Сегодня знакомимся с произведениями Томаса Руффа – немецкого фотографа 1958 года рождения, одного из самых ярких представителей Дюссельдорфской фотографической школы, который на данный момент живет и работает в Нью-Йорке.

В детстве Томас проявлял способности к математике и химии, увлекался астрономией, и разглядывал звезды в небольшой телескоп. Фотоаппарат впервые попал в руки Томаса, когда ему было уже 16 лет, и с тех пор он начал экспериментировать, снимая различные бытовые сюжеты и пытаясь повторить снимки из местных фотожурналов. Лишь с поступлением в 1977 году в Дюссельдорфскую академию художеств Руфф начал вырабатывать собственный подход к фотографии. При этом большое влияние на него оказали фотографы Бернд и Хилла Бехер, которые, по сути, были его учителями, а также искусствовед Бенджамин Бухло.

В первых сериях Руффа явно проявляются намеренные отрешенность и безучастность по отношению к предметам съемки, идеи, присущие супругам Бехерам. Так, в 1979 году Томас начал делать снимки внутри квартир и домов своих знакомых, казалось бы, ничем не примечательные интерьеры, фотографируя просто “как есть” в то же время он все-таки вносил некоторые изменения в расстановку предметов и выбирал нейтральные ракурсы.

В следующей серии, состоящей из портретов людей, которых Руфф усаживал перед однотонным фоном и просил сделать безэмоциональное лицо, фотограф старался высказать свою мысль о том, что камера сама по себе способна запечатлевать лишь внешность человека, и не более того. В итоге получились изображения практически “как на паспорт”, но при этом с присутствием чего-то едва уловимого в каждом из них.

С появлением цифровой фотографии Руфф практически перестал брать в руки камеру, вместо этого он работает с заимствованными изображениями: иллюстрациями из японских комиксов  манга, какими-то картинками, просто взятыми из сети, или полученными спутниками НАСА, к примеру. Эти фото Томас тщательно и целенаправленно обрабатывает на компьютере, после чего они выставляются в галереях в большом размере, как правило это полотна высотой в несколько метров. При таком подходе визуально получается достаточно много абстракции, и без объяснения, каким образом была создана та или иная картинка, бывает трудно оценить результат.

Так, например, ряд картин получен визуализацией математических объектов и программированием соответствующих алгоритмов. А в одной из недавних серий “JPEGs” Руфф добавил картинкам пикселизации, характерной для файлов с высокой степенью сжатия при использовании данного формата. В этой серии сцены взрывов и военных действий идут вперемешку с пастельными пейзажами – намек на порой беспорядочную подачу информации современными медиа.

Среди наград, которых был удостоен Руфф, наивысшей является “Infinity Award for Art”, присужденная ему в 2006 году Международным Центром Фотографии в Нью-Йорке.

Из серии “Интерьеры” (1979-1983)

Из серии “JPEGs” (2009)

Из серий “Ночь” (1992-1996) и “Негативы” (2014)

Из серии “Портреты” (1981-1985)