очень громоздкими, весом почти в 50 кг, и шансов на завоевание рынка у такого аппарата было достаточно мало. Помимо габаритов магнитофоны были достаточно дорогой вещью и позволить их себе могли немногие. Но счастливый случай помог: судебная система Японии страдала от критической нехватки стенографисток и сделала заказ на 24 магнитофона G-Type. Эта сделка приносит друзьям около 1 млн иен и убеждает в правильности выбранного направления.
В следующем году компания выпускает более современную модель магнитофона весом около 13 кг. Понимая, что без рекламы долго прожить нельзя, Морита отправляет ведущего инженера и разработчика магнитофона в турне по стране с целью прочтения лекций о популяризации звукозаписывающих технологий в учебных заведениях. Не выдержав напора, власти делают заказ на новую партию магнитофонов для школ и ВУЗов.
В марте 1952 года Масару Ибука отправляется в США. Его цель – изучение применения магнитофонов в повседневной жизни. Главным результатом этого путешествия стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти приборы, работающие на полупроводниках и применяющиеся для усиления тока и управления им, были разработаны еще до войны в Германии. Но инженеры слабо представляли, как их можно использовать.
Ибука конструирует на основе полупроводников обычный радиоприемник. Основными его преимуществами стали небольшие размеры (как средней величины книга) и возможность работы как от сети, так и от батареек. Новый радиоприемник TR-2 стал первым в мире по-настоящему переносным и портативным устройством такого класса. И совсем неудивительно, что он завоевал бешеную популярность.
Понимая преимущества техники на транзисторах, Ибука решает провести эксперимент и расширить сферу применения полупроводников.
В 1958 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» решает поменять название. Акио Морита, который в то время отошел от инженерного дела и стал отвечать за маркетинг компании, принял решение. Чтобы укрепится на мировом рынке, необходимо простое, короткое название, которое будет легко запоминаться. Естественно, вместо иероглифов было принято решение применять латиницу. Totsuko, не говоря уже о полном названии компании, было достаточно сложным для произношения. Сокращение до ТТК было не совсем приемлемым из-за ТКК – железнодорожной компании, которая уже достаточно долгое время действовала на территории США. Подумав, что основным направлением является производство магнитофонов, было решено использовать слово sonus – «звук». Немного модернизации, и на свет рождается компания Sony.
Логотип тоже появился не сразу. Первоначальный вариант был слишком динамичным и наносился на все приемники начиная с 1955 года. После этого шрифт заменили, периодически меняя лишь толщину шрифта. Современный же логотип был утвержден в 1973 году и с тех пор не менялся.
Но получилось немного не так, как думали основатели. В 1960 году инженеры конструируют маленький переносной телевизор с диагональю экрана в 8 дюймов, а спустя пять лет появляется и первый видеомагнитофон, который способен записывать телепередачи на магнитную ленту. Оба устройства выходят под маркой Sony.
В 1968 году Sony открывает свою первую дочернюю компанию в Великобритании. Она получает название Sony UK Ltd. Уже в 1971 году корпорация выпускает первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972 получает свою первую музыкальную премию Emmy. Японская компания становится повсеместно популярной, о ней начинают говорить все, маркетологи начинают изучать причины ее успеха.
Сами же основатели видят в причинах столь громкого успеха постоянное стермление к лучшему и желание решать как можно более сложные инженерные задачи. Акио Морита даже выпускает книгу «Made in Japan», где говорится: «Сцена 1. На рынке отсутствует знакомый всем сейчас продукт. Сцена 2. Специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем делать маленький телевизор для больших квартир? Зачем делать видеомагнитофон при обилии телевизионных передач? Сцена 3. Объяснение: транзисторный приемник всюду последует за своим владельцем. Карманный аудиоплеер (читай, Walkman) заменит шум и грохот города. Видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний. Сцена 4. Sony берется за дело и решает сложную задачу, посредники обеспечивают превосходное качество, отдел сбыта – оглушительный рыночный успех».
Повсеместно применяя такую тактику, к 1975 году Sony становится крупнейшим в мире производителем самой разнообразной техники, нацеленной как на любителей, так и на профессионалов. Благодаря компании начали активно развиваться видеотехнологии, и понятие «видео с высоким разрешением» появилось не в последнюю очередь благодаря подаче японцев. Примерно тогда же появляется и первый Walkman.
Но компания не обращала свое внимание на еще один сегмент рынка – производство решений для фото. В 1981 году Sony совершает очередной прорыв на рынке, представляя цифровую камеру Mavica – Magnetic Video Camera. За регистрацию изображения отвечала CCD-матрица размером 10х12мм и разрешением 0.28Мп. Изображения сохранялись на перезаписываемом гибком магнитном диске в формате аналогового NTFS. На такой диск вмещалось около 50 фотографий, при этом оставалось место и для звуковых комментариев. Фактически, Mavica стала следующим этапом развития цифровых видеокамер с CCD-сенсорами, но она формировала не видеопоток, а статичные картинки. Во всех остальных отношениях камера имела корпус привычной зеркалки с видоискателем и сменными объективами. Был представлен и уникальный «соневский» байонет. Выбор объективов на старте продаж был небольшим: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16–65 мм f/1.4. Совсем неплохо для начала. Камера поставлялась вместе со специальным дисководом и делалась только на заказ.
Получив оглушительный успех и вписав свое имя в ряд основоположников цифровой фотографии, корпорация успокоилась и забросила дальнейшие разработки. В 1986 году Sony, правда, представила цифровую фотокамеру ProMavica MVC-2000. Модель оснащалась 0.38Мп 4сенсором с диагональю 2\3 дюйма и несменным зумом в 48-288мм с постоянной светосилой F\1.4. Модель избавилась от пентапризмы, зеркала, стала конструктивно напоминать видеокамеру, но при этом была фотоаппаратом, который отрабатывал выдержки от 1\15 до 1\1000с. К камере прилагался портативный дисковод, который считывал информацию с диска и облегчал просмотр фотографий. Стоимость была высокой – 3395$, но модель и не поступала в свободную продажу, выпускаясь под заказ в качестве пробы пера.
Не в последнюю очередь благодаря цене спрос был невелик. Sony предположила, что время цифровых фотокамер еще не пришло и сконцентрировались на выпуске более простых и дешевых решений, рассчитанных на широкий круг потребителей. Таким образом в 1988 году на рынке появляются сразу две модели – Mavica MVC-C1 Personal Camera и Mavica MVC-A10 Sound с ценником не больше 350$. Обе модели комплектовались матрицей в 2\3 дюйма и объективами с фокусным расстоянием 15мм. Разрешение составляло 0.28Мп. Снимать можно было только на светочувствительности 80. Диапазон выдержек – 1\60-1\500. На магнитный диск вмещалось около 30 фотографий, а вторая модель позволяла писать еще и звуковые комментарии к каждому. Но камеры получились посредственными, особенно если вспомнить, что still-camera не выпускали только ленивые.
В 1996 году японцы представляют достаточно необычное устройство – модуль со встроенной вспышкой и 35мм объективом умел поворачиваться на 180* относительно своего корпуса. Это был фотоаппарат нового поколения – Sony CyberShot F1. Снимки разрешением в 640х480 записывались не на магнитный диск, а на карту памяти. Кстати, свои шедевры можно было сразу просмотреть на небольшом дисплее размером в 1.8 дюйма. Благодаря этой модели компания оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники. Кстати, уже на то время компания Sony подписала договор с Carl Zeiss и модель вышла с оптикой, носящей имя легенды.
В 1999 году появилась достаточно серьезная модель CyberShot F505. Довольно внушительный зум-объектив получил способность двигаться вниз\вверх относительно корпуса. Именно эта модель стала родоначальником эволюционной ветки всех псевдозеркальных камер вплоть до R1. Компания сконцентрировала все свои силы на выпуске фототехники для любителей, но все ждали от нее следующего шага – выпуска техники профессионального уровня. И тут стоит оговориться.
Жили были компания Konica и компания Minolta. Как мы все помним, кризис с нарушением патентов и достаточно большими штрафами заставил компании задуматься о слиянии. Полноценное объединение двух гигантов происходит в 2003 году, 7 января.
Компания сразу же начинает заниматься достаточно большим спектром продуктов. Фотокопиры, факсы, принтеры, медицинское фотооборудование – далеко не полный перечень выпускаемых компанией товаров. Не забыла Konica Minolta и о выпуске фотоаппаратов. Притом сразу нацелившись на профессионалов.
В феврале 2004 года миру представлена новая зеркальная однообъективная камера Konica Minolta Dynax 7D. Новинка основана на корпусе достаточно популярной в свое время Dynax 7. Не обошлось и без серьезных нововведений – в 7D присутствовала система стабилизации, основанная на сдвиге матрицы. Помимо этого камера обладала APS-C CCD-матрицей в 6.1Мп. Следом компания производит на рынок камеру 5D – аппарат начального уровня, сохранивший матрицу и систему стабилизации от профессионального решения.
Но к этому времени полки магазинов заполонили Canon и Nikon со своими уникальными байонетами. Многие фотографы уже успели приобрести не только сами камеры, но и небольшой парк оптики к ним, поэтому передела сфер влияния не произошло. Особенно учитывая высокую стоимость обеих камер по сравнению с конкурентами.
19 января 2006 года компания Konica Minolta объявляет о продаже фотоподразделения корпорации Sony в связи с огромными убытками. С этого момента компания намерена сконцентрировать свои усилия на производстве продуктов для бизнес-сферы: дисплеев, оптических устройств в медицине.
Возвращаемся к Sony. Известие о продаже Konica Minoltа повергло в шок приверженцев системы. Это косвенно означало, что поддержка прекратится, а оптику нужно будет покупать с нуля. Как добавку к новым тушкам. Но компания прекрасно понимала, что выпустив на свет абсолютно новый продукт, она столкнется с еще более жестокой конкуренцией.
В июне 2006 года на свет рождается новая зеркальная камера, носящая гордое имя Sony. Предназначенная для новичков, А100 унаследовала систему стабилизации и автофокус от Konica Minolta 5D, получила 10Мп сенсор и, что намного важнее, полную совместимость с минолтовским байонетом. Который стал носить название «байонет А». Рынок был в восторге. Спустя полтора года на свет рождается и зеркальная камера полупрофессионального класса А700. Дальше по нарастающей. Зеркальные камеры комплектовались лучшими наработками Sony, а партнерство с Carl Zeiss обеспечило широкий выбор первоклассной оптики.
Камеры начинают получать все большее признание и любовь потребителей. Но компания и не собирается останавливаться на достигнутом. В 2010 году выходит новая линейка камер NEX – системных беззеркальных камер, которые лишены зеркала, пентапризмы, выдоискателя, но комплектуются все теми же APS-C матрицами. Сочетая в себе превосходное качество изображения и малые размеры, камеры начинают гордое шествие по миру, задавая новое направление в мире фотографии.
А в 2010 году компания полностью переосмысливает понятие «однообъективная зеркальная камера». Притом настолько переосмысливает, что журнал «Time» называет такой шаг одним из величайших технических изобретений 2010 года. Вы догадываетесь, о чем речь? Sony представляет камеры с неподвижным полупрозрачным зеркалом. Первыми камерами линейки становятся A33 и А55. Благодаря такому шагу камеры среднего класса получают возможность делать снимки со скоростью 10к\с с постоянным автофокусом. Также фотоаппараты получают быстрый фазовый автофокус при съемке видео. При этом на рынок все еще продолжают поступать камеры с прыгающим зеркалом, но спустя пару лет их производство сводится на нет.
Сейчас в приоритете корпорации выпуск зеркальных камер с полупрозрачным зеркалом, беззеркалок и компактов. Но все они отличаются крайней надежностью, качеством, дизайном и, как правило, высокой ценой.
Конечно, я не утверждаю, что Sony – это только фототехника. Компания производит все: видеокамеры, мобильные телефоны, игровые приставки, ноутбуки, телевизоры, планшеты и еще много чего. К примеру, в 1983 году совместно с компанией Philips японцы задают новое направление звукозаписи, выпуская на рынок первые компакт-диски. В 1994 году на свет рождается первое поколение игровых приставок PlayStation. В 1996 году начинают производиться десктопы под маркой VAIO, а впоследствии – ноутбуки, которые охватывают все прослойки и нужды потребителя. Но у нас все-таки фотосообщество. Так что на этом все.
Следите за нами.
Очень интересно, спасибо!
Спасибо за материал!
Отлично! Спасибо за информацию! Ждем продолжения! Кстати, судя по слухам, Sony в следующем году откажется и от полупрозрачного зеркала, сохранив при этом байонет А.
Посмотрим, что будет. Но, судя по успехам беззеркальных камер этой компании такой шаг никак не скажется на качестве и функциональности!
На фотографии с подписью "Sony F505" изображен F717
спасибо.поправим.