Сегодня знакомимся с произведениями Томаса Руффа – немецкого фотографа 1958 года рождения, одного из самых ярких представителей Дюссельдорфской фотографической школы, который на данный момент живет и работает в Нью-Йорке.
В детстве Томас проявлял способности к математике и химии, увлекался астрономией, и разглядывал звезды в небольшой телескоп. Фотоаппарат впервые попал в руки Томаса, когда ему было уже 16 лет, и с тех пор он начал экспериментировать, снимая различные бытовые сюжеты и пытаясь повторить снимки из местных фотожурналов. Лишь с поступлением в 1977 году в Дюссельдорфскую академию художеств Руфф начал вырабатывать собственный подход к фотографии. При этом большое влияние на него оказали фотографы Бернд и Хилла Бехер, которые, по сути, были его учителями, а также искусствовед Бенджамин Бухло.
В первых сериях Руффа явно проявляются намеренные отрешенность и безучастность по отношению к предметам съемки, идеи, присущие супругам Бехерам. Так, в 1979 году Томас начал делать снимки внутри квартир и домов своих знакомых, казалось бы, ничем не примечательные интерьеры, фотографируя просто “как есть” в то же время он все-таки вносил некоторые изменения в расстановку предметов и выбирал нейтральные ракурсы.
В следующей серии, состоящей из портретов людей, которых Руфф усаживал перед однотонным фоном и просил сделать безэмоциональное лицо, фотограф старался высказать свою мысль о том, что камера сама по себе способна запечатлевать лишь внешность человека, и не более того. В итоге получились изображения практически “как на паспорт”, но при этом с присутствием чего-то едва уловимого в каждом из них.
С появлением цифровой фотографии Руфф практически перестал брать в руки камеру, вместо этого он работает с заимствованными изображениями: иллюстрациями из японских комиксов манга, какими-то картинками, просто взятыми из сети, или полученными спутниками НАСА, к примеру. Эти фото Томас тщательно и целенаправленно обрабатывает на компьютере, после чего они выставляются в галереях в большом размере, как правило это полотна высотой в несколько метров. При таком подходе визуально получается достаточно много абстракции, и без объяснения, каким образом была создана та или иная картинка, бывает трудно оценить результат.
Так, например, ряд картин получен визуализацией математических объектов и программированием соответствующих алгоритмов. А в одной из недавних серий “JPEGs” Руфф добавил картинкам пикселизации, характерной для файлов с высокой степенью сжатия при использовании данного формата. В этой серии сцены взрывов и военных действий идут вперемешку с пастельными пейзажами – намек на порой беспорядочную подачу информации современными медиа.
Среди наград, которых был удостоен Руфф, наивысшей является “Infinity Award for Art”, присужденная ему в 2006 году Международным Центром Фотографии в Нью-Йорке.
Половина портретов — не Томас Руфф, а его подражатели, в частности, Анета Гжешиковска (Aneta Grzeszykowska).
Н-да, работы данного мастера, прямо скажем, не вдохновляют :-/
ИМХО, немцы вообще скучноваты))) Визуально не вдохновляют, конечно, а вот идейно — вполне возможно, что кого-то и вдохновят. Раз Томаса признают и уважают, так почему бы и нам не дерзать:)
Серию "Портреты" я бы назвал серией "Фото на документы" :)
Да, можно и так, благо, задумка автора в том же духе:) Но в реальности выставочного пространства - это фотографии высотой в несколько метров, то есть аж никак не 3 на 4, и эффект соответствующий.