Продолжаем знакомиться с представителями Дюссельдорфской фотографической школы, учениками Бернда и Хиллы Бехер. На этот раз речь пойдет об Андреасе Гурски, одном из самых высокооплачиваемых фотографов современности, а до недавнего времени – и обладателе найбольшей суммы за проданное фото.
Сразу скажу – Андреас берет масштабом, чаще всего изображая картины с громадным количеством людей просто микроскопических размеров, лиц которых и не видно, зато заметны их действия. При этом изображения всегда очень четкие и резкие, каждая деталь на полотне различима, а размеры самих фотографий в выставочном пространстве, как правило, не меньше, чем 2 на 4 метра. По этой причине насладиться всеми нюансами работ Гурски в электронном виде попросту невозможно – масштаб не тот. Да, можно открыть несколько фотографий в большом размере и рассматривать их с увеличением, но впечатления от просмотра тех же работ в галерее, когда они прямо нависают над тобой и при этом правильно подсвечены для достижения необходимого контраста – совсем другие.
Немного о биографии Гурски. Родился он в Лейпциге, в 1955 году, в семье успешного профессионального фотографа. Таким образом, уже в юношестве Андреас был технически подкован, а после двухлетнего обучения в фотошколе Фолькванг в Эссене чувствовал себя настолько уверенно в фоторемесле, что просто зарабатывать деньги, снимая на заказ, ему, по-видимому, было скучно. И Андреас решил продолжить образование в Дюссельдорфской академии художеств, где и попал под влияние Бехеров. Вместе с тем обстоятельством, что позже Гурски очень много путешествовал по всему миру, это и привело к абсолютному преобладанию в его творчестве того жанра, который мы видим сейчас.
Художественный прием, который немало использовался и ранее, связанный с изображением чего-либо в больших масштабах, у Гурски отработан и доведен до предела. Еще в 1980-х годах Андреас стал использовать для экспозиции своих изображений печать на листах бумаги самого большого размера, какого только позволяла техника того времени. А затем начал склеивать несколько таких листов вместе. Уже в начале 1990-х годов, продолжая снимать на пленочные камеры больших форматов (с размером кадра 9 на 12 см и более), Гурски успешно использует цифровую обработку изображений. Он совмещает несколько снимков ради увеличения качества картинки (например, убирая ненужные блики), или увеличивая таким образом количество людей и других объектов в кадре. А иногда – и расширяя изображаемое пространство, запечатленное камерой, потому что порой даже при съемке с вертолета масштабы картины могут не удовлетворять автора.
Все же отдельная тема – как Гурски удалось стать настолько уважаемым и покупаемым художником (а именно так его по праву и называют). Андреас и по сей день живет со своей семьей в Дюссельдорфе, а его работы успешно продаются и выставляются по всему миру. И такие музеи, как Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Тейт Модерн в Лондоне, Центр Помпиду в Париже и другие приобретают полотна Гурски в свои международные коллекции. Самые известные частные приобретения – во первых, установившая рекорд в 2011 году по стоимости фотография “Рейн II” (первая картинка в ряду ниже), новый владелец которой пожелал остаться анонимным, заплатив при этом 4,4 млн долларов. Во-вторых – “99 центов”, купленная Виктором Пинчуком в 2007 году за 3,3 млн долларов. В чем же секрет такой популярности, ведь есть множество других достойных мастеров? Приходите посмотреть и поизучать работы Гурски в галереи, чтобы иметь возможность самому ответить на этот вопрос…
Остается добавить, что в Киеве работы Гурски нередко можно увидеть в PinchukArtCentre, в Москву они также время от времени приезжают.
Все подобные работы я думаю строятся на восприятии конечного результата, то есть они снимаются на крупноформатную камеру на слайд или пленку с последующей печатью на огромном формате. Кроме того влияет очень помещение и свет на восприятие этих работ. Посмотрите на картины великих мастеров Возрождения в интернете в виде превью и в музее поймете разницу сразу. Так же и здесь.
Говорю так потому-что несколько дней назад был в Pinchukartйentre и своими глазами увидел эту разницу.
Насчет того, что хорошее фото должно говорить само за себя, то я сам считаю так же! Но в реальности все иначе, на самом деле очень часто хороший арт-объект (например, фото) не работает без дополнительного текста или правильной подачи.
И говоря именно про фотографию, контраст, резкость, цвета, все это влияет на восприятие, которое в большей мере еще связано с настроением, психологическим состоянием. А с нынешними технологиями к тому же — на разных экранах картинка получается разная, с печатью то же:)
Не нравится
Всё не нравится? Бывает) Но в таком формате фото действительно не смотрятся...
Ну вот конкретно эти фото совсем не нравятся, разве что фото с арабами привлекает взгляд. Почему так, сложно сказать... но мне кажется дело в том, что фотографии не воспринимаются как особенные (в которые вложили долю таланта и умения) — они все весьма обычные, как будто снятые обычным челвоеком на обычный телефон.
Вашу мысль про масштаб я понял, но опять таки, на мой взгляд хорошее фото привлечет внимание даже если оно будет размером с небольшую превьюшку, если этого не происходит - значит где-то кто-то налажал.
Хм, спасибо, это очень интересно! Я старался подобрать фотографии в большом размере и правильно их пошарпить, может, и не удалось:( Вот одно фото в 28Мп, знаменитые «99 центов». Здесь видно, что телефоном такое не снимешь? http://www.thebroad.org/sites/default/files/featured/Gursky_99_(600_res).jpg
Так лучше. Может имеет смысл добавить в статью ссылки на большие фотографии.
Хотя даже в этом файле нету 28 мегапикселей — на 100% кропе сплошное мыло. Резкая фотография на 30% — считайте сами.
Смысл есть, но есть такая штука как авторские права))) Да файл 7000 на 4141 пиксель! «Мыло» может быть оттого, что это скан пленки, и притом неизвестно кем и как сделанный, в данном случае))) Тут уж я бессилен:( Если остается интерес к тому, почему эти работы ценятся — приходите смотреть их в галерею, в Киеве сейчас парочка фото выставлена...