Очень часто так бывает так, что людям, купившим фотоаппарат, быстро надоедает бездумно нажимать на кнопку спуска и они начинают хотеть чего-то большего. У них возникает желание научиться фотографировать правильно. Ведь камера есть, руки есть, а фотографий – нету.
Так с чего же начать долгий и тернистый путь к фотомастерству?
Когда-то и я задал себе такой же вопрос и решил постигать азы фотоискусства. Самостоятельно. А теперь хочется поделиться своим опытом, чтобы вы, наши дорогие читатели, не повторяли распространенных ошибок. Речь пойдет не о режимах съемки фотоаппарата, экспозиции, чувствительности и прочих технических аспектах – я расскажу вам о книгах, которые научат основам фотокомпозиции.
На сегодняшний день есть море литературы о фотографии, но найти среди него истинный кладезь знаний – задача не из легких. Всяческие библии фотографий в двухсот пятидесяти томах от авторов с заморскими фамилиями очень часто не дают ответы на самые банальные вопросы, которые могут возникнуть у начинающего фотографа. Поэтому мы обратимся к людям, которые воспитали много поколений советских фотографов и кинооператоров, а по их книгам учатся и в наше время.
Сергей Александрович Морозов – теоретик советского и зарубежного фотоискусства, фотожурналист, сотрудничал со многими газетами и журналами. Его книга “Композиция в фоторепортаже” 1941 года издания познакомит вас с основами теории фотокомпозиции в легкой и доступной форме. Только не забывайте игнорировать идейно-коммунистическую составляющую. Скачать можно тут.
Учебные пособия Лидии Павловны Дыко “Основы композиции в фотографии“, “Беседы о фотомастерстве“, “Композиция для фотографов” – это классика, которая никогда не стареет. А её книгу “Фотокомпозиция“, написанную в соавторстве с Анатолием Головней, очень многие считают лучшим русскоязычным учебником по фотокомпозиции.
Еще хотелось бы сказать о “Фотографии как…” Александра Лапина, оставившего нас в этом году. Книга в своем роде уникальна – она дает простые ответы на фундаментальные вопросы о фотокомпозиции, а также о визуальном и психологическом восприятии фотографии. Если у вас есть возможность – купите её. Если же вас устраивает электронный вариант – качайте pdf по ссылке.
И самое главное – не забывайте практиковаться. Все, что написано в книгах является лишь теорией и она никогда не станет практикой без вашего непосредственного участия. Надо уметь скомпоновать кадр за доли секунды, чтобы не упустить тот единственный момент, которому уже никогда не повториться…
Не пойму почему забыли про статью Разумно о фото http://afanas.ru/ROF/rof0.htm А дальше читать ничего и не надо, просто фотографируйте больше и чаще, но не бездумно.
Следуя Вашей логике, можно научиться управлять автомобилем, но не учить правила вождения...
Для управления фотоаппаратом читают инструкцию, а не букварь, если уж фантазировать по вашей "логике". И по большей части в ней все сказано.
А остальное приходит с опытом и талантом. Как по вашему снимали те, кто сами эти книжки и написали? Просто смотрите фотографии мастеров, думайте и творите.
"Наивно тешить себя надеждой, что мастерство придет с опытом."
Лидия Павловна Дыко
А талант почему мимо глаз пропустил? Или вырывать фразы из контекста это нормальная практика? По теме то, есть что ответить, желательно свои мысли а не чужие цитаты.
Одним талантом далеко не заедешь. Чтобы его раскрыть, нужны знания и упорный труд.
Раз уж заговорили о композиции, то не помешает на компе Atrise Golden Section.
Если знаете ана́логи, буду благодарен.
Обязательно Михалковича\Стигнеева - поэтика фотографии.
У меня книга "Дыко" была в электроном варианте в пятистах копиях, но я так и не прочитал. Не люблю советские книги, современные по приятнее. И вообще самое крутое это смотреть на фотку, прочитать "как это сделано" и пойти самому пытаться повторить!
Если речь идет о цифрозеркалке, то для начала стоит изучить матчасть. Ответы на банальные (и не очень) вопросы даны четко и понятным языком в онлайн-учебнике http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials.htm. А уж после этого можно и нужно думать о композиции. Потому что никакая композиция не спасет кадр с грубыми ошибками экспонирования, и фотошоп тоже не всесилен.
А потом имеем технически правильные фото, но абсолютно пустые по сюжету
ЭКСПОзиция, КОМОзиция... да какая к чёрту разница:)
В заметочке было указано, что "Речь пойдет не о режимах съемки фотоаппарата, экспозиции, чувствительности и прочих технических аспектах...". Композиция и правильное построение снимка - следующий шаг в понимании фотографии.