«Казалось бы, что может быть проще, чем сделать красивый пейзажный снимок?» — скажет начинающий фотолюбитель. Пожалуй, это одно из наибольших заблуждений в мире фотографии. Некоторые профессионалы своего дела начинают планировать снимок чуть ли не за полгода до его реального фотографирования. Они кропотливо изучают местность, часами выискивают желанный ракурс, а некоторые, наиболее заядлые, и вовсе днями ждут совпадения различных факторов, таких как игра света, тучи нужной формы и типа, полная луна и т.п.
Не будем собирать воедино все возможные предложения по пейзажной фотосъемке — об этом можно написать не один том толстенных книг. Но 10 основных советов по съемке пейзажей всё же выделим.
1. Снимайте в «золотом часу»
«Золотой час» — это время суток плюс-минус полчаса от рассвета и плюс-минус полчаса от заката. Именно в это время можно использовать наиболее мягкий и тёплый свет с лёгкими тенями для получения снимков профессионального качества. В случае, если на переднем плане фотоснимка планируется показать водную гладь, предпочтительнее фотографировать на рассвете — именно в это время обычно наблюдается полный штиль и вода отражает от себя окружающую среду, как зеркало.
2. Используйте максимальную глубину резкости
В пейзажном фото важна резкость во всех частях снимка — от переднего плана до наиболее отдалённых объектов. Это достигается путём зажатия диафрагмы на высокие значения (например, f/16 и выше). Главное — запомнить, что чем меньше открыта диафрагма, тем резче получится снимок.
3. Используйте штатив
Важным атрибутом в арсенале пейзажного фотографа является штатив. Вспоминаем предыдущий пункт о глубине резкости — следует отметить, что чем больше зажата диафрагма, тем больше потребуется выдержка для съемки фото. Соответственно, с рук во многих случаях сделать качественный снимок не получится. Для стабилизации положения камеры штатив пригодится как нельзя более.
4. Выберите правильную точку съемки и ракурс
Выбор точки съемки — одна из наиболее важных составляющих успешного снимка. Присядьте на корточки, залезьте на ближайший бугорок — и окружающий пейзаж уже выглядит по-иному. Получив нужный ракурс, вспомните, что неплохо было бы сделать акцент на планах: переднем, среднем и дальнем. Фотография от этого только выиграет.
5. Используйте градиентные фильтры
В условиях недостаточной освещённости в рассветные и закатные часы матрица фотоаппарата зачастую не может передать весь динамический диапазон снимка. Могут возникнуть проблемы с пересветом как неба, так и других частей фотографии. Именно для этих целей и нужны градиентные фильтры, позволяющие сглаживать разницу в освещённости неба и земли.
6. Снимайте в RAW-формате
«Сырой» формат, в котором сохраняется вся информация, полученная с матрицы фотокамеры, позволит достичь наилучшего качества снимка и даст бескрайний простор для дальнейшей его обработки.
7. Снимайте широкоугольными объективами
С целью охватить как можно больше пространства, используйте объективы с фокусным расстоянием 35 мм и меньше. Конечно, можно получить искажение пропорций снимка, но это легко исправляется программно.
8. В пасмурную погоду исключите небо
Фото лесов и рек наиболее привлекательно выглядят в пасмурную погоду, когда нет резких теней. Небо в этом случае зачастую играет лишнюю роль, поскольку в большинстве случаев оказывается как минимум «выбитым». Обрезайте небо полностью или оставляйте лишь небольшой его кусочек.
9. Делайте акцент на переднем плане
Интересности на переднем плане сделают пейзаж особенным. Правильно подобранный объект на переднем плане снимка позволяет достичь большей глубины фотографии.
10. Постоянно ищите «изюминку»
Солнце вышло из-за тучи и осветило верхушку горы? Или наоборот, спряталось в тучи, вокруг которых возник прекрасный ореол? Или же появилось вдруг облако редкой формы? Не упустите свой шанс! Постоянно смотрите по сторонам — природа меняется мгновенно, а яркая «изюминка», несомненно, только украсит ваш снимок.
И самый главный совет: постоянно экспериментируйте. Прочесть 10 советов не достаточно для того, чтобы стать профессионалом в съемке пейзажей. Помните об этом. Мастерство приходит с опытом, а опыт зачастую строится на собственных ошибках. Так что дерзайте и практикуйтесь!
Не совсем согласен с советом #2. f/16 — это явно перебор. Обычно объектив дает самую большую резкость в пределах от f/5 до f/11, а дальше она наоборот падает. Я обычно снимаю пейзажи примерно на f5.6 — 9. Глубина резкости, когда фокусируешься на бесконечности, уже особой роли не играет.
А мост из Кременчука
Кто-то еще обратил внимание, что ни одна из фотографий в статье не блещет качеством и почти все они не следуют рекомендациям композиции... (эффект глубины, линии перспективы, наличие заполненных 3х планов и т.д.?)))
Да уж, первое, что бросается в глаза...