Выпущенный в начале 2012 года объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f1.8 стал одним из маячков, свидетельствующих о том, что компания переходит на профессиональный уровень. Ведь в то время среди пользователей системы микро 4/3 были почти исключительно фотографы-любители и начинающие. С тех пор расстановка сил заметно изменилась, и далеко не один профессионал поменял свою тяжелую и громоздкую зеркалку на компактную камеру от Panasonic или Olympus с несколькими необходимыми ему объективами.
Забегая наперед, скажу, что герой нашего обзора – стекло высочайшего качества, соответствующего уровню премиальных фиксов для других систем. Более того, в каких-то моментах он позволяет добиться картинки, близкой к снимкам с полнокадровых камер. И за прошедшие с момента выхода годы этот объектив приобрел массу почитателей и получил заслуженную славу.
Корпус объектива металлический, он производит впечатление надежно сделанной вещи. При этом, что немаловажно, приятный на ощупь. В продаже доступны как серебристый, так и черный варианты внешнего оформления объектива. Из важных деталей на корпусе – лишь маркировка и широкое ребристое кольцо фокусировки. Из второстепенных – красивое декоративное колечко рядом с местом для крепления бленды.
Размеры Olympus 75mm f/1.8 составляют 6.40 на 6.91 см, весит он при этом целых 305 грамм. Показатели не очень типичные для данной системы, так как ей свойственна миниатюризация и облегчение носимого фотографом веса. Но, по факту, внутреннее наполнение объектива стоит небольших потерь в мобильности. Диаметр для фильтра стандартный, 58 мм, так что с этим проблем возникнуть не должно.
Вместе с объективом за 700$ вы получаете лишь переднюю и заднюю крышки. Ни бленда, ни чехол в комплект поставки не входят, и это странно для продукта такого ценового диапазона. Традиция класть в комплект бленду у компании Olympus появилась лишь в прошлом году вместе с выходом Olympus 25mm f/1.8, до этого они почему-то скупились на любого рода аксессуары, продавая их отдельно. Вот и к этому стеклу дополнительно предлагается приобрести прикручивающуюся прочную металлическую переднюю крышку. Обе отнюдь недешевые. При этом пластиковая комплектная крышка весьма хлипкая, ее нетрудно потерять. А без бленды вы будете ловить зайцев даже тогда, когда вам этого совсем не нужно.
Оптически объектив состоит из 10 элементов в 9 группах, из них 3 – с ультранизкой дисперсией, и 2 – со сверхвысоким разрешением. Передняя линза диаметром аж 50 мм и очень светлая, благодаря специальному покрытию при контровом свете не теряется контраст и детализация. Диафрагма 9-лепестковая, что не может не радовать. Минимальная дистанция фокусировки – 84 см, автофокус очень быстрый и бесшумный, при съемке видео не помешает. При этом ручная фокусировка, как и у большинства современных автофокусных объективов, выполнена по так называемой “проводной” технологии. И пользоваться ей при видеосъемке неудобно.
В процессе тестирования объектив отлично себя проявил. Дисторсии минимальны, на уровне 0,44%. При этом виньетирование слегка заметно лишь на открытой диафрагме, когда оно достигает значения порядка 1 ступеньки EV. При f/2.2 это уже примерно 0.4 EV, при f/2.8 – 0.2 EV, а далее этот параметр уже пренебрежительно мал. Важно заметить, что камеры микро 4/3 автоматически исправляют виньетирование, а с другой стороны, при съемке портретов данный эффект весьма уместен.
Хроматические аберрации практически отсутствуют. Боке очень мягкое и приятное, причем как на переднем, так и на заднем плане. В этом можно убедиться, посмотрев тестовые снимки. Источники света вне зоны фокуса идеально круглой формы, благодаря 9-лепестковой диафрагмы, лишь по краям кадра они становятся более овальными. Различить лепестки диафрагмы становится возможным лишь при f/4.
Резкость объектива можно оценить по табличке ниже. Ее данные взяты с сайта photozone.de и переведены для лучшего восприятия в систему оценивания со шкалой от 1 до 100.
Olympus 75mm f/1.8 | F1.8 | F2.2 | F2.8 | F4 | F5.6 | F8 |
Центр | 98 | 100 | 97 | 95 | 88 | 83 |
Края | 93 | 93 | 91 | 90 | 87 | 80 |
Углы | 88 | 89 | 88 | 87 | 84 | 80 |
Как можно видеть, разрешение данного объектива просто феноменальное, начиная уже с открытой диафрагмы. А при диафрагме f/2.2 в центре кадра оно даже превосходит возможности матрицы камеры (для этого теста использовалась Panasonic Lumix GX1). Так что если вы хотите получить максимальную детализацию на своем фотоаппарате формата микро 4/3, то Olympus 75mm f/1.8 – ваш вариант. По тестам DxOMArk в этом плане среди всех объективов системы с ним может соревноваться лишь Leica DG Nocticron 42.5mm f/1.2.
Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что Olympus 75mm f/1.8 будет превосходным выбором при любом виде съемки, в которой эквивалентное фокусное расстояние 150мм вообще уместно. Это может быть и предметная съемка, и пейзажная, фотографирование спортивных событий или каких-то других мероприятий. Но, на мой взгляд, лучше всего данный объектив себя проявит при портретировании людей, как на улице, так и в студии.
И опыт портретной съемки на камеры формата микро 4/3 говорит о том, что для создания хедшотов наиболее всего подходит именно герой этого обзора. Других вариантов в системе пока что просто нет. При создания такого формата кадров на открытой диафрагме можно приблизиться к созданию эффекта, когда в резкости только только глаза и губы. Если же отойти от модели немного дальше, чтобы сделать плечевой или грудной портрет, ГРИП неумолимо увеличивается, и здесь уже, возможно, более светосильные линзы, хоть и с меньшим фокусным расстоянием, будут более полезны, если вам нужно ее, ГРИП, уменьшить. Речь идет о премиальных Leica DG Nocticron 42.5mm f/1.2 и Voigtlander Nokton 42.5mm f/0.95.
Галерея
Ниже приведены тестовые фото с использованием Olympus 75mm f/1.8 и камеры Panasonic G6, снимки производились на стандартных настройках в формате JPEG максимального качества. По информации EXIF можно оценить резкость на разных диафрагмах, хроматические аберрации, качество боке, картинку при контровом свете.
Немного подретушировав полученные кадры в Adobe Photoshop Lightroom, можно легко добиться следующих результатов:
Фотографии с различными значениями диафрагмы в большом размере:
Альтернативные варианты
Прямых аналогов по фокусному расстоянию и светосиле у героя обзора нет, поэтому рассмотрим доступные под микро 4/3 объективы с портретным фокусным расстоянием, которыми при желании можно заменить Olympus 75mm f/1.8.
Panasonic LUMIX G Leica DG Nocticron 42.5mm f/1.2 ASPH. Power O.I.S
Премиальный портретный объектив от Panasonic, созданный в сотрудничестве с легендарной компанией Leica. Продукт высочайшего качества во всех смыслах, но и цена соответствующая – почти $1500. По своим оптическим характеристикам ничем не уступает Olympus 75mm f/1.8, а в чем-то даже и превосходит. Максимальная диафрагма f/1.2, несмотря на меньшее, чем у Olympus эквивалентное фокусное расстояние (классическое портретное 85 мм), позволяет, когда это нужно, получить хорошее размытие заднего плана. Важной особенностью является наличие встроенной в оптику стабилизации изображения. Корпус металлический, с кольцом диафрагмы и переключателями автофокуса и стабилизации.
Olympus M. Zuiko Digital ED 45mm f/1.8
Пожалуй, самый популярный объектив системы микро 4/3. Это обусловлено ценой, качеством получаемого изображения, компактностью и востребованным фокусным расстоянием. При рыночной стоимости $250 выдает отличную картинку, к тому же невероятно маленький и легкий. Может рассматриваться как альтернатива Olympus 75mm f/1.8, если на последний жалко/нет средств.
Panasonic LUMIX G 42.5mm f/1.7 ASPH. Power O.I.S.
Недавно вышедший намного более доступный аналог Leica DG Nocticron 42.5mm f/1.2, а с другой стороны – конкурент Olympus 45mm f/1.8. Немного дороже последнего, при этом обладает схожими оптическими свойствами. Основные отличия – наличие встроенной стабилизации изображения и более качественный корпус. С героем обзора сопоставим так же, как и Olympus 45mm f/1.8.
Voigtlander Nokton 42.5mm f/0.95
Премиальный мануальный объектив, обладающий чрезвычайно высокой светосилой. Качественно собран и спроектирован, при этом его цена сравнима со стоимостью героя обзора. Если нет потребности в автофокусе, более подходящий вариант для портретов и не только.
Sigma 60mm f/2.8 DN
Портретный объектив от Sigma. Оптика хорошая, и корпус металлический, цена порядка $200. Недостаток – максимально открытая диафрагма при кропе 2 на портретном расстоянии до объекта съемки даёт достаточно большую ГРИП. Так что это стекло лучше всего подойдет для съемки в студии.
Понравилось:
- Превосходные оптические характеристики.
- Высочайшая резкость начиная с открытой диафрагмы.
- Фокусное расстояние и максимальная диафрагма идеально подходят для классических портретов.
- Металлический корпус, качество материалов и сборки — «Made in Japan».
- Быстрый и бесшумный автофокус.
Не понравилось:
- Дороговат.
- Размер и вес больше, чем у большинства фиксов системы.
- Отсутствие в комплекте бленды.
Резюме
Если вы используете камеру формата микро 4/3 и хотите снимать классические портреты (скажем, поясные, плечевые и хедшоты) с достаточно малой ГРИП, и получать при этом картинку, схожую с тем, что выдают полнокадровые фотоаппараты, то альтернатив у вас, к сожалению, нет. Придется приобрести Olympus 75mm f/1.8, так как в эквиваленте вы получите угол зрения, как у 150 мм объектива на полном кадре, и при этом ГРИП как при диафрагме f/3.6. Этого вполне достаточно, чтобы фотографировать людей, размывая при этом задний план так, чтобы ненужные детали не были видны.
В то же время Olympus 75mm f/1.8 – стекло высочайшего качества, это самый резкий объектив компании и один из двух самых резких в системе наряду с Leica DG Nocticron 42.5mm f/1.2. Остальные оптические характеристики также на высоте, и боке приятное. Несомненно, перед нами один из наиболее качественных объективов для микро 4/3. При этом его цена соответствует стоимости такого уровня стекол для других систем.
Для поклонников дваждыкропнутых беззеркалок немного занимательной математики;
для получения такого же ГРИП и общего количества света, которое упадет на матрицу нужно
на ФФ объектив 150/3.5
на кропе 1,5 100/2.3
раз на матрицу упадет одинаковое количество света то картинка по шумам будет тоже +/- одинаковая(на самом деле чем больше матрица, тем она больше выиграет). Вопрос о том в чем смысл дваждыкропнутых беззеркалок по цене сравнимой с кропнутыми зеркалками оставлю открытым.
ГРИП — да, становится эквивалентной. А светосила-то с чего падать будет? Первый раз о таком слышу.
Светосила падать не будет, она останется такой же как и есть, только на дваждыкропе пятнышко изображения будет 25 мм в диагонали, а на фф 50, соответсвенно общее сколичество света, которое упадет на матрицу будет одинаковым. При этом на фф придется поставить iso на два стопа выше (плотность этого пятнышка на кв. см. меньше). На практике же фф выигрывает гораздо больше двух стопов по по ISO потому что часть света теряется меж пикселями и т.д.
Это да, выигрываем на светосиле (в случае с оликом довольно-таки редко, надо сказать) проигрываем по шумам.
Но, возвращаясь к исходной теме, не всем нужны какие-то максимальные возможности. Многие снимают какую-нибудь повседневку и выкладывают её исключительно в бложик (а то и на вконтакт). Зачем таким людям какое-то богатство тоновых переходов, резкость, малая ГРИП, их всё равно ресайз сожрёт, да уровень фото не тот. А разница в весе ощутима.
Опять же, от противного: средний формат запросто переплюнет любой узкарь, однако же не так много людей готовы с ним связываться. Хотя их сравнение тоже наглядно: при уменьшении формата фотограф получает нормальный автофокус, снижение цены (от приличного в случае с плёнкой, до громаднейшего в случае с цифрой), увеличение светосилы на два стопа, огромное расширение доступных ISO (в случае с цифрой), капитальное уменьшение веса, доступные зумы и вообще больший парк оптики. А что в случае с беззеркалками кропнутыми? ну цена пониже, ну вес немножко спал.
Честно говоря, не знаю объектива 100/2.3 под кроп 1.5 такого уровня качества и цены. У каждого свои потребности, и у каждой камеры свой функционал. Вопрос - в чем смысл использовать технологию прошлого века, когда в цифровых камерах зеркало вообще ни к чему?
Смысл в том, что у отринувших устаревшие элементы камер до сих пор парк оптики ни в какое сравнение со старичками не идёт.
ЗЫ и да, тот же Кэнон 100/2 вполне себе может потягаться с Олимпусом. Особенно по цене.
100/2.3 под кроп тоже не знаю, просто такие цифры выдал пересчет, зато у любого зеракалочного производителя есть что-то типа 85/1.8 за $500 что как портетник тоже неплохо, ну и да 100/2 у кэнона. И это с учетом того что мы с кропа можем прыгнуть на фф при этом выиграем в детализации и грип, но угол уменьшится. А по поводу технологий тут опять же немного спорный вопрос; чтобы выдать те же мегапиксели разрешения на дваждыкропе, дваждыкропу нужно чтобы резкость на мм была вдвое выше. Ну и да, у зеркалок куча оптики уже есть, и иногда встречаются варианты профстекол конца 90х начала 2000х годов разработки которые за небольшие деньги дают отличное качество.
Под байонет микро 4/3 огромное число качественной оптики. Большое количество объективов, резких уже начиная с открытой диафрагмы, при этом весьма недорогих. Единственные ограничения - минимальная ГРИП и 16-20Мп сенсор. Зато куча инновационных нововведений. Так что каждому по потребностям:)
Огромное число там только с определённых ракурсов.
Например, хочу я ширик: самый дешёвый вариант — Olympus 9-18 за 700 баксов. Семьсот! столько же стоит Canon 17-40 L, про кропнутый 10-18 или беззеркальный 11-22 я уж молчу.
Или, например, захотелось мне портреты поснимать. Но, упс, у системы m4/3 всего два объектива светосильнее 1.7, то есть обыкновенный олимпусовский фикс имеет эквивалентную ГРИП как при 3.6. Нет, портреты, конечно снимать можно, но опять-таки с препятствиями. Ну или покупать за кучу денег 75 или 42.5, которые опять-таки не особо круты на фоне фуллфрейма.
Вот и выходит, что если смотреть с этой стороны, то у Олика вся оптика направлена на определённые жанры типа стрит-фото.
Много доступной и качественной мануальной оптики - есть недорогие широкоугольные объективы, и премиальные портретники со светосилой f/0.95. Плюс возможность установить любой объектив через переходник.
Кроп-фактор-то никуда не денется. Одеваем ширик, получаем стандартный. Одеваем сверхсветосильный, получаем умеренно светосильный, но здоровенный, дорогущий, без автофокуса и с неизвестно каким качеством.
Высокое качество Voigtlander известно во всем мире, их объективы резкие начиная с открытой диафрагмы. Аналогичные объективы на фулфрейм стоят в 2-3 раза дороже, и они тоже мануальные. Насчет широкого угла: 7.5мм - достаточно широко? http://www.bhphotovideo.com/c/buy/Mirrorless-Camera-Lenses/ci/17912/N/4196380428+4099560916+4099560891
Аналогичные объективы на фуллфрейме, это скорее всякие 85 1.8, 50 1.4. И они дешевле, легче и с автофокусом.
7.5 — это Вы про фишай от Самъянга? Я имел в виду нормальный ширик, и по нормальной цене.