У нас на тесте побывала камера Olympus OM-D E-M10, которую производитель позиционирует как упрощенную версию своего первого флагмана системы микро 4/3 с профессиональными функциями, – Olympus OM-D E-M5. На данный момент розничная цена на эти камеры практически одинакова. Это связано с тем, что E-M5 снимается с производства, и уже в феврале следующего года ожидается анонс ее полноценного наследника. Детальный обзор Olympus OM-D E-M5 есть на нашем сайте, так что давайте посмотрим, чем же новинка отличается от этой камеры и что в ней действительно урезано, а что наоборот – пришито:)

Встречаем по одежке

По первым впечатлениям – черный металлический корпус камеры приятно холодит руки, красивые прочные колесики плавно крутятся, а вот кнопочки пластиковые и достаточно небольшого размера, щелкают как-то неуверенно. В противовес им, экран четко и звонко отодвигается на обе из предусмотренных разработчиками позиции – для съемки над головой и с нижнего ракурса. Расположение всех элементов управления точь-в-точь повторяет таковое у E-M5. На верхней плоскости камеры справа – два колесика, функции которых зависят от установленного режима съемки, на одном из них – кнопка спуска затвора. Чуть правее – функциональная клавиша Fn2 и кнопка видео. Немного ниже – клавиши Fn1 и просмотра полученных файлов. На верхней панели слева – диск выбора режимов, среди которых новый лишь один, и он отвечает за склейку нескольких картинок в одну непосредственно в камере. Ниже рядом находится кнопка, поднимающая встроенную вспышку (да-да, теперь она есть)! Соответственно отпала необходимость и в специальном олимпусовском порте синхронизации. Рядом с большим видоискателем – еще одна кнопка, справа, и колесико наведения резкости. На тыльной поверхности девайса помимо сенсорного экранчика в 1037000 пикселей справа располагается “джойстик”, над ним – кнопки “Menu” и “Info”, а под ним – кнопочка удаления и рычажок включения камеры. На боковой грани за заглушкой скрыты порты USB и HDMI. Физически новинка чуть легче своей предшественницы – 396г против 422г у E-M5, такое похудание не пришло само – корпус лишился защиты от попадания влаги и пыли, присущей камерам профессионального уровня. Размеры, по сути, остались прежними – 119 х 82 х 46мм против 122 х 89 х 43мм, разве что новая камера меньше по высоте на 7мм.

Что внутри?

Сердце аппарата – процессор TruePic VII в противовес ТruePic VI у Е-М5. Матрица такая же, 16МП размером 17,3 на 13 мм с установленным АА-фильтром – во всем семействе микро 4/3 его нет лишь в фотофлагмане Olympus OM-D E-M1. Новый процессор позволяет камере весьма шустро отвечать на все пользовательские прихоти, а вот про матрицу сказать особо нечего. Сенсоры одного поколения практически ничем не отличаются между собой, да и от предыдущего поколения различий в качестве картинки минимум. Так что разрешающая способность и шумы – на уровне E-M5, смотрите подробнее в нашем обзоре. Традиционно уже есть возможность полностью управлять камерой с телефона или планшета через Wi-Fi-соединение. Основной козырь Olympus на фоторынке – матричная стабилизация, она по-прежнему хорошо работает, несмотря на то, что лишилась дополнительных степеней свободы. При наличии определенной сноровки и навыка можно компенсировать до 3-4 стопов при съемке с рук. Что непонятно – отсутствие электронного затвора, все-таки бесшумная съемка полезна в стрит-фотографии, на концертах классической музыки или в музеях, например. Интерфейс не интуитивен, новичкам придется проштудировать руководство пользователя, прежде чем уверенно управлять аппаратом. Но при этом в камеру напичкано просто огромное количество всяческих опций с возможностью тонкой настройки, в меню они даже разбиты по цветам и буквам алфавита:) Предусмотрено множество арт-фильтров и несколько режимов для тех, кто предпочитает снимать сразу в JPEG с минимальной постобработкой. Что приглянулось мне, так это возможность после установки одной галочки в настройках вызывать панель управления внешними вспышками по одному нажатию клавиши в любой момент. Невероятно удобно! Учитывая наличие встроенной вспышки, которая в беспроводном режиме выступает командной, имея еще одну, две, три TTL-вспышки… Вы поняли, да? Можно установить их на стойки и оставить в забытии до окончания сессии, все поправки экспозиции, равно как и мощность, можно задавать в этом всплывающем меню. Без нужды залазить вглубь настроек каждый раз.

Эргономика

Пожалуй, подробнее всего я поговорю об эргономике камеры – субъективная, но очень важная вещь, так как от того, насколько удобно и комфортно держать камеру в руках, насколько удачно расположены клавиши и переключатели, которые для вас нужнее всего, – от всего этого зависит, как часто вы будете пользоваться фотоаппаратом, да и радость от использования любимой камерой сделает снимки только лучше. Все-таки речь идет о любительском сегменте, где в первую очередь имеет значение получение удовольствия от процесса фотографирования. Конечно, со временем можно привыкнуть ко всему – пальцы сами будут находить труднодоступные кнопки, а рука автоматически скрючится под хват камеры, учитывая память об энном количестве зарплат, потраченных на покупку. Но зачем такие жертвы? К чему это я? Нет, E-M10 нельзя назвать неудобной – но своими наблюдениями насчет вероятных неудобств все же поделюсь. Вполне возможно, для кого-то определенные моменты могут оказаться критичными. Первое, что вызывает недоумение, – расположение рычажка включения камеры. Он находится практически в самом низу правого угла корпуса, и чтобы включить аппарат, придется взять камеру обеими руками и слегка наклонить вниз – тогда большой палец правой руки сможет дотянуться до переключателя. Учитывая, что для беззеркалок актуально постоянное включение/выключение ради экономии заряда батареи, это как-то странно. Благо, многие беззеркалки, как и Е-М10, включаются за доли секунды, и лишь китовый самовыдвигающийся объектив чуть замедляет этот процесс. Поэтому при виде интересного объекта, пока вы поднесете камеру к лицу, она успеет включиться, и кадр не будет упущен. Здесь же придется держать аппарат в спящем режиме, разве что он висит у вас на бедре на плечевом ремне – лишь в этом случае рычажок включения доступен. При нашейном же ношении включение еще более неудобно, чем если камера находится в руке. И раз уж мы заговорили об использовании нашейных ремней, которые я лично не люблю (даже четырехсотграммовая крохотка, героиня этого обзора, способна создавать дискомфорт в районе шейных позвонков за полдня ношения), то отмечу, что крепления, расположенные сверху боковых граней корпуса, мешают держать камеру в руках даже без такого ремешка. Они буквально расположены в самом неподходящем, как по мне, месте. Что касается грипа – то к нему можно привыкнуть, он хорошо продуман, и ключевой момент – наличие глубокого упора под большой палец правой руки. Именно он позволяет комфортно обращаться с девайсом в моменты, когда нет необходимости делать снимок. А снимать все-таки лучше двумя руками, и вот это последнее, что огорчает. Как вы, наверное, обратили внимание, диск переключения режимов расположен в левой части камеры. Это связано с желанием компании Olympus продолжить традиции семейства своих пленочных аппаратов в цифровом поколении. Это дело вкуса, но часто удобно, когда левая рука свободна – в момент спуска затвора в ней может быть внешняя вспышка, отражатель (в зависимости от предмета съемки), и иногда это очень упрощает жизнь.

Понравилось:

  • металлический корпус и технологичный дизайн;
  • эффективная 3х-осевая матричная стабилизация;
  • поворотный дисплей и качественный большой вьюфайндер;
  • поддержка Wi-Fi;
  • множество индивидуально настраиваемых параметров;
  • наличие встроенной вспышки;
  • удобнейшее беспроводное управление внешними вспышками с камеры.

Не понравилось:

  • отсутствие электронного затвора;
  • крайне бедные возможности видеосъемки;
  • неинтуитивный пользовательский интерфейс;
  • невозможность полностью управлять камерой одной рукой;
  • спорные моменты в эргономике.

Галерея

Ниже приведены тестовые фото с использованием  камеры Olympus OM-D E-M10 и комплектного объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 14-42mm f3.5-5.6 EZ. Снимки производились с рук, на стандартных настройках в формате JPEG максимального качества. 

Альтернативные варианты

Говоря о конкурентах внутри системы, стоит упомянуть двух главных соперниц героини обзора, обе – камеры Panasonic с практически одинаковыми ценниками, вышедшие еще в прошлом году и в основном совпадающие с E-M10 по базовым характеристикам. Различие – в форм-факторе.

Panasonic GX7

Изначально флагман премиальной линейки камер компании спустя год с момента выхода потерял где-то треть в розничной стоимости и сравнялся по цене с E-M5. Схожий хват и размеры, тоже металлический корпус, тоже (впервые у Panasonic) присутствует матричная стабилизация. Из преимуществ – поворотный вьюфайндер и расширенные возможности записи видео. Недостатки – стабилизация работает далеко не так хорошо, как у Olympus, а при видеосъемке и вовсе отключается автоматически.

Panasonic G6

Универсальная фото/видеокамера, по своим возможностям мало чем уступающая старшим камерам линейки – Panasonic GH3 и Panasonic GH4, правда, 4K, конечно же, не снимает, да и максимальный битрейт – 28 Мб/с. Вдобавок имеет устаревшую матрицу предыдущего поколения. Несмотря на все эти недочеты, как ни странно, с момента выхода почти не потеряла в цене. В сравнении с E-M10 камера выглядит гигантом и приветом из мира зеркалок, на деле же – всего на 5-10 мм толще и имеет достаточно глубокий грип, более привычный “зеркальщикам”. Никакой встроенной системы стабилизации не имеет, качество картинки – схожее разве что на высоких ISO и при плохом освещении – хуже. Зато есть порт для микрофона и экран, поворотный по всем осям.

Резюме

В сухом остатке получаем качественную современную камеру, заточенную под фотосъемку. Имеется полный набор функций, необходимых продвинутому фотографу, и даже немного больше. Металлический корпус, новый китовый зум в форм-факторе блинчика, эффективная 3х-осевая матричная стабилизация, наличие встроенного модуля Wi-Fi и тач-скрина да еще и богатый парк качественной родной оптики – все это не может не радовать. Есть недочеты в плане интерфейса и эргономики, но если чисто внешне фотоаппарат запал вам в душу, они нивелируются в дальнейшем. Что по-прежнему сильно огорчает, так это отсутствие режима видеозаписи 24 кадров в секунду и хороших алгоритмов обработки видеоданных с сенсора. Но если кинопространства вас совсем не манят в отличие от мира качественной фотографии, при этом амбиций печатать свои работы в высоту двухэтажного дома также нет – присмотритесь. Возможно, Olympus OM-D E-M10 станет вашим верным другом и помощником!